Авторский блог Валерий Скрипко 14:57 22 декабря 2019

ЖИЗНЬ В ПЕРЕВЁРНУТОМ МИРЕ

трудности перевода

Валерий Скрипко

Жизнь в перевёрнутом мире

В советское время, у нас на нашем факультете университета был студент со странным чувством юмора. Вечером, в общежитии, выпив с ребятами кислого «портвейна», и наслушавшись критических речей о советской власти, он, вздыхая, говорил: скорей бы деградировать!

Зря торопился. Процесс и так идёт полным ходом.

Жаль, что в те годы мы не смогли прочесть книгу «Заметки о русском» академика Д.С. Лихачёва, особенно его размышления о том, что такое настоящая интеллигентность и культурность. Оказывается –не знания, ни эрудиция не осведомлённость, здесь на первом месте, а «умение понимать людей иных культур, понимать широкий и разнообразный круг произведений искусства, понимать широкий круг чужих идей, сохранивший навыки умственной социальности».

По всем приметам, академик С.Д. Лихачев при воображаемом приёме в общество интеллигентных людей «забраковал бы всех либералов из нынешней российской литературной тусовки. Согласно его критериям, ни один из них на почётное звание интеллигента претендовать не может. Как, смеясь, сказал бы булгаковский Воланд: у них чего не хватишься, ничего нет!

Никаких «иных культур» - они понимать не желают, «чужих идей» -тоже. Страдают такой духовной глухотой даже их единомышленники, писатели - Нобелевские лауреаты.

Наглядный пример, беседа одного такого лауреата: белорусской писательницы Светланы Алексиевич с журналистом Н. Ажгихиной (российской журнал «Знамя», №4,2019 г)

Расхваливая Европу, писательница сходу отвергает все иные представления о правильной жизни! Светлана Алексиевич учит нас- российских читателей- «уму разуму» таким образом: «В Европе умеют жить для себя. Не ради идеи, страны, светлого будущего, а для себя, здесь и сейчас. В этом тоже разница. Там люди, которым за 90, живо интересуются происходящим в мире.»

Логики здесь нет и в помине: с какой стати эгоисту интересоваться остальным миром, когда живёшь только для себя? Но такого рода авторы, ради политических целей, оставляют всякую логику. Она им просто противопоказана. Потому-что если рассуждать строго по-научному- в выводах о качестве жизни целого народа- надо учесть и оценить все факторы: благоприятный климат, историю государства, экономическую ситуацию.

Всё это нобелевский лауреат знать не желает. Возможно, и знает, но не будет обсуждать. Алексиевич пытается в беседе с российским журналистом внушить российскому читателю, что все наши неудачи- итог неправильной жизненной установки. Вот, жили бы для себя и всё было бы тип- топ!

Судя по всему, Алексиевич как-то не задумывается о том, что при таком раскладе событий - в выигрыше будет только элита небольшого числа наиболее сильных государств, а две трети народов окажутся лишними на этом «празднике жизни». В её наспех сочинённой сказочке –на Западе –сплошная идиллия.

Алексиевич, конечно, никогда не скажет правду о том, что пример европейского уровня жизни-пример не честный, ложный. Не от того, что европейцы просто любят себя, им живётся так хорошо. А живётся так потому, что хозяева мировой экономики за счёт остальных стран-изгоев обеспечили многим странам Западной Европы высокий уровень потребления!

Большинство наших сограждан эту вопиющую несправедливость мирового устройства интуитивно чувствует! А самая образованная часть –знает это в цифрах и фактах. ( Их можно найти и в Интернете)

Но либерал делает вид, что экономика тут не причём! Что не имеет никакого значения, что все рынки давно поделены: всех «лишних» отмели, бессовестно высокий курс валют задрали до небес! И живут обманом и насилием!

Да что вы, отмахнётся либерал:- «западники» такие милые. Странная, туманная речь писательницы продолжается: «На Западе начинаешь говорить с человеком- и может идти речь обо всём на свете.

А у нас с кем не заговори-через минуту чаще всего начинается долгая песня о собственном страдании». (У нас – по смыслу текста- и в Белоруссии, и в России)

Но «страдание» деформирует человека, -продолжает Алексиевич, оказывается: «питательной почвой для средневековой темноты»!

Вот и весь секрет: живёт плохо только тот, кто думает, что живёт плохо. Алексиевич нагоняет страху на читателей:

«Какие ужасные идеи появились, и им потакают церковники, - женщин держать взаперти, бить детей!»

Оцените бессмысленность этой фразы. Такое ощущение, что её переводили с белорусского, но на русский так до конца и не перевели! Несколько лет по интернету я смотрю лекции, слушаю проповеди православных священников в храмах. Никто из них «про детей» ничего такого не говорил и битью детей «не потакал»!!

Вся эта нарочитая небрежность либерала в подборе слов и определений, сознательное искажение чужих мнений- это же «торжество « победителя» всемирного потребителя над людьми труда, над здравым смыслом!

Это –головокружение от успехов…

Такой «победитель» и с Достоевским, как Чичиков –на дружеской ноге! После всех вышеперечисленных гимнов эгоистам, следующий пассаж просто шокирует:

«Как писал в дневниках Достоевский «сколько человека в человеке? Достоевский мне очень помогал, его понимание нашей тёмной сущности. Самое главное-беречь человека в человеке»

Это какого человека призывал беречь великий человеколюбец Фёдор Михайлович? Который живёт только для себя? И от чего беречь? От «тёмной сущности»? Неясно, как её одолеть при «нарочитой религиозности»?

Читаем далее: «Немногие, к сожалению, об этом задумываются и готовы нести личную ответственность за происходящее в мире. И нарочитая религиозность не помогает, она скорее группирует в некое народное тело, которое чувствует, не думает. Думать и делать выбор каждый должен сам.»

Сложно понять эту путанную, странную речь. Если представить подобную ситуацию в жизни, то воображение рисует какое-то сюрреалистическое видение: человек послушал лауреата и стал жить не для идеи, ни для государства, а только для себя. И тут «бац» - приходит комиссия ООН в его хату, которая была с краю, и вопрошает: а где твоя личная ответственность за происходящее в мире?

И ничего бедному эгоисту не остаётся, как спрятаться за «нарочитую религиозность» и притвориться частью «некоего народного тела, которое чувствует, но не думает.»

А раз –не думает, с него и взятки гладки, к личной ответственности не привлечёшь!

Запись беседы озаглавлена: «Мир спасёт гуманитарный человек».

Судя по вышеописанным качествам, этот странный индивид, как многорукий бог Шива, одной рукой будет «грести всё на себя», другими- защищать мир, о котором он не думал, но который привлёк его к личной ответственности ( За эгоизм, наверное). Но гумманитарный, не значит -гуманный!- Говорили мы,студенты гумманитарного вуза, однажды поколотив студентов из политихнического института.

Вы представляете, в какой духовной «Яме» находится мир, если в нём отмечаются как светочи культуры и искусства деятели с таким странным мышлением.

Подобные атаки на духовную Россию будут бесконечны.

Они исчезнут только с исчезновением всей мировой «рыночной» несчастной части человечества, не знающей меры в потреблении благ, живущей только для себя.

****************

1.0x