Авторский блог Роман Илющенко 15:41 11 июня 2019

Земное и Небесное

Состоялся традиционный Крестный ход, соединивший между собой два уникальных воинских соединения. И не только их…

Состоялся традиционный Крестный ход, соединивший между собой два уникальных воинских соединения. И не только их…

Он начался сразу после Божественной Литургии, в день памяти святого Иоанна Русского (9 июня) – солдата Петровской Армии, попавшего в плен к туркам во время неудачного Прутского похода (1711 года). В результате Петру, между прочим, пришлось пойти на уступки туркам и отказаться от недавно завоеванных русскими крепости Азов и побережья Азовского моря.

Символично, что русский Иван был прославлен не за воинские подвиги, а за стойкость в вере предков, которую сохранил и пронес несмотря на испытанные им страдания. В итоге он не только снискал уважение и даже почёт среди бусурман, но и почитание его находящимися под турецким игом православными греками. Ещё при жизни, этот угодник Божий творил чудеса. Ныне мощи святого Ивана Русского почивают в Греции, на острове Эвбея. А в храме во имя Александра Невского, расположенном на территории 21-й ордена Жукова бригады оперативного назначения войск национальной гвардии России (пос. Ашукино), находится его икона с частицей мощей.

Крестный ход, инициатором которого стал настоятель этого и многих других храмов Пушкинского благочиния Московской епархии, игумен Феофан (Замесов), ранее приурочивался к 1 июня – дню памяти другого святого князя и русского полководца – Дмитрия Донского. Но в связи со служебной необходимостью, вызванной началом летнего периода обучения в войсках, по просьбе командования бригады, был перенесён на ближайшие к этой дате воскресение.

Неизменным оставался лишь маршрут и сам замысел, ведь одной из точек Крестного хода стал храм во имя Димитрия Донского в микрорайоне «Софрино-1» г.п. Софрино, где располагается 9-я дивизия Противоракетной обороны Воздушно-Космических сил России. Такими образом, незримой нитью и вполне осязаемыми, особенно в 30-градусную жару, 15-ю километрами соединялись не просто два прихода и два русских Святых князя-воина, но и два воинских формирования, призванных охранять покой и мир и на земле, и на небе: от врага внешнего и внутреннего. Невольно напрашиваются аллюзии о земном и небесном! Известная русская до конца неразрешимая дилемма, сочетания, переплетения и постоянной борьбе двух начал, двух природ, двух воль в человеке.

…От храма святого благоверного князя Александра вышло порядка 60 человек, половина из которых – действующие военнослужащие бригады. Остальные – местные жители и гости из Москвы и Подмосковья, среди которых ветераны военной службы, боевых действий, кавалеры государственных наград.

Помимо обязательных хоругвей, крестоходцы несли на носилках две характерные иконы: Божией Матери «Воспитание», прославившейся многими чудесами, одно из которых явлено в наши дни – исцеление по молитвам перед нею матери своего сына – наркомана, сбившегося с пути. Вторая икона – «Азовская», написана на святой горе Афон, на клеймах которой изображены в т.ч. события, связанные с чудесной помощью казакам в период знаменитого «Азовского сидения» (1641—1642 гг.), когда окруженные превосходящими силами турок, казаки, начав молиться, получили неожиданную помощь. Враги в панике отступили от уже готовой пасть крепости с обессиленными защитниками.

Таким образом, тема воинского героизма, тяжкого плена, всё преодолевающей Веры и скорой помощи Божией, присутствовала в этом Крестном ходе. И не только в иконах или тропарях, которые попеременно пели крестоходцы. Убедился в этом и я сам, познакомившись накоротке с некоторыми его участниками во время привала на живописной поляне под берёзами:

Александр из Красноярска – рядовой, проходит службу по призыву. Отучился на механика-водителя БТР, прибыл месяц назад в бригаду. На Крестный ход вызвался идти добровольно, как и большинство его сослуживцев. Сам из простой рабочей семьи, его отец – участник боевых действий на Северном Кавказе, где служил мехводом, правда на БМП. Удивил трезвый, взрослый взгляд «не мальчика, но мужа» на многие вопросы, в которых куда взрослее его люди, с трудом могут разобраться.

Например, он вполне чётко идентифицирует врага, сеющего в душах людей тягу к пагубным привычкам. Курение, наркотики, игромания, уродование тел наколками и прокалыванием себя, как и многие другие проявления внешние зависимостей, навязывемой через СМИ «моды», по его мнению, чужды русскому человеку. И он должен бороться с этими проявлениями беснования. Как? Например, через молитву и крестные ходы… С ним вполне согласны его сослуживцы Иван из Костромской области, Игорь из Самары. И даже Рустам из Татарстана, который сам выразил желание пройти под иконами крестным ходом…

Валерий – полковник Росгвардии, проходит службу в Нижнем Новгороде. Приехал в отпуск и по совету бывшего сослуживца решил проверить свои силы в Крестном ходе. Впечатления у него самый положительные. Жаль, сетует полковник, что такие мероприятия – редкость в войсках, где работа с верующими военнослужащими ограничивается чаще всего лекциями и беседами, реже – участием в стационарных, малопонятных им богослужениях. Хотел бы и в своей части ввести такую традицию. Но, это если командование позволит...

Анатолий – полковник запаса. Проходил службу в бригаде в должности заместителя командира, прошел практически все «горячие» командировки. Ему приходилось закрывать глаза сослуживцам, которых не смог уберечь, отправлять на Родину «груз-200». Он убежден, что когда отец Феофан начал духовно окормлять бригаду, боевые потери стали значительно ниже…

Сергей – заместитель командира части по военно-политической работе, подполковник. Он отвечает в полку за высокий боевой дух и морально-волевые качества подчиненных. Как говорили раньше – «учит Родину любить». А научить этому, по его твёрдому мнению, невозможно без Бога. Это доказал ещё Суворов, сказав с гениальной простотой: «Безверное войско учить, что перекалёное железо точить». В данный момент в части проходит неделя профилактики наркомании и замполит не видит иного надёжного союзника, кроме Церкви…

Но вот привал окончен и крестный ход, не снижая темпа входит в бывший закрытый военный городок «Софрино-1». Крестоходцев встречают, как дорогих гостей, в лучших традициях святой Руси – колокольным звоном с духовной доминанты городка – колокольни храма во имя Дмитрия Донского. Приятно было увидеть на заборе церковной ограды баннер, посвященный Царственным страстотерпцам. Не меньшие эмоции вызвали граффити Сергея Есенина и Александра Пушкина, изображенные на стенах расположенных поблизости серых пятиэтажек. Чувствуется, что здесь живут не просто русские люди, помнящее и чтущие свои национальные корни и традиции, но и не лишённые хорошего эстетического вкуса.

От храма Дмитрия Донского в наш ход вливается Крестный ход, состоящий из местных жителей и военнослужащих дивизии ПРО ВКС. Волнующий и торжественный момент. Ведь очень важно научиться не только вместе ополчаться на зримого врага, но и молиться – именно так поступали наши предки. Таким образом нас становится в два, а то и в три раза больше! А за нами, конечно, вся Россия, которая по разным причинам не смогла сегодня к нам присоединиться. С молитвами, хоругвями и иконами обходим по бывшему военному городку, заранее оговоренным маршрутом, освящая территорию.

двойной клик - редактировать изображение

Но вот – конечная цель хода – храм во имя Державной иконы Божией Матери (явленной, как известно, в день насильственного отстранения от власти и пленения Государя Императора Николая Второго в 1917 году), имеющий необычную круглую форму. А с небесно-голубого цвета стоящей рядом нарядной колокольни опять ввысь несётся радостный благовест. Нам искренне рады. И мы не скрываем своих чувств и эмоций. Позади изнурительный трёхчасовой путь под палящим солнцем, преодолеть который без Божией помощи очень непросто. А впереди отдых и братская трапеза за щедро накрытыми столами с обязательной гречневой кашей с тушенкой.

двойной клик - редактировать галерею

Но прежде отец Феофан поздравил всех с окончанием хода, а затем со своим верным помощником иереем Георгием Парамоновым отслужил водосвятный молебен. Но еще раньше все желающие с огромным удовольствием утолили жажду обжигающе холодной водой из аккуратного колодчика. А дальше происходит обыкновенное… чудо, свидетелем которого, помимо меня, стали несколько человек. Во время прикладывания к Азовской иконе, я обнаружил за стеклом (!) два ручейка жидкости, которой там по всем законам физики быть не должно, тем более, что то же самое я делал час назад на привале, но жидкости не было!

Поделился своим открытием с нескольким крестоходцами, с волнением рассказал об этом о. Феофану. Но уже через несколько минут жидкость словно испарилась. Впрочем, это не повод расстраиваться, ведь главное чудо уже произошло: земное и Небесное соединилось в очень важной и нужной точке – у храма Державной Божией Матери!

1.0x