Сообщество «Салон» 00:00 10 сентября 2015

Зеркало для героев

Несмотря на то что "Пиковая дама" представляет собой компиляцию голливудских ужастиков разных лет, художественные приемы нагнетания страха работают здесь безукоризненно. В кои-то веки на экраны страны выходит чуть ли не первый настоящий классический фильм ужасов, созданный по законам жанра и не пытающийся казаться чем-то иным. Немалую роль в производимом на зрителя эффекте играет роль человека-оркестра Павла Руминова, обеспечившего картине впечатляющую музыкальную и фоновую обработку.

"Пиковая дама: Чёрный обряд" (2015, Россия, режиссёр — Святослав Подгаевский, в ролях — Алина Бабак, Игорь Хрипунов, Валерия Дмитриева, Сергей Походаев, Дмитрий Куличков, Владимир Селезнёв, Евгения Лоза).

В большом городе свой ритм, свой пульс и свои легенды. Страшные истории о том, как "одна девочка" или "один мальчик" вызвали на свою голову Чёрную руку, Кровавую Мэри, дьявола или иную нечисть, испокон веков будоражат фольклор по все стороны мировых океанов. Так, руководствуясь лучшими побуждениями, холодным зимним вечером в одной из квартир спального района трое подростков решают разыграть свою юную соседку — двенадцатилетнюю Аню (Алина Бабак) — и проводят магический обряд. Девочка рисует красной помадой на старом, треснувшем зеркале дверь и лестницу. И стоя перед ним со свечой в руке, произносит три раза роковые слова: "Пиковая дама, приди!" Зловещая фигура из зазеркалья не замедлит явиться в мир уютных многоэтажек. Это призрак женщины, приходящей из отражений и отрезающей у спящих людей волосы. Подобно одной из древнегреческих мойр — Атропос, перерезающей ножницами нити жизней представителей человечества, Пиковая дама не удовлетворяется одной лишь добычей трофея.

На следующий день якобы от сердечного приступа умирает один из подростков. Дети понимают, что Пиковая дама — не миф и не сказка на ночь, и теперь их жизням угрожает смертельная опасность. В вереницу жутких событий невольно оказывается вовлечен отец Ани — автомеханик Антон (Игорь Хрипунов), который ушел в своё время из семьи к любовнице, но сохраняет контакт с бывшими домочадцами. Сначала Антон считает, что Аня является жертвой детских фантазий, но очень быстро замечает, что в зеркалах действительно кто-то есть. И этот кто-то настроен крайне недружелюбно. Затем погибает второй участник магического ритуала, и Антон в ужасе понимает, что его дочери грозит страшная участь. Тогда он обращается к бывшему врачу, а ныне дачному отшельнику Смирнову (Владимир Селезнёв), который знает о происходящем несколько больше других. Взрослые и дети объединяют свои усилия, чтобы противостоять призраку.

Существует устойчивое небеспочвенное мнение о том, что в России крайне плохо обстоят дела с жанровым кино. Последнее десятилетие в основном делило территорию между отечественными блокбастерами и артхаусом, крайне редко выбираясь за границы установленных прокатчиками правил. С фильмами ужасов и вовсе дела обстояли плачевно. Проявив себя в перестроечные времена, с приходом нового мира, хоррор абсолютно не вписывался в саму систему кинопроизводства, которая потихоньку осваивала игру на чужом поле локальными удачными вылазками в разных жанрах, но не превращалась в систему. Но, несмотря на то что "Пиковая дама" представляет собой компиляцию голливудских ужастиков разных лет, художественные приемы нагнетания страха работают здесь безукоризненно. В кои-то веки на экраны страны выходит чуть ли не первый настоящий классический фильм ужасов, созданный по законам жанра и не пытающийся казаться чем-то иным. Немалую роль в производимом на зрителя эффекте играет роль человека-оркестра Павла Руминова, обеспечившего картине впечатляющую музыкальную и фоновую обработку. Он же, в 2007-м году в том числе, печально прославился другой, в прямом смысле слова ужасной, картиной из жизни спальных районов большого города — "Мёртвыми дочерями". Артхаусным претенциозным ужастиком, от операторской и режиссёрской работы в котором нормальный человек убежит на край света спустя пять минут просмотра. "Пиковая дама", напротив, сильна не драматургией, а довольно-таки лютым видеорядом и многократным цитированием классики. Молодой режиссёр Святослав Подгаевский уверенно чувствует себя на поле "Зеркал" и "Полтергейста" и чуть менее вольготно в реальности Уильяма Фридкина, которая в виде знаменитого "Экзорциста" настигает героев ближе к финалу. Понятно, что если бы хоррор был поставлен у нас на поток, к картине Подгаевского претензий было бы больше. Но на данный момент его фильм — безусловная творческая удача. Несопоставимая по замыслу и воздействию с главным фильмом ужасов, снятым у нас — "Прикосновением" Альберта Мкртчяна (1992), но вполне годная для подростковой аудитории, желающей пощекотать себе нервы историей, созданной на отечественном материале.

Cообщество
«Салон»
5 марта 2024
Cообщество
«Салон»
Cообщество
«Салон»
1.0x