Сообщество «Форум» 16:16 11 августа 2018

Жемчужина русского зодчества

Церовь Преображения в селе Остров

Жемчужина русского зодчества

Вдруг кто-то вспомнил, что сегодня

Шестое августа по - старому

Преображение Господне.

«Август» Б.Л. Пастернак

Двунадесятый праздник Преображения Господня приходится на 19 августа – Второй Спас – «яблочный». И на Успенский пост, с 14 по 28 августа. Благодатное время года: изобилие овощей и фруктов, грибов и свежего картофеля, делают пост совсем не обременительным.

Многие церкви на Руси строились и освящались в честь Преображения. Главный собор Николо-Угрешского монастыря – Спасо-Преображенский. 19 августа там Пристольный праздник. Однако мало, кто знает, что напротив Николо-Угрешского монастыря, на правом берегу реки Москвы, стоит церковь Преображения в селе Остров. Оба храма видны с обеих сторон реки. Красивый вид на некогда заливные луга. Удивительно, что этот природный ландшафт ещё не обезображен индустриальными постройками.

Уникальность шатрового храма Преображения в селе Остров состоит в том, что он не имеет аналогов в элементах наружного декора. Церковь строилась из белого камня, который добывался поблизости в Мячковских карьерах. Освящение церкви произошло в 1646 году, в присутствии царя и патриарха. Царю Алексею Михайловичу было 17 лет, и он всего лишь год назад в 1645 году взошел на престол. Патриархом был Иосиф, его патриаршество продолжалось с 1642 по 1652 годы, когда его сменил Никон. Образ постройки ассоциируется с храмом Вознесения в Коломенском, который строился веком ранее, а точнее в 1532 году.

Церковь Преображения стоит на подклете, на призме четверика с переходом к восьмерику, сужающимся кверху шатром. Завершается восьмигранным барабаном и полусферой с крестом. Места перехода от одной формы к другой декорированы кокошниками, количество которых на основном храме 144, а вместе с приделами – более 200! Профилировка мощных лопаток, красивый рисунок аркатурного пояса, пирамида кокошников – это симфония белокаменного зодчества!

Храм имеет три абсиды и галерею-гульбище округ храма. Первоначально галерея была открытой, а при строительстве колокольни в 1830 году, её превратили в закрытую, соорудив кровлю. Левую – северную сторону галереи венчает придел, освящённый в честь чудотворцев и бессребреников мчч. Кира и Иоанна. Правый – южный придел во имя вкм. Екатерины.

Сказочный храм оставляет незабываемое впечатление своими пропорциями, соразмерностью и стремлением - в высь. Формы и детали внешнего декора храма Преображения не встречаются в русском каменном зодчестве 16 века и в последующие века. Появление такой архитектуры в селе Остров остаётся, по сей день, загадкой. Колокольня, построенная значительно позже, вносит диссонанс в архитектурный облик самой церкви.

В ХУШ веке селом Остров владел граф Алексей Григорьевич Орлов (1737-1807). Им был заложен первый конный завод – колыбель орловской породы лошадей. До сих пор сохранилось здание конного двора и остатки некогда большого парка.

В настоящее время внутри храма идут восстановительные работы, надо заметить, весьма неспешно. Службы проходят в пределе Кира и Иоанна, а в престольные праздники - в основном храме.

Почему так радует взор каждый наш православный храм? Безымянные, крепостные зодчие творили красоту во Славу Божию!

Когда начинаешь задумываться о строительной практике русских мастеров, то возникает законное удивление. Как люди, не имея инженерного образования, могли возводить такое великолепие? Ведь надо было рассчитать нагрузку на фундамент, иметь точные измерительные инструменты и много чего другого...

Оказывается, старые мастера всё знали: пропорции золотого сечения – этой фундаментальной основы строительства, соразмерности и взаимных геометрических подобий. Владели они и технологией приготовления связующих растворов, которые веками сохраняют свою прочность...

Символ веры

Обыкновенно свет без пламени

Исходит в этот день с Фавора,

И осень, ясная, как знаменье,

К себе приковывает взоры.

Следует сказать, что Нетленный Свет, исходящий с Фавора, стал предметом ожесточённого спора уже в первые века христианства. Римская церковь, считавшая себя центром Вселенной, ибо её кафедра происходила от перво - верховного апостола Петра, изменила канонические основы Символа Веры. «Новый римский догмат» определял исхождение Духа Святого и «от Сына», что привело к искажению основного догмата – триединости Бога.

Бог христиан – Троица! Триединость состоит в том, что в Нем - Три Лица: Отец, Сын и Святой Дух. Единая Природа в трех Ипостасях! Святые Отцы Церкви на Божественном откровении, сумели сформулировать совокупность свойств Святой Троицы, успешно отстаивали эти положения и любые отклонения считали ересями. Случалось, что символ Троицы объясняли наглядными примерами. Разгневанный Святитель Спиридон епископ Тримифунтский, на Первом Вселенском Соборе в 325 году, взял в руки кирпич и так стиснул его, что вышел огонь, истекла вода, а глина осталась в руках чудотворца. «Се три стихии, а плинфа (кирпич) одна – сказал Святитель Спиридон, - так и в Пресвятой Троице – Три лица, а Божество одно».

В наше время, казалось бы, алогичное противоречие, якобы содержащееся в символе Троице – «три в одном» блистательно снял академик Б.В. Раушенбах: в «математике – это самый обычный вектор с его ортогональными составляющими». Единство во Святой Троице – это фундаментальный закон Природы! Такой же, как Закон сохранения вещества М.В.Ломоносова, Периодический закон Д. И.Менделеева и математический объект – вектор...

Отпадение католицизма от полноты Божественной благодати и от соборного единства Вселенской Православной церкви, привело к расколу уже на рубеже Х-ХI веков. Не только догматическое искажение вероучения, но и стремление к господству над миром, активное участие в политических интригах, стало неотъемлемой чертой католического мировоззрения. Церковь уклонилась в многочисленные заблуждения. На этом фоне папы объявили себя наместниками Христа на земле, главой всех Церквей и светских государств, а также о своей непогрешимости в делах веры...

Неизбежным следствием такого положения дел стал упадок нравственности и благочестия. От злоупотреблений Римского епископата, в 16 веке от католицизма откололись протестанты, давшие в свою очередь, жизнь многочисленным ересям и сектам. Народы Западной Европы, по мановению пап, взяв меч и крест, шли сражаться против каждого, кого Римский епископ признавал своим врагом.

На протяжении всей русской истории Рим не упускал возможности использовать сложности русской жизни в своих интересах. Сколько их было: нашествий и войн, междоусобиц и распрей. На Куликовом поле в войсках Мамая воевала наёмная генуэзская пехота… Всё повторяется снова и снова.

Сегодня на Западной Украине, под прикрытием «унии» и «оранжевой революции», католицизм развернул очередное наступление на Православие, на русских людей, на национальную принадлежность - русский язык...

Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн не уставал повторять нам: «...надо все это знать и помнить, чтобы мы могли здраво оценивать события, происходящие вокруг нас, и уберечь себя от обольщений и пагубных ошибок».

Вот такой он отблеск Фаворского света.

Бабье лето

За яблочным Спасом - 23 августа на Лаврентия, у русских людей существовал поэтический обычай, который сохранил для нас И.А.Бунин в рассказе «Антоновские яблоки»: «осень и зима хороши живут, коли на Лаврентия вода тиха и дождик». В полдень смотрели на воду – если тиха, не волнуется – осень обещает быть тихой и зима без злых метелей.

А 28 августа Успенье, начало молодого бабьего лета, которое длится до 11 сентября. С Успенья солнце засыпает. Наверное, многие замечали, что на Успенье погода стоит тихая, с неярким солнцем, всё окрашено в мягкие пастельные тона. Если и случается дождик, то он тоже тихий, тёплый, ласковый... Природа таинственно улыбается в дни праздников! Она полна законов Божественного бытия!

Стихотворение «Август» Бориса Пастернака

Стихотворение «Август» поэт написал в 1953 году, стихи - одна из вершин в лирической русской поэзии. Стихи знакомы многим: «…И вы прошли сквозь

мелкий нищенский, Нагой трепещущий ольшанник. В имбирно-красный лес кладбищенский, Горевший, как печатный пряник. С притихшими его вершинами Соседствовало важно, И голосами петушиными Перекликалась даль протяжно…»

Завораживающая энергетика слова…

Мудрый Евгений Васильевич Курдаков (1940-2002гг.) сказал, пожалуй, самые верные слова о творчестве поэта, что: «…тяжелейшая переинициация (Переделкино, 1941 г.) – это пересотворение на пути, уточнения Поручений, после чего обладатели Дара становились совершенно иными и в жизни, и в служении…».

Многие помнят стихотворение Б.Л. Пастернака (1890-1960гг) «На ранних поездах», март 1941 года. За три месяца до начала Великой Отечественно войны!

.

«…Я молча узнавал России Неповторимые черты. Превозмогая обожанье, Я наблюдал, боготворя, Здесь были бабы слобожане, Учащиеся, слесаря. В них не было следов холопства, Которые кладёт нужда, И новости и неудобства Они несли, как господа…»

Евгений Курдаков - автор заключительного слова в дискуссии на тему: «Дарование есть поручение», по поводу сентенции Е. Баратынского, что было представлено журналом: «Литературная учёба», книга первая, янв. – февр. 1993 г. Уникальное издание…

Е. Курдаков приводит примеры инициации Пушкина (Михайловское 1824- 25 гг), инициация Толстого (так называемые «Арзамасские страхи)… и сравнивает такое Поручение с воспитанием шаманов.

«Здесь надо оставить цивилизованное высокомерие. Цивилизация - не есть культура, и внимательно присмотреться к процессу исполнения Поручения, что этнографы сделали ещё сто лет назад. Назвав шаманский врождённый дар – талантом, труднейший и мучительнейший обряд инициации – литературной учёбой, а служение племени творческим процессом, можно легко поместиться в прошлом и с собственной терминологией… Истинная инициация – это прежде всего полное перепосвящение собственного дара нуждам племени, народа (т.е. нации, языка), служение его духовному здоровью, благоденствию, силе его, ибо в силе – достоинство племени».

Е. Курдаков с большой долей иронии пишет, что шаман, камлающий по – чёрному, т.е. во вред племени; от такого сородичи старались избавиться. Если племя не избавлялось от разрушителя, а разинув рот, слушало его еретические камлания, то с племенем было совсем худо…

Невозможно представить себе шамана, требующего себе лучший чум, в лучшем месте тайги. Невозможно представить себе коллоквиум шаманов, обсуждающих вопрос поездок в чужие племена, чтобы заработать на новый бубен.

Невозможно представить себе шамана, камлающего для своего племени из-за кордона. И совершенно невозможно представить себе шамана, камлающего лишь для самого себя…

«А между тем всё это происходит рядом и с нами, постоянно и привычно…»

Для литературоведов и либеральных критиков Дарование и Поручение –

закрытая тема…

«Всё это было бы смешно, когда бы, не было так грустно».

Иллюстрация: Церковь Преображения в селе Остров. Фото автора.

1.0x