Авторский блог Владимир Бондаренко 00:00 27 ноября 2014

Заметки Зоила

"Москва-Пенне". Руководимая либералом Евгением Сидоровым и его либеральными помощниками, эта литературная премия до сих пор остается непредсказуемой: не правой и не левой, не либеральной и не консервативной, каждый раз выявляет свое новое лицо. Так, в прошлые годы её лауреатами становились и Владимир Личутин, и Фазиль Искандер, Людмила Улицкая и Валентин Распутин…

"Москва-Пенне". Руководимая либералом Евгением Сидоровым и его либеральными помощниками, эта литературная премия до сих пор остается непредсказуемой: не правой и не левой, не либеральной и не консервативной, каждый раз выявляет свое новое лицо. Так, в прошлые годы её лауреатами становились и Владимир Личутин, и Фазиль Искандер, Людмила Улицкая и Валентин Распутин…

На этот раз в финале сошлись Андрей Битов со своим новым романом (вернее, частью нескончаемого романа) "Что-то с любовью", молодая, но уже известная писательница либерального толка Ксения Букша с новым производственным романом "Завод "Свобода", и наш давний автор Сергей Шаргунов с нашумевшим романом "1993".

Литературные знатоки вовсю порочили победу Андрею Битову. Были шансы и у самой молодой из финалистов, тридцатилетней Ксении Букша, которая пришла в зал прямо со своим малышом.

Но особенность присуждения этой премии заключается в том, что из числа отобранных финалистов сама публика в зале своим голосованием избирает лауреата. И зал, собравшийся отнюдь не из нацболов и не из левой молодежи, а людей среднего и более чем среднего возраста, все-таки проголосовал за Сергея Шаргунова и его роман "1993". Сергею было отдано более чем 120 голосов, Андрей Битов и Ксения Букша получили где-то по 60 голосов.

Сначала я воспринимал процедуру голосования скептически: как это вольная разномастная публика будет определять лучшего прозаика? Может быть, в Италии так и принято, но у нас больше привыкли к мнениям компетентного и авторитетного профессионального жюри. Но тети Моти и дяди Пети из числа завсегдатаев ЦДЛ, определив победителя, — кстати, получающего и денежное вознаграждение в размере 150 тысяч рублей, — на мой взгляд, с выбором не ошиблись. Я тоже голосовал за Шаргунова и поэтому считаю себя немного причастным к его победе.

Конечно же, роман "1993" сейчас — одно из главных достижений современной русской прозы начала ХХI века. Это прорыв и для самого Сергея Шаргунова , и для всей современной русской литературы. Сергей был уже заметен своими юношескими шумными прорывами, но все же то были всего лишь эскизы-экзерсисы из его юной жизни. А вот романом "1993" Шаргунов сразу же вошел в серьезную литературу, стал одним из наших художественных лидеров, наравне с Захаром Прилепиным, Михаилом Елизаровым, Александром Тереховым. Название романа слегка провокационное, хотя сам роман посвящен не конкретному событию в октябре 1993 года, да и герой его погиб не на баррикадах, а умер сам собой, но — от надлома эпохи. Сергей дал верную картину нашего переломного времени, длящегося уже целых 20 лет, когда и члены семьи выясняют между собой не только свои личные отношения, но и судьбы страны. Жена более либеральна, как и положено по жизни, муж более консервативен, но не на баррикадах же им выяснять отношения . А что делать, если сама жизнь выгнала на баррикады, и муж гибнет от сердечного приступа там, на противоположной стороне. Кто поможет, как найти со всеми общий язык, и куда идти стране? До сих пор не утихают споры. Думаю, и сам Сергей Шаргунов, как и большинство молодых, постоянно делает свой выбор.

Впрочем, любая премия — это всего лишь стимул к новой работе, палочка в эстафете, лишь подстегивающая бегуна на длинные дистанции. Так когда-то премия Нацбеста, присужденная за роман "Господин Гексоген", вывела Александра Проханова на широкое читательское поле, в чем-то определила его дальнейшую писательскую судьбу. Надеюсь, премия "Москва-Пенне" подстегнет и Сергея Шаргунова. Удачи ему!

1.0x