Авторский блог Василий Шахов 12:58 11 октября 2018

Заре навстречу... За алтари и очаги...

Заре навстречу... За алтари и очаги... Заметки о духовности светской и духовности религиозной...

ЗАРЕ НАВСТРЕЧУ… ЗА АЛТАРИ И ОЧАГИ…

Нешуточные споры вскипают ныне вокруг Встречи на Кубе… Листаю

трёхтомную «Липецкую Энциклопедию» (составители Б.М. Шальнев, В.В. Шахов). Первый том… Статья об Анатолии Дмитриевиче Безденежном. Народный артист Российской Федерации. Высокопрофессиональный артист обладает лирико-драматическим тенором широкого диапазона, красивого тембра и большой силы звука. В репертуаре мастера – русские народные песни, песни современных композиторов, произведения русской и зарубежной классики. Широко известен в нашей стране (он участник культурных программ, крупнейших музыкальных фестивалей) и за рубежом: в Польше, Германии, Индии, Австрии. ВАТИКАНЕ. И – ещё один биографический акцент:

НАГРАЖДЁН ОРДЕНОМ ДРУЖБЫ НАРОДОВ, А ТАКЖЕ ГОСНАГРАДОЙ ВАТИКАНА, КОТОРУЮ ЕМУ ВРУЧИЛ ПАПА ИОАНН ПАВЕЛ 11

Анатолий Безденежный – участник Пушкинских, Лермонтовских, Державинских, Жуковских, Замятинских, Данилевских, Левитовских, Писаревских, Пришвинских, Игумновских, Обуховских, Хренниковских, Кольцовских, Никитинских, Семеново-Тяншанских, Радинских чествований…

За дружеской беседой просили его рассказать о том, как он исполнил никитинскую «Русь» (композитор – липчанин А. Астахов) для Папы Римского…-

…Под большим шатром Голубых небес — Вижу — даль степей

Зеленеется.И на гранях их, Выше темных туч, Цепи гор стоят

Великанами. По степям в моря Реки катятся, И лежат пути

Во все стороны. Посмотрю на юг — Нивы зрелые, Что камыш густой,

Тихо движутся; Мурава лугов Ковром стелется, Виноград в садах

Наливается. Гляну к северу — Там, в глуши пустынь,Снег, что белый пух,

Быстро кружится; Подымает грудь Море синее, И горами лед

Ходит по морю;И пожар небес Ярким заревом Освещает мглу

Непроглядную...».Это ты, моя Русь державная, Моя родина Православная!

Широко ты, Русь,По лицу земли В красе царственной Развернулася!

У тебя ли нет Поля чистого... У тебя ли нет

Про запас казны, Для друзей — стола, Меча — недругу?

У тебя ли нет Богатырских сил, Старины святой,Громких подвигов?

Перед кем себя Ты унизила? Кому в черный день Низко кланялась?

На полях своих,Под курганами,Положила ты Татар полчища.

Ты на жизнь и смерть Вела спор с Литвой И дала урок

Ляху гордому.

Думается, что Папе Римскому было над чем задуматься…

…И давно ль было, Когда с Запада Облегла тебя Туча темная?

Под грозой ее Леса падали, Мать сыра-земля Колебалася,

И зловещий дым От горевших сел Высоко вставал Черным облаком!

Но лишь кликнул царь Свой народ на брань — Вдруг со всех концов

Поднялася Русь. Собрала детей,Стариков и жен,Приняла гостей

На кровавый пир. И в глухих степях,Под сугробами, Улеглися спать

Гости навеки. Хоронили их Вьюги снежные, Бури севера О них плакали!..

И теперь среди Городов твоих Муравьем кишит Православный люд.

По седым морям Из далеких стран На поклон к тебе Корабли идут.

И поля цветут, И леса шумят, И лежат в земле Груды золота.

И во всех концах Света белого Про тебя идет Слава громкая.

Уж и есть за что, Русь могучая, Полюбить тебя, Назвать матерью,

Стать за честь твою Против недруга, За тебя в нужде

Сложить голову!..».

*********************************************************************

ЗАМАЛЧИВАНИЕ, ЗАБВЕНИЕ –

ТА ЖЕ ФАЛЬСИФИКАЦИЯ ИСТОРИИ

Что остаётся от веков и поколений.

…Из-за недостаточной емкости памяти людской

события угасающей поры хранятся ею в тесной

упаковке мифа или апокрифа, вплоть до иероглифа.

Громада промежуточного времени, от нас до будущих

хозяев омолодившейся планеты, уплотняет историю исчезнувших предшественников в наконец-то

прочитанный апокриф Еноха, который объясняет

ущербность человеческой природы слиянием обоюдонесовместимых сущностей - духа и глины…

Л е о н и д Л е о н о в. «Пирамида». 1994.

Лучшие умы человечества осмысливали вечные вопросы духовности, культуры, этики, эстетики, гуманизма. «Наших предков сильно беспокоила тайна мироздания, - писал С.А. Есенин в «Ключах Марии». - Они перепробовали почти все двери, ведущие к ней, и оставили нам много прекраснейших ключей и отмычек, которые мы бережно храним в музеях нашей словесной памяти. Разбираясь в узорах нашей мифологической эпики, мы находим целый ряд указаний на то, что человек есть ни больше, ни меньше, как чаша космических обособленностей…»

Ку л ь т у р а (от латинского слова «cultura», означающего возделывание, воспитание, образование, уход, развитие, почитание) - это исторически определенный уровень развития общества, творческих способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценносях. Понятие «культура» употребляется для характеристики исторических эпох (например, древняя культура на территории того или иного региона), для обозначения специфических сфер деятельности или жизни (культура труда, культура быта жителей). В более узком смысле понятие культуры применяется как обозначение сферы духовной жизни людей.

Слово «культура» чаще всего встречалось в выражении «cultura

agricola» (культивация, обработка, улучшение почвы); позднее же это слово-понятие обрело принципиально иной смысл в выражении «cultura animi»

(совершенствование души).

Материальное и духовное… В «Повести временных лет» читаем о том, что книги «…суть реки, наполняющие вселенную, они суть исходящие

(источники) мудрости, в книгах неизмеримая глубина, ими утешаемся в печали, они суть узда воздержанию… Если будем искать в книгах мудрости прилежно, то обрящем великую пользу для души своей..."

Молчат гробницы, мумии и кости.

Лишь слову жизнь дана.

Из древней тьмы, на мировом погосте

Звучал лишь письмена.

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь,

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бесценный - речь.

Иван Бунин. «Слово», 1916.

Существует множество вариантов определения культуры. Краткий философский словарь под редакцией М. Розенталя и П. Юдина (М., 1954) констатирует: «Культура - совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством в процессе общественно-исторической практики». Философский словарь под редакцией И.Т. Фролова (М., 1986) утверждает: «Культура - творческая деятельность человечества во всех сферах бытия и сознания, направленная на преобразование действительности, на превращение богатств человеческой истории во внутреннее богатство личности». Академик Н.И. Конрад говорил: «Культура - то, что мы создаем, чем мы владеем, и в то же время, она создаёт нас, нами владеет».

…Крылатая легенда о Светлояре-озере. Предание гласит о граде Китеже белокаменном, с теремами, златоглавыми храмами. Лютоковарный ворог хотел обесчестить и полонить горожан, пожечь славный град Китежской Руси. Но свершилось чудо. Город сал невидим. Десять дней, десять ночей злобные нечестивцы рыскали в поисках селения русичей, чтобы надругаться над святынями. Но не тут-то было! Вражья длань не коснулась заветного!

Плещется-колышется чудо-озеро, сокрывшее Китеж-град. Таинственно глубинны родниковые омуты. Свято хранит озеро Светлояр тайну сокровенно-великую. Тайна озера - тайна души русской. Лишь чисым душой

людям открывается заветное.

И ай на горах-то, на горах да на высоких,

На шоломи было окатистом,

Эй там стоял-постоял да тонкой бел шатер,

Эй тонкой бел шатер стоял да бел полотняной.

И эй во том во шатри белом полотняном

И эй тут сидит три удалых да добрых молодца:

И эй во-первых да старый казак Илья Муромец,

И эй во-вторых да Добрынюшка Никитич млад,

Во-третьих да Олешечка Поповиц был.

Они стояли на заставы на крепкое

И эй стерегли-берегли да красен Киев-град…

Уроки духовности… Традиции отечестволюбия, человечности, патриотизма, «печали не о своём горе», добротолюбия, «гармонии самопожервования» во имя Родины православной.

Заветы-предосережения сыновьям Ярослава Мудрого: «…если же станете ненавидеть друг друга, ссориться, то и сами погибнете и погубите землю отцов и дедов ваших».

Шапка Мономаха поныне хранится в Москве. Из глубин столетий -

назидательное слово-укоризна Владимира Мономаха: «Зачем губим мы Русскую землю, зачем враждуем между собой?.. Пусть же с этих пор будет у всех нас единое сердце, соблюдем свою Отчизну. А кто нарушит завет? Да будет на того крест честной и вся земля Русская».

Мудрый и дальновидный князь-прозорливец Андрей Боголюбский

(«Мужество и ум в нем жили, правда же и истина с ним ходили и много доброденья в нем было… Всякий, держащийся добродетели, не может без многих врагов быть») перенёс столицу Руси во Владимир, украсил его храмами.

Летописцы называли «миродержцем» Всеволода, прозванного Большое

Гнездо; могучие витязи его могли «Волгу веслами расплескать, а Дон шеломами вычерпать».

«Уважение к минувшему - вот черта, отличающая образованность от дикости», - утверждал А.С. Пушкин. - …Ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество, или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог ее дал».

«К а к о й нам Б о г её дал…»

…Ночь, келья в Чудовом монастыре (1603 года). Отец Пимен, Григорий спящий. Пимен (пишет перед лампадой):

Еще одно, последнее сказанье -

И летопись окончена моя,

Исполнен долг, завещанный от Бога

Мне, грешному. Недаром многих лет
Свидетелем Господь меня поставил

И книжному искусству вразумил;

Когда-нибудь монах трудолюбивый

Найдет мой труд усердный, безымянный

Засветит он, как я, свою лампаду -

И, пыль веков от хартий отряхнув,

Правдивые сказанья перепишет,

Да ведают потомки православных

Земли родной минувшую судьбу,

Своих царей великих поминаю

За их труды, за славу, за добро -

А за грехи, за темные деянья

Спасителя смиренно умоляют.

На старости я сызнова живу,

Минувшее проходит предо мною -

Давно ль оно неслось, событий полно,

Волнуяся, как море окиян?

Теперь оно безмолвно и спокойно,

Не много слов доходят до меня,

А прочее погибло невозвратно…

Но близок день, лампада догорает -

Еще одно, последнее сказанье…

И на школьных занятиях, и в вузовском лекционном курсе, говоря о «Борисе Годунове» почему-то мы забываем напомнить о предпосланном великому тексту посвящении: «Драгоценной для Россиян памяти Николая Михайловича Карамзина сей труд, гением его вдохновенный, с благоговением и благодарностью посвящает Александр Пушкин».

Ссылки на Карамзина в пушкинских сочинениях… «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие. «Государственное правило, - говорит Карамзин, - ставит уважение к предкам в достоинство гражданину образованному». Греки в самом своем унижении помнили славное происхождение свое и тем самым уже были достойны своего освобождения. Может ли быть пороком в частном человеке то, что почитается добродетелью в целом народе? Предрассудок сей, утвержденный демократической завистью некоторых философов, служит только к распространению низкого эгоизма», - пушкинское высказывание 1827 года.

Два чувства дивно близки нам,

В них обретает сердце пищу:

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

Животворящая святыня!

Земля была б без них мертва…

…И как алтарь без божества… (1830)

Пушкинские уроки духовности… «Простительно выходцу ( Пушкин имел в виду выходца из чужих земель - В.Ш.) не любить ни русских, ни России, ни истории ее, ни славы ее. Но не похвально ему за русскую ласку марать грязью священные страницы наших летописей, поносить лучших сограждан и, не довольствуясь современниками, издеваться над гробами праотцов» (1830). Пушкинское высказывание 1836 года: «Ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество, или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам бог ее дал» (1836).

Пушкинско-карамзинская традиция вдохновит «в и д е н и е» поэта следующего столетия :

Взбегу на холм

и упаду

в траву.

И древностью повеет вдруг из дола!

И вдруг картины грозного раздора

Я в этот миг увижу наяву.

Пустынный свет на звездных берегах

И вереницы птиц твоих, Россия,

Затмит на миг

В крови и жемчугах

Тупой башмак скуластого Батыя…

Россия, Русь - куда я ни взгляну…

За все твои страдания и битвы

Люблю твою, Россия, старину,

Твои леса, погосты и молитвы,

Люблю твои избушки, и цветы,

И небеса, горящие о зноя,

И шепот ив у омутной воды,

Люблю навек, до вечного покоя…

Россия, Русь! Храни себя, храни!

Смотри, опять в леса твои и долы

Со всех сторон нагрянули они,

Иных времен татары и монголы.

Они несут на флагах черный крест,

Они крестами небо закрестили,

И не леса мне видятся окрест,

А лес крестов

в окрестностях

России.

Кресты, кресты…

Я больше не могу!

Я резко отниму от глаз ладони

И вдруг увижу: смирно на лугу

Траву жуют стреноженные кони.

Заржут они - и где-то у осин

Подхватит эхо медленное ржанье,

И надо мной -

бессмертных звезд Руси,

Спокойных звезд безбрежное мерцанье…

Николай Рубцов. «Видение на холме».

* * *

В истории духовной культуры России одно из самых почетных мест отведено Михаилу Васильевичу Ломоносову(1711-1765). Знаток летописей, степенных книг, хронографов, житий святых, разрядных и родословных книг,

Ломоносов-поэт и культуролог обращался к древнерусской истории. В оде 1741 года воссоздает он предсмертный наказ «разумного Гостомысла»: «Противных чтоб вам силу стрети, Живите в дружбе, бойтесь ссор…»

Ломоносов выступал против принижения роли русского народа. «В России столь великой тьмы невежества не было, какую представляют многие внешние писатели», - говорил он.

«Божий мир» с его «живым» дыханием прекрасен:

Кристальны горы окружают,

Струи прохладны обтекают

Усыпанный цветами луг.

Плоды, румянцем испещренны,

И ветви, медом орошенны,

Весну являют с летом вдруг.

Восторг все чувства восхищает!

Какая сладость льется в кровь?

В приятном жаре сердце тает!

Не тут ли царствует любовь?

И горлиц нежное вздыханье,

И чистых голубиц лобзанье

Любви являют тамо власть.

Древа листами помавают,

Друг друга ветвьми обнимают,

В бездушных зрю любовну страсть!

В 1743 году Ломоносов создал оригинальное произведение - переложение 143-го библейского псалма:

Меня объял чужой народ,

В пучине я погряз глубокой;

Ты с тверди длань простри высокой,

Спаси меня от многих вод.

Вещает ложь язык врагов,

Десница их сильна враждою,

Уста обильны суетою,

Скрывают в сердце злобный ков.

Но я, о Боже, возглашу

Тебе песнь нову повсечастно;

Я в десять струн Тебе согласно

Псалмы и песни приношу…

Избавь меня от сильных рук

И от чужих народов власти:

Их речь полна тщеты, напасти

Рука их в нас наводит лук.

«Богатырь русской поэзии» Гавриил Романович Державин (1743-1816) призывал к милосердию по отношению к «питателям отечества» - землепашцам. Призыв к властителям быть гуманными («Будь на троне человек»). Убеждение в божественной природе человека. Размышления о жизни и смерти («Сегодня бог, а завтра прах…»). Державину близок шекспировский идеал («Что за мастерское создание - человек!.. В постижении сходен с божеством! Краса вселенной! Венец всего живущего»). Державин

своеобразно трактовал крылатую мысль Руссо - человек велик своим чувством; («Ум и сердце человечье были Гением моим»)

Разработка Державиным нравственно-художественных возможностей жанра псалма («Ода. Переложение 81 псалма»); обращение к царям («Ваш долг - законы сохраняти И не взирать на знатность лиц, От рук гонителей спасати Убогих, сирых и вдовиц!»).

Державинская ода «Бог» получила мировую известность. На основные европейские языки она была переведена еще при жизни поэта. В ряде стран ода «Бог» переводилась многократно разными авторами ( во Франции - 15 раз, в Германии - 8). Человек - гордая, независимая личность, с трепетом осознающая свои заложенные Всевышним возможности, потенциал ума и чувства:

Я связь миров, повсюду сущих,

Я крайня степень вещества;

Я средоточие живущих,

Черта начальна божества.

Константин Николаевич Батюшков ( 1787-1855) в конце жизненного пути обратился к философско-трагическому речению восточного мудреца: «Ты знаешь, что изрек, Прощаясь с жизнию, седой Мельхиседек? .."

Алексей Васильевич Кольцов (1809-1842) с его «Человеком»:

Все творенья в божьем мире Даст желаньям ли свободу -

Так прекрасны, хороши! Землю кровью напоит;

Но прекрасней человека ......................................

Ничего нет на земли! Под ним море закипит.

То себя он ненавидит; Но изменятся стремленья,

То собой он дорожит; Озарится светом ум, -

То полюбит, то разлюбит; И своей он красотою

За миг жизни век дрожит… Все на свете помрачит…

Академик Д.С. Лихачев в статье «Экология культуры» говорит о том, что понятие экологии нельзя ограничивать только задачами сохранения природной биологической среды. Для жизни человека, полагает культуролог, не менее важна среда, созданная культурой его предков и им самим. Сохранение культурной среды при этом - задача не менее существенная, чем сохранение окружающей природы. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда столь же необходима для его

д у х о в н о й, нравственной жизни, для его «д у х о в н о й о с е д л о с т и», для его привязанности к родным местам, для его нравственной самодисциплины и социальности. Д.С. Лихачев отмечает, что вопрос

о «н р а в с т в е н н о й э к о л о г и и» не только не изучается, он даже и не поставлен нашей наукой как нечто целое и жизненно важное для человека. Изучаются отдельные виды культуры и «остатки культурного прошлого», вопросы реставрации памятников и их сохранения, но не изучается «нравственное значение и влияние воздействующей силы на человека всей культурной среды во всех ее взаимосвязях, хотя сам факт воспитательного воздействия на человека его окружения ни у кого не вызывает ни малейшего сомнения… Культурную экологию не следует смешивать с наукой реставрации и сохранения отдельных памятников. Культурное прошлое нашей страны должно рассматриваться не по частям, как повелось, а в целом» («Памятники Отечества», 1980, № 2).

1.0x