Авторский блог Геннадий Животов 00:00 3 апреля 2014

Задело!

Мировые силы пытаются провести жирную черту между Россией и Украиной. Пытаются создать противостояние между двумя частями единого народа, пытаются лишить нас общей истории, общего культурного наследия. Это не могло не задеть меня! Кто смеет пытаться разъять нас?

Мировые силы пытаются провести жирную черту между Россией и Украиной. Пытаются создать противостояние между двумя частями единого народа, пытаются лишить нас общей истории, общего культурного наследия. Это не могло не задеть меня! Кто смеет пытаться разъять нас?

Я вспоминаю два моих путешествия в Киев. Первое произошло в 1972 году, во время студенческой практики. В то время в Москве были жуткие пожары — горели торфяники и леса. Столичное лето выдалось тяжёлым, жарким, чудовищным. Киев же встретил нас изумительно ясной погодой. Киев предстал передо мной божественным городом. И мы — молодые художники, бегали по музеям, где хранились богатейшие собрания живописи. Искусство двух наших стран невозможно разделить на русское и украинское. От нормального здорового тела нельзя просто так взять и отрезать части — оно не будет жить без рук, без ног.

Тогда, в 1972 году, мне удалось посетить величайшие киевские святыни — Кирилловскую церковь, где я увидел роспись "Сошествие Святого Духа на апостолов" работы Врубеля и Владимирский собор, внутри которого находились чудесные фрески Васнецова.

Недавно я перелистывал альбом Врубеля и наткнулся на репродукцию той самой фрески — "Сошествие Святого Духа на апостолов", оригинал которой до сих пор находится в Кирилловской церкви Киева. Годы создания данной работы — это время, когда Врубель был полон сил и какого-то неистового и невероятного по внутреннему напряжению и концентрации таланта. На пике первого великого взлёта художник и создал данную роспись. Своей силой эта работа напоминает самые могучие образцы Микеланджело. Апостолы — мудрейшие из мудрецов, и все они соединены живыми лучами с великим вселенским светом. В этой росписи, может быть, впервые наметился гениальный Врубель-монументалист. Он участвовал также в росписи Владимирского собора, где он помогал Виктору Васнецову. Никто не будет спорить, что Врубель — это часть России, часть нашего глубинного культурного кода. Постоянно происходят его тематические выставки. Работы Врубеля висят в наших лучших музеях. И тут эту нить, протянувшуюся на запад — на Украину, пытаются искусственно оборвать с помощью кем-то выдуманных границ, разделяющих единый народ. Кто смеет пытаться разъять нас?

В Киеве также был Музей русского искусства, не знаю, переименован ли он сейчас. Там хранилась одна из жемчужин творчества Врубеля "Девочка на фоне персидского ковра", — по моему мнению, одно из лучших произведений этого художника, — и несколько его акварелей.

Второе посещение Киева произошло в составе команды. Вместе с поэтом Евгением Нефёдовым и журналистом Андреем Фефеловым. Мы являлись бригадой, которая агитировала народ голосовать за Януковича. Я должен был рисовать на месте свои политические карикатуры, Нефёдов там же писал стихи. Это произошло во время первых выборов Януковича, когда тот проиграл. В начале двухтысячных передо мной предстал совершенно иной Киев: мрачный, весь затянутый тучами, город. Но по-настоящему поразило другое. Практически все музеи были закрыты. В Русский музей мы так и не попали, не были ни во Владимирском соборе, ни в Кирилловской церкви. Работал только музей рядом с Майданом, по-моему, он назывался Национальным.

Поразило, что все подписи к экспонатам были написаны на украинском и английском языках, русского нигде не было. Сама выставка внутри Национального музея состояла из изумительных образцов народной украинской живописи. Там были иконы, библейские сюжеты и многое другое. Все они содержали некую горячую малороссийскую искру.

Тогда я ходил по мрачному Киеву, одолеваемый тяжёлыми мыслями. Как художнику, мне не давал покоя факт, что изобразительная ткань, то, что связывает нас уже множество столетий, будет кем-то разорвана. Это невозможно! Я помню, в Берлине выставляли лучшие картины Репина. Весь Берлинский национальный музей был безоговорочно побеждён и полностью завоёван им. Внимание зрителей досталось ему. Рядом висели картины немецких художников, но у них не было никаких шансов: с полотен Репина лилась истинная, яркая, неудержимая жизнь. И, повторяя свой рефрен, произнесу: кто же посмеет нас разъять? Великую неделимую целостность Украины и России.

И сейчас западнее нашей границы опять творится неладное, братьям пытаются вложить в руки заточенные ножи. Это при том, что у нас общие предки, общая история, общие художники, в конце-то концов! Как можно разорвать все эти культурные связи? Репин родился в городе Чугуеве Харьковской губернии. Он подарил нам одно из самых великих художественных произведений — "Запорожцы пишут письмо турецкому султану". Возникает всё время один и тот же вопрос: как можно даже пытаться разорвать нашу связь? И как можно понять идеологов этого процесса? Какой-то абсурд!

1.0x