Сообщество «Форум» 20:00 15 ноября 2017

ЮГОСЛАВСКАЯ ТРАГЕДИЯ

Тема Югославии для меня всегда была важной.

Югославия была для советских людей чем-то манящим. Там стремились не к тому, чтоб не было БОГАТЫХ, а к тому, чтобы не было бедных. Поэтому зажиточность среднего класса сочеталась там с наличием легальных миллионеров.

Удивительно не то, что югославы свободно ездили по европам-америкам, но то, что американцы и европейцы стремились посетить Югославию, а курорты, такие как Дубровник, составляли конкуренцию лучшим ривьерам и лагунам.

Между тем, Югославия имела долгую и непростую историю.

После утраты Турцией контроля над Балканами, возникли разнообразные интеграционные проекты, на лидерство в которых претендовали две страны: Австро-Венгрия и Россия. Многие славянские народы (украинцы, хорваты, словенцы, болгары, словаки) смотрели на Австрию с надеждой. Поляки действовали «против всех». Чехи склонялись в сторону России идеологически.

В Сербии сложилась сложная ситуация. Против германофильской правящей династии Обреновичей стал складываться заговор т.н. «Чёрной Руки», националистического офицерства, связанного с определёнными черносотенными и славянофильскими кругами в России. В мае 1903 года Чёрная Рука совершила переворот, прилюдно растерзав короля Александра и королеву Драгу.

Националисты пришли к власти, разорвали с Австро-Венгрией. Так началась цепь событий, приведшая, в конце концов, к террористическому убийству четы эрцгерцогов и первой мировой войне.

После злодейства с четой Обреновичей и убийства Франца Фердинанда в Европе стали ненавидеть сербских националистов.

Россия стала их патронировать, чем окончательно дискредитировала себя в глазах остальных «братушек», а особенно болгар, непрерывно воевавших с Сербским королевством. Также это ознаменовало собой конец политики Священного Союза. Исторические союзники ещё с допетровских времён, никогда ранее не воевавшие, Россия и Австрия стали отныне смертельными врагами.

После поражения и распада Австро-Венгрии, удалось образовать т.н. СХС, Королевство Сербов, Хорватов и Словенцев. Но это новое королевство было крайне неустойчиво, и центростремительные силы противодействовали там с центробежными.

В межвоенный период СХС был одной из наиболее враждебных СССР стран. Именно здесь находились остатки белой армии, поддерживаемые в боевом состоянии, кадетские корпуса. Белогвардейцы плотно взаимодействовали с армией СХС.

Дипломатических отношений между двумя странами не существовало до 1940г.

СХС попыталась заключить союз с Францией, но атакой болгарских националистов король Александр был убит вместе с французским премьером Луи Барту - одно из самых громких политических убийств 20в.

После этого Югославия практически раскололась на два непримиримых лагеря - коммунистов, возглавляемых Йосипом Броз, и четников.

Затем началась война. Малая толика четников как-то воевала с нацизмом, ориентируясь на Лондон (Дража Михалович). Основная масса националистов воевла вместе с гитлеровцами, против красных партизан (Коста Печанац), вместе с «русским охранным корпусом» и белогвардейщиной. Причём, благословлял это всё сербский патриарх.

Красные партизаны Тито были единственной военной силой в Европе, которая не ориентировалась ни на Москву, ни на Берлин, и ни от кого не получала помощи, и, тем не менее, победила ценой огромных жертв.

Тито, наполовину серб, наполовину хорват, стал объединяющим символом, идолом и для босняков, и для словенцев, и для черногорцев, для македонцев - для всего многонационального народа ЮГОСЛАВИИ.

Ему удалось, несмотря на марксистские взгляды, наладить хорошие политические и экономические отношения с Западом. Он создал ту модель государственного устройства, которая только и может приносить процветание: жёсткий политический шенкель при полном экономическом либерализме, социальная забота при отсутствии уравниловки, деятельные, не декоративные профсоюзы, вертикаль власти при минимуме репрессий (в 40е годы, затем ни о каких репрессиях речи вообще не шло).

После войны Югославия столкнулась с суровым противником двух видов. Это сталинисты в партии, такие, как Бранко Арсениевич, с одной стороны, и националисты-четники с другой.

Первые пытлись поставить Югославию под контроль Лубянки, и насадить «ограниченный суверенитет» и чуждую социальную систему, как это произошло в других восточно-европейских странах.

Вторые раздували межнациональную рознь на почве лживого национализма и религиозного фанатизма. И то, и другое было смертельно для СФРЮ. Поэтому борьба со сталинистской агентурой и сербскими национал-шовинистами велась самая беспощадная.

Как в СССР, так и в СФРЮ существовал культ личности лидера. И, надо сказать, на фоне красавца-маршала Тито бекающий Сталин смотрелся весьма убого.

Тито приобрёл огромную популярность далеко за пределами Югославии.

двойной клик - редактировать изображение

Уже к концу 40х возникло полноценное политическое течение, именуемое «Титоизм», имевшее многих приверженцев не только в странах Восточной Европы, но и (тайно) и среди советских коммунистов, мечтавших об иной реальности, и видевших в югославском опыте альтернативу мрачной сталинской реальности.

Сталин изучал возможность нападения на Югославию и устранения Тито, как приоритетную задачу, с использованием режима Э.Ходжа в Албании.

Титоистов уничтожали, где только могли дотянуться руки: сперва процесс Ласло Райка в Венгрии, а затем - массовое истребление ВСЕГО Политбюро ЧССР (т.н. Пражский процесс, или процесс Сланского - одно из наиболее чудовищных и кровавых преступлений сталинщины).

При Хрущёве КПСС попыталась «снять наслоения», но отношения двух стран так и не наладились. Тито решительно осудил вторжение СССР в Венгрию и ЧССР.

Миллионная армия СФРЮ была фактором, с которым приходилось считаться и НАТО, и Варшавскому договору.

Весёлая, зажиточная, сексуальная страна, («социализм в бикини», как я её называю; помните эротичные югославские фильмы 80х? «Чудо невиданное»,«Жикина династия») имела одну неустраняемую слабость - она была заточена под авторитет ЕДИНСТВЕННОГО человека. Пока он жил, всё держалось.

В начале 90х, когда уже вовсю полыхала межэтническая война, Израиль приютил многих беженцев из СФРЮ в киббуцах. Мне приходилось общаться и с сербами, и с хорватами, и с македонцами и др. У всех на устах было одно и то же имя, произносимое с восторгом и поклонением: «друже Тито!»

Причины краха Югославии многообразны, но сводятся он и тому же, что и причины развала СССР - тупой национализм. Гадюшником, в котором развивалась эта зараза, стал, как всегда, футбольный хулиганизм.

Футбол в Югославии занимал очень важное место (как на Украине и в Испании), и был чуть не единственным каналом легального сепаратизма. В Советское время бандеровщина находила выход в фанатской среде Киевского Динамо, сионисты кучковались вокруг Черноморца, фаны Спартака - сами знаете.

В Испании нынешние дурацкие события долгое время выражались в соперничестве мадридского «Реала» (команда Франко и короля) и каталонских сепаратистов «Барселоны».

Точкой невозврата в Югославской трагедии стал так называемый «Матч Ненависти» между белградской Црвеной Звездой и Динамо Загреб. За провокацией беспорядков, приведших к массовым жертвам, стоял карьерный преступник, известный по кличке Аркан (Желько Ражнатович). Другим провокатором оказался хорватский футболист Бобан, ударивший полицейского.

Гамна-интеллигенция тоже не осталась в стороне. «Манифест академии наук» ознаменовал собой полный отказ от политики Тито. Проникшая в партию всяка дрянь, которую возглавил Слободан Милошевич, не имела ничего общего ни с марксизмом, ни с интернационализмом, но была не слишком хорошо замаскированной группировкой четников.

Милошевич возглавил «народный поход» на Воеводину, закончившийся свержением там правительства и ликвидацией автономии. Всё это изрядно напоминало «поход» Саакашвили на Аджарию.

Был взят курс на уничтожение всех автономий, в том числе в Косово и Метохии. Это, в свою очередь, породило панику в республиках, и служило комбикормом для насионалистических головорезов в Хорватии, подобных Франьо Туджману.

Вскоре международная исламская сеть «Братья-мусульмане» приступила к формированию в Косово религиозно-террористических сил АОК (балканский вариант ХАМАС) развернувшей анти-сербский террор.

Серьёзным фактором в югославской трагедии стала безмозглая и жестокая политика НАТО. При всей чудовищности подобной политики, которая должна быть осуждена и проклята всеми сколько-нибудь порядочными людьми, это был лишь ФАКТОР, но вовсе не первопричина гибели адриатической жемчужины.

Не могу не отметить один прискорбный факт. Маркс не зря назвал Балканы «пороховым погребом Европы». Особенно негативно балканские события всегда отражались на России. Именно они втянули её в первую мировую войну.

Именно «петля Примакова» ознаменовала начало кризиса в отношениях Запад-Россия. Но что характерно: СЕРБИЯ мало-помалу, но уверенно интегрируется в Европу.

А Россия... так и осталась. В петле Примакова.

-------------------------------------

На фото: основатели СФРЮ, Йосип Броз (Тито) и ген. Мойше Пиаде, в последствии - председатель Скупщины.

8 марта 2024
Cообщество
«Форум»
Cообщество
«Форум»
Cообщество
«Форум»
1.0x