Авторский блог Людмила Лаврова 00:00 3 октября 2013

Игра в ящик

Нынче массовому телезрителю прямо сообщают о мерзостях, какие ему предстоит увидеть. И в этой прямоте — знак уверенности телевизионщиков, что за двадцать лет их внушающий безнравственность и пошлость контент уже сформировал нужную аудиторию. Проще говоря, она достаточно прозомбирована и проглотит любую дрянь, лишь бы поярче была упакована, в чем телемаги большие мастера. "Как пауков, мы посадили их в одну банку, — надрывается голос ведущего, рекламируя новое шоу "Остров" на НТВ

Нынче массовому телезрителю прямо сообщают о мерзостях, какие ему предстоит увидеть. И в этой прямоте — знак уверенности телевизионщиков, что за двадцать лет их внушающий безнравственность и пошлость контент уже сформировал нужную аудиторию. Проще говоря, она достаточно прозомбирована и проглотит любую дрянь, лишь бы поярче была упакована, в чем телемаги большие мастера. "Как пауков, мы посадили их в одну банку, — надрывается голос ведущего, рекламируя новое шоу "Остров" на НТВ. Его участникам предстоит ответить на один-единственный вопрос: "Ради какой суммы ты готов идти по головам?". Каждый из согласившихся приехать на остров, кстати, людей далеко не бедных, должен показать, на что способен в борьбе за приз в 15 миллионов рублей.

Конечно, сценарий не предполагает такой идеалистической чепухи, как стойкость духа, взаимовыручка. Нам предлагается коммерческая робинзонада. Раз хорошо "продаются" самые низменные проявления человеческой натуры, то создатели шоу именно на этом делают свой акцент. И не ошибаются: люди согласны на позор и унижения под телекамеру на потребу обывателю, с жадностью примеряющему происходящее на себя. Ведь и он бы так смог, сердешный: жрать червей, подло топить слабого, интриговать против сильного, и все ради одной вожделенной цели — получить на халяву бабки, пусть и ценой разрушения остатков собственной личности. Все невещественное такой публикой не воспринимается, стал рудиментом отдел мозга, отвечающий за совесть, стыд, достоинство…

Не зря небезызвестный Андрей Фурсенко внушал молодежи на Селигере в 2007 году, что "недостатком советской системы образования была попытка формировать человека-творца, а сейчас задача заключается в том, чтобы взрастить квалифицированного потребителя, способного квалифицированно пользоваться результатами творчества других". Подобного потребителя мы, похоже, не без "творческой" помощи ТВ уже вырастили: "квалифицированно" стремящегося к удовольствиям и насыщению любой ценой.

Однако телевидение настойчиво продолжает указывать новые горизонты на "светлом пути" к потребительскому раю. Это совсем не тот "светлый путь", которым шла героиня Любови Орловой в знаменитом и сегодня кажущимся снятым на другой планете одноименном фильме. Иные у нас сегодня "энтузиасты", иные общественные ориентиры и ценности. Вот на канале "Домашний", позиционирующем себя телевидением для семейного просмотра, можно, к примеру, в прайм-тайм увидеть весьма познавательную передачу "Рублевка. Как устроена жизнь миллионеров?". В показанном в минувшую среду почти часовом документальном фильме зрителю с гордостью сообщили, что наши богатые неизменно находятся в пятерке самых привередливых в мире, что их мелкие бытовые проблемы (вроде закрытия пляжа в Сен-Тропе, где они собираются отдыхать) решает специальное агентство, оно же заказывает частные самолеты и устраивает нужные знакомства. Покупки их женам помогают делать вип-шопперы, а для незамужних действует брачное агентство с базой претендентов на любой вкус. "Ведь они же были бедные, родились в глубинке", — призывает нас проникнуться пониманием нездоровой тяги к немыслимой роскоши дизайнер, оформляющий рублевские особняки. И на экране идут кадры с интерьерами дворцов, где используются материалы, не уступающие золоту по цене.

При этом зритель узнает, что стразы теперь не в моде (показали инкрустированный стразами туалет), а приветствуется стиль арт-деко "Прованс". Так же не модно отдыхать в России. Детей отправляют на Ибицу. Последняя фишка для взрослых — путешествие на Северный полюс со всеми удобствами. Но где бы ты ни был — при бассейне обязательна ланч-зона. Иностранные богатеи — убогие, подразумевается в комментарии одной из представительниц вип-обслуги (там все с приставкой "вип"), им ведь главное — долететь, зато наши летают только на рейсах "лакшери", где их ублажают специальные бортпроводники, есть трехразовое питание (пусть даже полет длится час), живые цветы и никакого пластика!

Завершал фильм большой сюжет о поликлинике, где за два часа можно пройти полное медицинское обследование и получить "паспорт здоровья" с рекомендациями врачей и диетологов. Если все предыдущее невозможно было смотреть без смеха, то оснащенная, будто космический корабль, самым новейшим оборудованием клиника вызывала чувство негодования и горечи.

Кстати, в ленте особо подчеркнули, что люди, ну, эти все, жалкие неудачники, не входящие в клуб вип-потребителей, годами стоят в очереди, чтобы попасть на обследование с помощью одного из подобных чудо-аппаратов. И все это демонстрируется для семейного просмотра тогда, когда наше здравоохранение находится в глубоком провале, сокращается количество больниц и роддомов, а люди в деревнях и малых городах вообще лишены достойного медицинского обслуживания. Верхом цинизма оказался сюжет с "капельницей красоты", когда с помощью гидролизата плаценты человека омолаживают телеса, видимо, особо ценных для нашего общества персон. Не удивлюсь, если следующим шагом на их пути к бессмертию будет каннибализм… Ни одна фамилия в этом фильме не была названа! Так что осталось неизвестным, кто все эти обитатели заоблачных рублевских вершин, и за какие таланты и заслуги перед страной они выгородили себе подобную жизнь.

1.0x