Авторский блог Алексей Шорохов 16:53 14 ноября 2018

Здравствуй, Москва!

Мировая премьера в юбилейную осень Рашида Калимуллина

двойной клик - редактировать изображение

двойной клик - редактировать изображение

Есть такой анекдот про Ференца Листа: когда будущий монах-францисканец, а в ту пору просто великий композитор и пианист, давал свои сольные концерты в Париже – по завершении выступления мужчины выходили из зала с торчащими вверх усами. Про женщин ничего не сообщается, но не сомневаюсь, что и они бывали потрясены до основания.

Примерно схожее ощущение пришлось недавно пережить на юбилейном концерте композитора Рашида Калимуллина в Большом зале Московской консерватории. И упоминание Листа здесь не случайно, ведь именно его в ХХ веке назовут «первым рокером» века XIX-го…

А первым крупным произведением прославленного ныне симфониста Рашида Калимуллина станет в 80-е годы именно рок-опера. И хотя в год собственного 60-летия композитор может себе позволить легкую усмешку по поводу «творческой юности», но слишком многое совпало в нынешней мировой премьере: и редкостный симфонический темперамент оркестра радио «Орфей», и глубокое эмоциональное осмысление музыки дирижёром «Новой Оперы» Василием Валитовым, ну и, конечно, виртуозное исполнение одного из самых «неформатных» пианистов нашего времени Фёдора Амирова. Также в концерте приняли участие виртуозы Гайк Казазян (скрипка) Мария Беговатова (саксофон) Аскар Абдразаков (бас).

Впрочем, не стоит воспринимать Калимуллина, кстати, убеждённого противника музыкального авангарда, за приверженца экстраординарных, а то и вовсе нарочито бессмысленных какофоний. Классическая манера у него совершенно спокойно соседствует с элементами модерна, который, впрочем, сам уже давно стал классикой. Плюс – отмечаемая всеми критиками узнаваемая национальная окрашенность музыки татарского композитора.

Столичной публике маэстро представил как ставшие уже классическими произведения, так и ряд совершенно новых сочинений. Среди них симфонический триптих «Здравствуй, Москва!», концерт для фортепьяно с оркестром и ряд других произведений. Также впервые с московской сцены прозвучали «Симфонические танцы» из балета по роману Виктора Добросоцкого «Белый лебедь».

Сочинения Калимуллина уже давно звучат во многих странах (Голландия, Швеция, Швейцария, Франция, Германия, Люксембург, Чехия, Польша, США, Япония, Турция, Южная Корея др.). А премьеры некоторых произведений состоялись в исполнении таких известных в мире коллективов, как Ардитти-квартет (Англия), Краусс-квартет и ансамбль «Музыка вива» (Германия), ансамблей «Сигнус» (США), «Вокс» (Швеция), Государственного квартета РТ.

Теперь же, благодаря тому, что с 2015 года Рашид Калимуллин возглавил Союз композиторов России, надеемся, что и московская публика будет чаще встречаться с творчеством маэстро.

1.0x