Авторский блог Полина Винникова 00:00 20 февраля 2014

Задело

Конечно, этот фильм ("Вий", 2014, Россия—Украина—Германия—Великобритания) нужно было смотреть именно на Украине и именно сейчас. Потому что он представляет собой наглядное воплощение понятия "социальный заказ". И хотя в титрах среди сценаристов указана фамилия Гоголя, сам Николай Васильевич, наверное, тысячу раз в гробу перевернулся от нынешней "киноинтерпретации" своего шедевра. Ни Гоголя, ни Украины в фильме нет. А что есть?

Конечно, этот фильм ("Вий", 2014, Россия—Украина—Германия—Великобритания) нужно было смотреть именно на Украине и именно сейчас. Потому что он представляет собой наглядное воплощение понятия "социальный заказ". И хотя в титрах среди сценаристов указана фамилия Гоголя, сам Николай Васильевич, наверное, тысячу раз в гробу перевернулся от нынешней "киноинтерпретации" своего шедевра. Ни Гоголя, ни Украины в фильме нет. А что есть?

Начнем с работы гримеров и костюмеров. "Украинцы" — поголовно толсты, некрасивы, грязны, испитые лица, лишенные интеллекта, жирные спутанные патлы спадают на лицо. Стараниями англо-германских гримеров большинство украинских лиц в фильме в точности похожи на ту самую жареную свиную голову, которая красуется на обеденном столе в одной из сцен. Одежды — темны и грязны. По плану сценаристов, внешность их соответствует внутреннему миру: украинские персонажи дики, корыстолюбивы (казак убивает лучшего друга из-за денег), трусливы (сельчане живут, отгородившись от остального мира рвом) и кровожадны — они с радостью бегут сжигать невинную девушку как ведьму, любоваться этим зрелищем…Маленькая историческая неувязочка: на самом деле, в славянском мире ведьм никогда не сжигали и не топили, тем более публично. Ведовские процессы с садистскими зрелищами публичной казни — это изобретение и практика именно Западной Европы: Англии, Германии, Франции и Швейцарии. Но это на самом деле, в реальной истории, до которой сегодня мало кому есть дело. А по фильму грязным, глупым и жестоким варварам-славянам противостоят светлые, разумные герои–англичане. Которых у Гоголя как-то не было совсем. Чистые и интеллигентные лицом. Джонатан Грей, великий ученый, ученик самого Ньютона. Всегда в белой рубашке, опрятном парике и светлом камзоле. Смел и честен. Его возлюбленная, дочка лорда Дадли — всегда в белом, лицо ее одухотворенно, золотые волосы вьются наивными умильными барашками. Их бэби — просто ангел во плоти. Лорд Дадли немного суховат и скептик — поначалу слегка разлучитель и слегка злодей, но именно что слегка, он такой любящий отец, ему простительно. Тем более, что в конце он, как разумный человек, как истинный англичанин — всё понимает и переходит на сторону добра. То бишь главного героя Грея….

Итак, англичане — цитадель добра в белых одеждах, противостоят бурой массе украинцев.

Сидя в харьковском кинотеатре, оглядываюсь по сторонам: не обижаются ли украинцы на такую интерпретацию себя? Нет, святые души, не обижаются. Сидят и подхихикивают славным "общечеловеческим" беззлобным шуточкам с экрана, типа: "Все бабы ведьмы! А те, кто постарше, уж точно!" Простые люди вовсе не замечают, как их облили грязью, а замечают только лучшее и общечеловеческое. Европа им сейчас хоть в глаза мочись — всё будет утренняя роса.

А цитаделью зла неожиданно оказывается православный священник. Это он изнасиловал и убил ни в чем не повинную панночку. Это он — самый страшный злодей. Он зверски-инквизиторски пытает односельчан. Всех обманывает и держит в страхе из-за жажды власти и ради собственного — чего бы вы думали? Культа личности. Наконец, он, подлая скотина, пытается зарубить главного героя топором — именно топором, орудием одиозного правдоискателя Раскольникова.

Но главного героя в белой рубашке спасает молитва его возлюбленной. В этот самый миг, когда в темной, мрачной и поруганной украинской церкви над хорошим человеком занесен топор, — она молится в чистом, разноцветном, светлом английском храме. И ее пусть не невинная, но златокудрая и умильная молитва спасает не только симпатягу Джонатана Грея, но и все украинское село и вообще весь мир.

Финальная сцена: после того, как тиран-священник убит силою молитвы, пусть не невинной, но златокудрой английской леди, истинный англичанин Джонатан Грей, сидя рядом с облагороженными его пресвятым духом английскости и, соответственно, отмытыми и просветлевшими детишками (они больше не ходят с черными кривляющимися рожами и не кидают камни в ведьм) показывает им что-то наподобие диафильма. В кадре — проекции европейских улиц. "Когда-нибудь вы побываете в чудесных городах…" — мягким нежным голосом доброго волшебника рассказывает он. Короче, айда в Евросоюз, ребята украинцы! По крайней мере, безвизовый режим вам обещают, походите по европейским улицам. А это — рай земной, лучшее, что может быть в жизни...

1.0x