Авторский блог Владимир  Бровкин 08:07 22 декабря 2018

за чертой МКАД

"потерянное поколение"

ЗА ЧЕРТОЙ МКАД

о потерянном поколении

«Потерянное поколение» — понятие, возникшее в период между двумя войнами — Первой и Второй мировой. Оно стало лейтмотивом творчества таких больших, с мировой славой, писателей, как Эрнест Хемингуэй, Эрих Мария Ремарк, Анри Барбюс, Ричард Олдингтон, Джон Дос Пассос, Фрэнсис Скотт Фицджеральд, Томас Вулф. Потерянное поколение — это молодые люди, призванные на фронт в возрасте восемнадцати лет. Возвратившись домой, они не могли адаптироваться к мирной жизни: спивались, сходили с ума, кончали жизнь самоубийством.

В знаменитом романе «Три товарища» писатель Эрих Мария Ремарк описал печальную судьбу «потерянного поколения». Возвратившись с войны, многие из них нашли воронки вместо своих прежних домов, большинство потеряло своих родных и друзей. В послевоенной Германии царила разруха, бедность, безработица, нестабильность, нервозная атмосфера.

Ремарк дает в романе характеристику представителям этого поколения: это люди жесткие, решительные, признающие только конкретную помощь, предельно ироничные и никому и ни в чем уже не верящие.

Судьба «потерянного поколения», выросшего на пустырях и руинах тридцатилетнего рыночного реванша, более чем похожа на положение того поколения. Правда тогда, кто-то, наверное, задаст вопрос, была война. Впрочем, рыночные коллизии по своей разрушительности так ли уж сильно от нее отличаются? Объем разрушения промышленного потенциала от рыночного реванша разве меньше военной разрухи? А потери населения?

Вот как характеризуется положение этой молодежи в докладе Алтайского крайкома КПРФ на последнем пленуме, посвященном положению молодежи в реалиях сегодняшнего дня:

«Системе капи­тализма не нужны по-настоящему свободно мысля­щие люди. Ее сверхзадача — эффективная эксплуатация трудовых ресурсов. Человек в ней только товар на рынке труда, элемент рыночного ме­ханизма. Культурное и нрав­ственное развитие личности не входит в число запросов, предъявляемых к обществу ка­питалом.

Значительная часть моло­дых людей, вошедших во взрослую жизнь после 1991 го­да, — это «потерянное поколе­ние». Сегодня их жизнь сопро­вождают низкие зарплаты, безработица, отсутствие жи­лья, неполные семьи, крими­нал и бытовое хамство. Работа не приносит им удовлетворе­ния и радости. По сути, нет вы­соких жизненных целей.

Почти треть всех россий­ских безработных — в возрасте от 14 до 29 лет. На одну ва­кантную должность претенду­ют примерно восемь молодых специалистов. Во-первых, при­чина молодежной безработи­цы — это деформация структу­ры российской экономики. После разрушения Советского Союза сократилось число ра­бочих мест на производстве, но выросло в сфере услуг, где высок уровень «серых» и «чер­ных» зарплатных схем. Во-вторых, устремления выпуск­ников не стыкуются с реально­стью. Многие хотят быть спе­циалистами «высокого поле­та», а им предлагают работу курьера и продавца, охранни­ка, страхового агента и скомо­роха. Третья причина расту­щей армии молодых безработ­ных — сокращение доступа к высшему образованию. В со­ветских вузах обучение было полностью бесплатным. Те­перь же число бюджетных мест постоянно сокращается. В 2000 году их было 2,8 милли­она, а в 2017-м — сократилось почти на миллион. За пять лет число государственных вузов в стране уменьшилось на 17%, а их филиалов — более чем вдвое.

Государство фактически ушло от предоставления моло­дежи жилья. Ипотечное креди­тование большинству не под силу.

Безжалостно губится обра­зовательная система, и наш регион тому пример. В Алтайском крае в 2000-2001 учеб­ном году было 1595 общеоб­разовательных учреждений; 1 сентября 2017 года к работе приступили 1120 школ, а к 1 сентября 2018 года их осталось 1114.

Изменение численности студентов показывает и то, насколько стремительно стареет Алтайский край. Так, в учреж­дениях высшего профессио­нального образования обуча­лось: в 2010 году — 366 человек (на 10 000 человек населе­ния), в 2011-м — 344, 2012-м — 339, 2013-м — 304, 2014-м — 290, в 2015 году — 255.

Стоит ли удивляться, что почти треть российской мо­лодежи стремится покинуть страну, ищет счастья на чуж­бине? Многие выпускники алтайских вузов в поисках за­работка уезжают в другие ре­гионы».

Вот картина, написанная более чем суровыми красками факта.

Кому же тогда на Руси в эпоху рыночной вакханалии жить хорошо и вольготно?

Что бы ответить на этот вопрос совсем не обязательно читать поэму Некрасова одноименного названия.

По молодежи и старшему поколению нанесен главный стратегический удар либеральной компании, выпестовавшей одновременно целое поколение людей сидящих на золотых горшках. И рассказывающих через своих телеприказчиков о райских кущах либерального рая, в котором так им запредельно хорошо живется.

Что собственно не удивительно. Только разве что для круглого, да и квадратного зомби плохо представляющего, где он живет и до которого еще не дошла эта простенькая, как дважды два формула рыночного счастья — там, где начинаются интересы буржуазии, там кончается права трудящегося человека.

Обвал по всем азимутам социальной политики дает знать о себе более чем ярко и повседневно, впрочем, не одному только молодому поколению.

Пожилое поколение тоже влачит свое существование с мизером пенсий, с бешенством тарифов и цен, с пенсионной реформой и более чем куцыми шансами на безбедную жизнь, хотя адепты и прислуга людей большого счастья, лезут из шкуры вон, требуя к себе любви и восхищения.

Не лучше ныне положение и у молодого поколения: безработица, бедность, отсутствие какой либо стабильности...

Та же жизнь со всеми вытекающими последствиями, как и у потерянного поколения, описанного Ремарком.

Алтай, лишь малая частица реформируемой уже запредельный срок страны. По многим показателям тащащийся в самом хвосте по социально-экономическим показателям.

Приведем интересный отрывок из интервью Александра Бородая, главы Союза добровольцев Донбасса, который напрямую касается и нашего многострадального региона. (http://zavtra.ru/blogs/borodaj_interv_yu)

Среди добровольцев Донбасса он особо выделяет представителей Алтая.

Случайно ли это? Алтайский край по большинству показателей социально-экономического развития стараниями реформаторов занимает последние места, миграция молодежи более чем внушительная, и поэтому не удивительно, что она там находит применение своим еще нерастраченным силам и энергии.

«С Алтая пришло очень много добровольцев, — рассказывает он, — В регионе сильны патриотические настроения, люди там самостоятельные и резкие, охотники…»

Ну, насчет патриотизма, то к этому вопросом может и нет претензий — советский патриотизм и сегодня в крови у многих жителей края и молодежь тут не исключение, но насчет охотников — это всего лишь броская метафора…

Ибо ответ более точный идет дальше: «Приходят и люди, которые никак себя в жизни не нашли. И даже те очень скромные деньги, которые получают бойцы, да и командиры, для них ощутимы, особенно с учётом обеспечения питанием и обмундированием».

Регион дотационный. Нефти нет, газа нет. Но более всего ужас! — нет толковых управленцев, о чем всякий скажет, глядя вслед благополучно отбывшему после длительной и утомительной командировки в 5500 дней, с медалями и орденами за тяжкие труды в Белокаменную (ну, наконец-то!) бывшему главе региона, на еще более хлебное место.

Не будем далее утомлять читателя цитатами из прессы и цифрами из докладов. Возьмем простого молодого человека и его судьбу.

Вот знакомый парень. Толковый, расторопный. Окончил политехнический институт. Но работать грузчиком — вот все что может ему предложить нынешнее рыночное благодеяние, ему не с руки. Да и в плане элементарного благополучия — это такой мизер и кукиш разом. Что бы как то свести концы — он гоняет битые машины с юга России и Центра страны, ремонтирует их, сбывая их затем здесь в глубинке. Чем и живет.

Проехал по России из конца в конец не один раз. А молодежь в политкорректности, при всех стараниях СМИ и стараниях по возрождению духовности, ныне нет — особо не упрекнешь. Жизнь ее многому научила, в том числе и в плане лексики.

Вот его слова:

«Выедешь за МКАД. Дальше вся страна — ж...а!».

Недавно парень пригнал машину из Краснодара, в котором точно же с такой поездкой был три года назад.

То, что он увидел во время последней поездки, его просто потрясло: Там, где еще три года что-то шевелилось, ныне лежало все в ноль.

«Будет ли Россия через десять лет?» — рассказывая о виденном, сам себе задает не робкого десятка и жизнью уже крепко битый молодой человек вопрос?

И в желании самому себе тут же ответить, недоуменно жмет плечами.

1.0x