Авторский блог Марина Алексинская 00:00 4 июня 2015

Светлана Захарова: «Всё зависит от таланта»

Балет — искусство ежеминутного преодоления. Преодоления себя, преодоления своих слабостей, лени, желания отдохнуть, желания… мало ли, любых человеческих слабостей. Малейшая себе поблажка моментально ощущается не только на сцене, но и в репетиционном зале.
1

В жизни человека есть предел художественным блаженствам. И если одно поколение восхищалось законодательницами грёз Павловой-Спесивцевой, второе — Семеновой-Улановой, третье — Максимовой-Бессмертновой, то для поколения, что делает сегодня лишь первые шаги в головокружительный мир фуэте, отдельное и исключительное место занимает Светлана Захарова. В марте, в Москве, на сцене ГЦКЗ "Россия", под эгидой Светланы Захаровой состоялся Первый детский фестиваль танца, и имя фестиваля — "Светлана". Фестиваль благотворительный. Приглашения были разосланы в детские дома, различные благотворительные фонды. А это значит: в сердце каждого ребенка навсегда осталось ощущение чуда. Чуда встречи со Светланой Захаровой, легендой русского балета.

Светлана Захарова — народная артистка России, прима-балерина Большого театра, приглашенная этуаль Ла Скала, мировая "звезда" балета. Величайшие балетмейстеры ХХ века Олег Виноградов, Пьер Лакотт не скрывают восхищения перед балериной, "идеальным воплощением петербуржского стиля". 26 мая Светлана Захарова признана лучшей танцовщицей года по версии BenoisdelaDanse (председатель жюри Приза — Юрий Григорович) и под нескончаемые овации публики, собравшейся в столь торжественный вечер в Большом театре.

"ЗАВТРА". Светлана, что побуждает Вас при столь плотном графике гастролей и выступлений, что расписан на годы и годы вперед, заниматься еще детьми, устраивать фестивали? Связано ли это с тем обстоятельством, что школу русского балета пытаются размыть в глобальном проекте? И какова задача вашего фестиваля?

Светлана ЗАХАРОВА. Задача? Фестивалем мы объединяем на одной сцене разные направления танца. Это классический балет, народный, эстрадный и современный танец. Четыреста детей выступили в один вечер! Ансамбли из Москвы, других городов России — и это было грандиозное действие! Помимо обычной сцены концертного зала "Россия", в Лужниках, специально для этого фестиваля, была выстроена большая сцена, а к каждому танцевальному номеру была подготовлена проекция.

Фестиваль — это не конкурс. И с самого начала мы хотели избежать любого конкурсного чувства у детей. В течение года мы сами отбирали коллективы. Отсматривали их номера и приглашали для участия в фестивале. Мне хотелось, чтобы на сцене все танцевали в свое удовольствие. И чтобы не было ни победителей, ни побежденных. Что и получилось! Дети радовались, смеялись, были счастливы! А зрители так были заряжены их веселой энергетикой, что крики "браво!" раздавались после каждого выступления.

"ЗАВТРА". Вы являетесь сегодня олицетворением русского балета. Интересно, насколько тяжела эта шапка Мономаха? Больше приятностей или невидимых миру слёз?

Светлана ЗАХАРОВА. Не тяжела, потому что я не думаю о том, кем являюсь сегодня и что олицетворяю собой. Я просто работаю, просто делаю своё дело на должном профессиональном уровне.

"ЗАВТРА". Цветы, овации, комплименты, наверное, трудно избежать головокружения от успехов?

Светлана ЗАХАРОВА. Знаки внимания и аплодисменты после спектакля они, конечно, приятны, мало того, они необходимы. Но в каждодневной работе продолжается обычный тяжёлый трудовой режим. Репетиции, недовольство собой, всё время поиск чего-то нового, всё время желание открыть какие-то новые возможности, новые эмоции, все это не позволяет расслабляться.

"ЗАВТРА". Недовольство собой? Казалось бы, Вы уже достигли уровня, когда можно почивать на лаврах, не так ли?

Светлана ЗАХАРОВА. Недовольство всегда. У нас такая профессия, что или ты видишь в зеркале свои недочеты, или твой репетитор делает тебе замечания, и всё время идёт работа над ошибками. Ты в зале всё равно как вечный ученик. Даже просто отрепетировать спектакль, который уже танцуешь десятки раз, всегда очень сложно и требует внимания, полной отдачи сил.

"ЗАВТРА". Значит, огонь и воду прошли, а медные трубы — этап преодоления?

Светлана ЗАХАРОВА. Балет — искусство ежеминутного преодоления. Преодоления себя, преодоления своих слабостей, лени, желания отдохнуть, желания… мало ли, любых человеческих слабостей. Малейшая себе поблажка моментально ощущается не только на сцене, но и в репетиционном зале.

"ЗАВТРА". Балет — это муштра, почти военный порядок. Что для Вас в таком случае свобода?

Светлана ЗАХАРОВА. Свобода для меня — это моя независимость в моих условиях работы. Свобода даже в том, что если я чувствую необходимость отдохнуть день-два, то могу себе это позволить. Дело в том, что когда твой организм в процессе работы говорит: не могу больше, то надо его слушать. Тогда я говорю себе: стоп! И никто не заставит меня репетировать дальше.

"ЗАВТРА". Быть прима-балериной Большого театра всё равно что "звездой" Голливуда в его "золотую" пору. Как же вам удается справляться с интригами, завистью и коварством?

Светлана ЗАХАРОВА. Я общаюсь с людьми, кто меня уважает и доброжелательно ко мне относится. А обсуждать, вовлекаться в интриги, на все это у меня не только желания, но и времени совсем не остается.

"ЗАВТРА". Вы интроверт?

Светлана ЗАХАРОВА. Я не могу сказать, что я живу только своим внутренним миром и только для себя. Я все замечаю и переживаю не меньше других. Но я стараюсь не выносить сор из избы, не обсуждать во всеуслышание проблемы театральной жизни. Если нужно решить какой-то вопрос, его можно решить вне публичных обсуждений.

"ЗАВТРА". Ваши первые шаги в Мариинском, потом в Большом театре пришлись на годы агрессии шоу-бизнеса, американской системы раскрутки "звёзд". Как Вы себя ощущали в этом пространстве?

Светлана ЗАХАРОВА. В классическом искусстве система шоу-бизнеса не проходит. Все зависит от таланта исполнителя. Если в театр приходит способный, талантливый молодой артист, его не могут не заметить. И обязательно будут давать возможность проявить себя. Что и произошло со мной, когда в 17 лет я пришла в Мариинку, обо мне уже все знали. И я сразу начала репетировать сольные партии. И ни одного дня не танцевала в кордебалете.

"ЗАВТРА". Воспитание в академии Вагановой сказывалось. Светлана, Вагановская академия — всё равно, что древнегреческая мифология. Тени богов по коридорам ходят?

Светлана ЗАХАРОВА. Думаю, тени там ходят. Эти старые мощные стены помнят самых великих артистов, которые когда то учились там. И запах, и воздух особенный… это какая-то особая атмосфера в помещениях…. А лица учеников уже взрослые, четко понимающие, где они учатся.

"ЗАВТРА". В училище девочка пребывает в мире сказки: принцессы, феи, эльфы… Потом сталкивается с реальной жизнью, жесткой очень. В какой момент происходит конфликт?

Светлана ЗАХАРОВА. На самом деле все эти розовые очки в нашей профессии быстро снимаются. Уже в школе присутствуют и детские интриги, жестокость детская, зависть и подлость. Мне кажется, что в 10-летнем возрасте дети теряют детство, ты уже практически работаешь… Перелом происходит с поступлением в театр. Выпускник считает себя самым одаренным и талантливым, а когда приходит в театр, его ставят в лучшем случае в третью линию кордебалета. Где царят свои законы и правила. Мне сложно говорить об этом, эта участь меня не коснулась.

"ЗАВТРА". Но будем помнить, что ценность балета в кордебалете.

Светлана ЗАХАРОВА. Без мощного кордебалета нет спектакля, как и без сильных солистов нет целостности в спектакле. Когда я танцую, то всегда чувствую и ощущаю мощь нашего кордебалета, его особую энергетику — это, во-первых. Во-вторых, ощущаю чувство поддержки, сопереживания и уважения. Это дорогого стоит.

"ЗАВТРА". Балерина в 19 лет танцует Одетту-Одиллию, Жизель, партии, для которых необходим немалый опыт переживаний. Что из девочки, неискушенной танцовщицы, делает вдруг на глазах зрителя великую балерину?

Светлана ЗАХАРОВА. Из девочки вряд ли можно сделать великую балерину, потому что величие приходит, конечно, с большим опытом. И с большими творческими достижениями. То есть начинающую способную, даже талантливую балерину никто не назовёт великой.

"ЗАВТРА". Я запомнила Вас в "Жизели", юную совсем. Что позволяло вам выражать сложнейшие эмоции?

Светлана ЗАХАРОВА. Первый раз "Жизель" я танцевала в 17 лет. Я помню репетиции. Я помню, как Ольга Николаевна Моисеева, мой педагог, мне буквально показывала каждый жест, раскладывала партию по частям, говорила, например, здесь ты должна чувствовать ужасную боль, твои руки опускаются, потому что у тебя нет сил и ты не понимаешь, что происходит вокруг… Я имею в виду драматические моменты спектакля, как в сцене сумасшествия. Тогда я многого не знала, не переживала и не осознавала. Сейчас, с опытом, сценическим и жизненным, все происходит иначе. Чтобы сыграть огромное счастье или глубокую боль, включается фантазия, ты начинаешь вспоминать малейшие переживания из своей жизни, за которые можно ухватиться и начинаешь представлять, что в этот момент чувствует героиня которую танцуешь, как и что она ощущает. Как бы реально пребываешь на её месте.

"ЗАВТРА". Сегодня Ваш педагог Людмила Семеняка, блистательная балерина и тоже — петербуржская школа, ученица Улановой. Что значит для Вас петербуржский стиль?

Светлана ЗАХАРОВА. Раньше петербуржский стиль действительно сильно отличался от московского. Сегодня всё уже переплелось. Иногда трудно определить: представители какой школы в данный момент танцуют. У всех есть возможность видеть записи в Интернете, смотреть, учиться и копировать. Раньше этого не было, и ученики то, что видели на сцене, то и копировали. В Большом театре была такая лёгкая небрежность, сильная техника, бравурность, акцент больше на то, чтобы представить себя, свою царственность и значимость. А в Мариинском театре — это всегда элегантность, чистота линии, это — скрупулёзность позиций. И еще сдержанность, непозволительность лишнего. Никакого выхода за рамки правил и никакой вольности.

"ЗАВТРА". Насколько сложным для вас был переход в Большой?

Светлана ЗАХАРОВА. Я боялась даже думать о том, что когда-нибудь уйду из Мариинского театра. Я была так воспитана, что лучше театра нет в мире. Мариинский театр был моей мечтой! Но знаете, приходит момент…когда хочется новых чувств, новых ярких эмоций, перемен. И когда меня снова пригласили перейти из Мариинки в Большой, это было уже в четвёртый раз, я почувствовала в тот момент, что мне необходимы перемены жизни. И я уже была к этому готова.

"ЗАВТРА". Сегодня артисты работают в режиме нон-стоп. Мне как зрителю интересно: вот предложи Вам — приме Большого театра — условие: два раза "Лебединое", два раза "Жизель" в месяц и гонорар, как за каждый день выхода на сцену…

Светлана ЗАХАРОВА. Идеальная жизнь (смеется), я вам скажу.

"ЗАВТРА". Не мешает ли классической балерине занятость в том, что называют современным балетом?

Светлана ЗАХАРОВА. Я могу с уверенностью сказать, что современный балет намного легче танцевать, чем классику. Поэтому многие балерины, когда теряют возможности на хорошем уровне танцевать классический балет, берутся, чтобы не уходить рано со сцены, за современную хореографию и прекрасно продолжают свою карьеру. Современная хореография — это для нас спасение сегодня. Современная хореография не имеет, как таковых, правил и рамок, которыми полна классика. И честно сказать, это очень здорово, что сегодня я могу много работать не только над классическими спектаклями, но и использовать свои возможности и мысли в новом.

"ЗАВТРА". А современная хореография не ломает тело? Ты ходишь с перевёрнутыми ногами, странными, так скажем, руками…

Светлана ЗАХАРОВА. Поверьте, это всё равно легче, чем в классике, где тоже все движения противоестественны человеку. Ко всему можно привыкнуть.

"ЗАВТРА". Можно сказать, что современный балет — это бизнес, а классический — искусство?

Светлана ЗАХАРОВА. Нет, я бы так не сказала. Современный балет — это возможность артистам и хореографам в современном мире выразиться.

"ЗАВТРА". А почему они выражаются так…

Светлана ЗАХАРОВА. Уродливо, да? (смеется) Всё называем своими именами. Есть хореографы, у которых нутро такое немножко…

"ЗАВТРА". Уродливое?

Светлана ЗАХАРОВА. Это сейчас мир такой. Людей несёт уже вовсю куда-то. Но, поверьте, есть современные хореографы очень интересные.

"ЗАВТРА". Классика по-прежнему в цене в мире?

Светлана ЗАХАРОВА. Да. Особенно если ее танцуют русские.

"ЗАВТРА". Великие балерины: Павлова, Спесивцева, Уланова, все они были патриотами своей страны.

Светлана ЗАХАРОВА. Притом, что Павлова и Спесивцева уехали благополучно.

"ЗАВТРА". Да, но не принимали иного гражданства и манифестировали свою любовь к России.

Светлана ЗАХАРОВА. И к русскому балету.

"ЗАВТРА". Интересно узнать о вашей гражданской позиции.

Светлана ЗАХАРОВА. Вы знаете, в России я или за рубежом, где бы ни находилась, я всегда осознаю, что представляю Россию. Страну, с великой культурой, историей и ценностями. Я люблю свою страну, с ее достижениями, достоинствами и недостатками. И очень скучаю, если долго нахожусь вдали.

"ЗАВТРА". Ощущение счастья с чем связано?

Светлана ЗАХАРОВА. Со многим… Самое-самое яркое — рождение дочери. Когда я её держала на своих руках, то это было счастье вперемежку с чем-то совершенно новым, с чем-то совершенно ещё неизведанным.

"ЗАВТРА". Раньше балерина жертвовала материнством.

Светлана ЗАХАРОВА. Да, такой стереотип сложился, что балерина не должна рожать. Не знаю почему. Я считаю, наоборот, должна, потому что открываются какие-то новые ощущения, новые эмоции, новые вообще понятия в жизни.

"ЗАВТРА". Светлана, во времена Кшесинской балерину одаривали бриллиантами. В советское время — звания, ордена и, конечно, комфортные условия жизни. Для Вас какой вариант предпочтительнее?

Светлана ЗАХАРОВА. Балерина — это статус, конечно же. Неважно, в какую эпоху ты живёшь, всегда приятно и важно, что твой труд должным образом оценивается и поощряется. А если говорить об эпохе, то я люблю эпоху царствования Екатерины Великой (улыбается). Период расцвета, перемен, красивых нарядов, балов. Были моменты, когда я просто зачитывалась книгами о Екатерине Второй. О том вкладе, который она внесла в развитие науки и культуры. Я была под таким впечатлением, что думала: Боже мой, ну почему же я не была рождена в то время?

Материал подготовила Марина Алексинская

Комментарии Написать свой комментарий

К этой статье пока нет комментариев, но вы можете оставить свой