Авторский блог Василий Шахов 08:19 3 января 2017

Ю.Носкову:утопии и реалии русского космизма-4

Новое исследование о феномене русского космизма

ВАСИЛИЙ Ш А Х О В

ЮРИЮ НОСКОВУ: УТОПИИ И РЕАЛИИ РУССКОГО КОСМИЗМА-4

РУССКИЙ КОСМИЗМ – это понятие всё чаще, настойчивее «вторгается» в научный, культуролого-цивилизационный, нравственно-духовный обиход общества. Стали появляться серьёзные историко-теоретические исследования.

Все интересующиеся историей науки, теорией и историей русского космизма не должны пройти мимо оригинального исследования ЮРИЯ НОСКОВА («Русский космизм»). Автор монографического труда предупреждает: «Настоящая редакция книги это всего лишь текущая рабочая её версия. В дальнейшем продолжится работа как по обобщению результатов деятельности русских мыслителей и формулированию возможных путей развития отдельных направлений, определенных главами книги, так и изложение собственных авторских наработок».

Автор определяет жанрово-стилевой характер своей работы как т р а к т а т («Настоящий трактат посвящён русскому космизму как самостоятельному целостному философскому направлению»). Он напоминает: в русском народном миропонимании издревле существовали свои сокровенные слова для обозначения всего круга небесных и земных явлений, которые впоследствии были объединены под заимствованным из греческого языка понятием “космос”. Нашими родными синонимами всеобъемлющей категории “космоса” выступают несколько взаимодополняющих понятий – “лад”, “мир” и “свет”.

Именно “лад” (по мысли автора монографии) и есть исконно русское понятие космоса, как единства порядка и любви. Но “лад” в понимании наших предков означал также и “красоту” (отсюда: “ладный” – “красивый”, “милый”, “любимый”). И в музыке “лад” нашёл своё отражение как мера гармонии. А когда нам что-то нравится и мы желаем выразить кому-то уважение, то хлопаем в ладошки. И здесь наш “лад” отметился.

Ю. Носков углубляет, комментирует свою концепцию: также объёмно и многогранно другое русское слово – “мир”. Это и глобальная арена бытия – окружающий мир. Это и мир как человеческое сообщество (община). А также мир как антипод войны. Не менее интересно применительно к обозначенной теме слово “свет”, - замечает Ю. Носков. - Означает данный омоним не только понятие, противоположное тьме, но также и общество, и что-то хорошее, доброе. Применяется и в значении всего обозримого пространства – весь белый свет. Стоит также отметить, что слово “русский” этимологически означает “светлый”, так что название трактата вполне отражает характерную его направленность как светлого, жизнеутверждающего космизма-лада.


«...Наших предков сильно беспокоила тайна мироздания. Они перепробовали почти все двери, ведущие к ней, и оставили нам много прекраснейших ключей и отмычек, которые мы бережно храним в музеях нашей словесной памяти. Разбираясь в узорах нашей мифологической эпики, мы находим целый ряд указаний на то, что человек есть ни больше ни меньше, как чаша космических обособленностей».

Сергей Е С Е Н И Н. «КЛЮЧИ МАРИИ».

………………………………………………………………………………………………………………………

Автор «Русского космизма» замечает: используя понятие “русский космизм”, необходимо определиться и с тем, что есть и ещё какие-то другие космизмы. В мире имеется ряд глобальных регионов, которые не только имеют свои характерные климатические и ландшафтные особенности, но и породили согласованные с ними культуры, способы хозяйствования и общежития людей. Такие территориально-культурные ареалы называются цивилизациями. Они, с одной стороны, являются как бы проекциями единого космоса на землю, а, с другой стороны, в них сформировалось собственное видение и понимание самого космоса. Россия также входит в один из таких ареалов, занимая большую его часть. Поэтому русский космизм, в отличие от противоположного ему по подходам безродного (культурно обезличенного, искусственного) космополитизма, это максимально широкий взгляд на мир, но взгляд этот через призму вековых традиций и особенностей мировосприятия русского народа. При этом нужно конечно понимать, что подходы, методы и результаты, изложенные здесь, могут быть применимы и к другим культурно-мировоззренческим пространствам с учётом их особенностей и традиций, то есть для них также может существовать свой светлый космизм со своими основоположниками, достижениями и перспективами, но в их системе координат смыслов и понятий.

Важные линии концепции Юрия Носкова: Русский космизм как философское, мировоззренческое, прикладное явление с момента своего возникновения в оформленном виде стал одним из знаковых явлений русской мысли и культуры, которое по праву можно считать визитной карточкой нашего народа на мировой арене смыслов и достижений. Однако, проявив себя на самом высоком метафизическом уровне, он так и не оформился пока в полноценное признанное философское направление. И этому есть причины. Во-первых, имея мощнейшие составные части, блестящие практические результаты, космизм до сих пор не сформировал собственного системного начала, которое бы с одной стороны скрепляло в единое целое имеющиеся уже элементы, отличало его от других филосовских направлений и имело мощный потенциал для развития. Во-вторых, в нём отсутствует на сегодня необходимые для полноценного мировоззрения составные части, отвечающие на важнейшие вопросы – где те основы, то ядро, тот зародыш вокруг которого выстраивается общая картина бытия, что есть сам человек, что есть человеческое общество и каково его желаемое устройство, необходимы и маршрутные ориентиры для организации практической экономической деятельности людей. «На все эти вопросы и попытаемся ответить здесь в рамках родной системы координат, опираясь на опыт предшественников», - замечает Ю. Носков.

…………………………………………………………………………………………..

Выхожу один я на дорогу; Сквозь туман кремнистый путь блестит; Ночь тиха. Пустыня внемлет богу, И звезда с звездою говорит.

В небесах торжественно и чудно! Спит земля в сиянье голубом... Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего? жалею ли о чём?

Уж не жду от жизни ничего я, И не жаль мне прошлого ничуть; Я ищу свободы и покоя! Я б хотел забыться и заснуть!

Но не тем холодным сном могилы... Я б желал навеки так заснуть, Чтоб в груди дремали жизни силы, Чтоб дыша вздымалась тихо грудь;

Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея, Про любовь мне сладкий голос пел, Надо мной чтоб вечно зеленея Тёмный дуб склонялся и шумел.

М. Ю. Л Е Р М О Н Т О В.

……………………………………………………………………………………………………………………

Отметим, что книга Ю. Носкова содержит пять разделов с единой концептуальной основой – отдельные люди (соционика), объединенные социальными отношениями (ладомир), живут и работают (экономика) на родной земле (почвеничество) под безбрежным небом (космизм).

В разделе, посвященном космизму как мировоззрению, рассматривается история его возникновения, вклад отдельных представителей. Формулируется принцип многомерности как стратегический путь дальнейшего совершенствования методологии космизма. Развитие логики, диалектики и материализма есть та цель, что здесь преследуется.

Вторая глава: ещё одно направление русской мысли и культуры – русское почвеничество, соединяющее патриотизм с любовью к родной природе, с бережным отношением к народной традиции и непростой истории народа.

Глава3-я: проблемы «применения» русского космизма в социальной области. Автором формулируется общее представление об устойчивой социальной системе в виде динамической галактики в противовес широко используемой системе пирамиды, как технологии статично-подавляющего типа, излагаются практические методы социального макроуправления человеческими методами.

Концептуально интересна глава 4-я: соционика космизма, где вводится понятие объёмной психологии, многополюсной бинарной системы психологических координат, на основе которой излагаются практические бинаринки. Тут же отражены (хотя и пунктирно) некоторые философские аспекты искусственного интеллекта.

Весомая информация к размышлению – в главе 5-ой: она посвящена политэкономии русского космизма, основой которой являются идеи экологического баланса деятельности человека, а также принципы разумного баланса необходимости и достаточности экономической деятельности. Здесь вводится сбалансированная система однозначных экономических понятий. Общая же теория денег может и должна стать методологической основой, позволяющей сделать экономику точной наукой.

Ю. Носков предупреждает читателя: настоящая редакция книги - всего лишь текущая рабочая её версия. В дальнейшем предполагается работа как по обобщению результатов деятельности русских мыслителей и формулированию возможных путей развития отдельных направлений, определенных главами книги, так и изложение собственных авторских наработок.

………………………………………………………………………………………..

«Хвала Человеку». Валерий Брюсов.

Молодой моряк вселенной,
Мира древний дровосек,
Неуклонный, неизменный,
Будь прославлен, Человек!

По глухим тропам столетий
Ты проходишь с топором,
Целишь луком, ставишь сети.
Торжествуешь над врагом!

Камни, ветер, воду, пламя
Ты смирил своей уздой,
Взвил ликующее знамя
Прямо в купол голубой.

Вечно властен, вечно молод,
В странах Сумрака и Льда,
Петь заставил вещий молот,
Залил блеском города.

Сквозь пустыню и над бездной
Ты провел свои пути,
Чтоб нервущейся, железной
Нитью землю оплести.

В древних, вольных Океанах,
Где играли лишь киты,
На стальных левиафанах
Пробежал державно ты.

Змея, жалившего жадно
С неба выступы дубов,
Изловил ты беспощадно,
Неустанный зверолов.

И шипя под хрупким шаром,
И в стекле согнут в дугу,
Он теперь, покорный чарам,
Светит хитрому врагу.

Царь несытый и упрямый
Четырех подлунных царств,
Не стыдясь, ты роешь ямы,
Множишь тысячи коварств,-

Но, отважный, со стихией
После бьешься, с грудью грудь,
Чтоб еще над новой выей
Петлю рабства захлестнуть.

Верю, дерзкий! Ты поставишь
Над землей ряды ветрил,
Ты своей рукой направишь
Бег в пространстве, меж светил,-

И насельники вселенной,
Те, чей путь ты пересек,
Повторят привет священный:
Будь прославлен, Человек!

………………………………………………………………………………

Раздел монографии: «ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ РУССКОГО КОСМИЗМА . КОСМИЗМ. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ». Автор в экспозиции обращается к С.П. Королёву (« То, что казалось несбыточным на протяжении веков, что ещё вчера было лишь дерзновенной мечтой, сегодня становится реальной задачей, а завтра - свершением. Нет преград человеческой мысли!»). Автор констатирует, что русский космизм возник как мировоззрение, методология и практика в первую очередь в области научного осмысления и преобразования окружающего человека мира с максимально широким его охватом как в пространстве, так и во времени. Поэтому автор предполагает сосредоточиться на базовых концептуальных принципах и общей методологии русского космизма, обеспечивая преемственность сформулированных основоположниками подходов. Классики заложили стратегические мировоззренческие основы, согласно которым Земля и человек на ней существуют не сами по себе, изолированно от Вселенной, что имеется непосредственная связь с ближним и дальним космосом. Планета Земля подвержена ныне непознанным влияниям космических объектов и представляет собой этап развития материи, общий для всего мироздания.

Логично обращение к авторитету одного из основоположников русского космизма Н.Ф. Фёдорова («… через нас, через разумные существа, природа достигает самосознания и самоуправления...»). Обобщая и систематизируя идеи и практические дела представителей «фёдоровского» направления общественной мысли, автор монографии формулирует ряд базовых принципов, отличающих в целом русский космизм как мировоззрение и метод. 1. Это монизм, то есть весь окружающий человека мир и он сам, как его часть, и все явления в нём это суть единое мировоззренческое пространство. 2. Стремление рассматривать окружающий мир и человека в нём как некоторую стройную систему, имеющую смысл и значение. 3. Это проектизм, то есть активное участие человека в изменении окружающей действительности. 4. Космизм как философский метод требует от последователей широкого кругозора. Данное русское слово очень точно передает смысл принципа целостности и сбалансированности восприятия явлений, в отличие от подхода фрагментации и специализации на узких направлениях. И, в-пятых, восприятие себя как неотъемлемой части единого мира, приводит к пониманию ответственности человека, его вовлечённости в общемировые процессы как природные, так и социальные. Окружающий мир как часть и продолжение самого человека.

Раздел « ПРЕДСТАВИТЕЛИ РУССКОГО КОСМИЗМА». «Всё началось с Михаила Васильевича Ломоносова, - убеждённо констатирует автор монографии.- Он стал как бы посланцем легендарной Гипербореи с её сполохами северного сияния, путеводным Колом (Полярной звездой) и Лосем (Большой Медведицей), отсчитывающим время. Это он открыл бездну полную звезд русского мира, создав форму печатного слова, годного для большой литературы и высокой философии. Михаилу Васильевичу было присуще и одно из важнейших свойств русского космизма - здравомыслие и максимальная широта научных интересов».

После М.В. Ломоносова («В с ё н а ч а л о с ь с Ломоносова…») автор сразу же переходит к веку девятнадцатому, констатируя: само появление понятия русского космизма связывают с именем Николая Фёдоровича Фёдорова (1828 - 1903). Именно ему как философу в нашей культуре удалось преодолеть религиозный дуализм, заменив бога на космос. Он также отводил человеку активная роль в преображении окружающей действительности на научной основе. Всё это заложило одну из базовых основ русского космизма - монизм. Именно Фёдоров впервые заявил о том, что перед людьми лежит путь к освоению всего космического пространства как стратегического пути развития человечества. Он обращает внимание, что только такая безбрежная область способна привлечь к себе всю духовную энергию, все силы человечества, которые растрачиваются на взаимные трения или расходуются по пустякам.

Автор монографии полагает, что Фёдоров «не создал полного целостного учения, но он нащупал и указал возможный стратегический путь»;. Новаторскую эстафету же у Фёдорова подхватили другие. В частности, Александр Леонидович Чижевский, которого называли русским Леонардо, подобно Копернику, «разрушил геоцентризм в его последнем укрытии - науках о человеке и жизни». Своеобразный мыслитель, обьединивший историю с астрономией, основоположник космической биологии и медицины, аэроионологии, талантливый изобретатель - все это Чижевский. Он сформировал образ поверхности нашей планеты как крыницу, в которую, как в зеркало, упирается Солнце своим лучезарным оком. И любое изменение его настроения немедленно отражается в тонкой пленке биосферы Земли. «Суть его (Чижевского – В.Ш.) взглядов спресована в образном названии его главного труда - "Земля в объятиях Солнца", - отмечает автор монографии.

От Фёдорова и Чижевского – к следующему этапу русского космизма. Философ, революционер, экономист, социолог, писатель, врач Александр Александрович Богданов (1873 - 1928) обогатил русский космизм методами и подходами космических по охвату масштабов. Создатель всеобщей организационной науки - тектологии, он стал по сути основоположником как кибернетики, так и общей теории систем. Данной работе предшествовало создание собственной философской системы "Эмпириомонизм", довольно известной работы "Краткий курс экономической науки"; он же - основоположник первого в мире института переливания крови, участник выработки культурной политики в сложнейший период истории нашей страны с предложениями использовать для эталонов искусства "простоту, ясность, чистоту форм" русских классиков XIX века. Богданов в конце жизненного пути пришёл к отрицанию традиционного понимания философии ( приступив к созданию «философии деяния», основанной на понимании истины как результата коллективного опыта и творческого изменения бытия).

Этапным моментом истории науки русского космизма стала деятельность Владимира Ивановича Вернадского. Основатель геохимии, биогеохимии, радиогеологии, автор трудов по философии естествознания, науковедению, создатель учения о биосфере и её эволюции, о мощном воздействии на окружающую среду человека и преобразование современной биосферы в ноосферу (сферу разума). Если глобальный космический взгляд Чижевского исходит от Солнца (констатирует Ю. Носков), то Вернадский глобально смотрит от Земли, рассматривает «живую мыслящую материю планеты как космическое явление». Серьёзная тревога за окружающую человека среду, настоятельная потребность в правильном экологическом сознании - неотъемлемое следствие его работ.

Русский космизм «сгиба эпох» Х1Х – ХХ столетий… Практическая реализация, конкретно-технологическое воплощение идей русского космизма началось с работ Константина Эдуардовича Циолковского, теоретика и изобретателя в области аэро- и ракетодинамики, основоположника современной космонавтики. Уроженец Рязанщины впервые обосновал возможность использования ракет для межпланетных сообщений, указал рациональный путь развития космонавтики и ракетостроения, нашёл ряд важных инженерных решений конструкции ракет. Гений Циолковского (констатирует автор монографии) не ограничился вопросами практической инженерной мысли, своей работой "Монизм Вселенной" он заложил один из теоретических краеугольных камней в философию русского космизма.

Далее (замечает автор исследования) «эстафету подхватил» Сергей Павлович Королёв. Выдающийся организатор, крупный инженер и ученый, человек с обширным горизонтом знаний, смелый, решительный, дерзновенный, способный брать ответственность на себя; и вместе с тем трезво оценивающий трудности, умеющий выбрать главные направления и сочетать их с долговременной перспективой. Под его руководством (напоминает автор монографии) созданы баллистические и геофизические ракеты, первые искусственные спутники Земли и Солнца, космические корабли. Впервые в истории человечества 4 октября 1957 года материальное тело, направленное в космос гением русской инженерной мысли, не упало обратно. Вершиной же научного, инженерного, организаторского творчества Генерального конструктора С.П. Королёва, навечно вошедшей в историю человечества, стала практическая реализация давней мечты людей - полет человека в космос.

…Русский парень с широкой открытой улыбкой - Юрий Алексеевич Гагарин… 12 апреля 1961 года своей фразой "Поехали!" он открыл новую Космическую эру человечества, первым увидел нашу родную планету со стороны. Гагарин «не только с честью выдержал максимальные нагрузки периода подготовки, самого полёта, но и перегрузки последующей обрушившейся славы».

Знаете, каким он парнем был,
На руках весь мир его носил.
Сын Земли и звёзд нежен был и прост,
Людям свет как Данко нёс.

Он сказал - поехали, он взмахнул рукой,
Словно вдоль по Питерской, Питерской
Пронёсся над Землёй.
Словно вдоль по Питерской, Питерской
Пронёсся над Землёй…

Знаете, каким он парнем был,
Нет не "был", ведь смерть он победил.
Слышишь дальний гром, видишь, это он
Вновь идёт на космодром.

Говорит - поехали, и живой звездой
Словно вдоль по Питерской, Питерской
Несётся над Землёй.
Словно вдоль по Питерской, Питерской
Несётся над Землёй.

……………………………………………………………………………………………

«Физики» и «лирики»… В том же РУССКОМ КОСМИЗМЕ разграничиваются три направления.Чтобы ввести читателя в контекст дискуссионного размышления, процитирую экспозиционный фрагмент своего первого эссе («2017 год – год русского космизма»):

Наступивший 2017 год - год нескольких юбилейных дат, связанных с мировым космизмом, а также русским космизмом. Фактически 2017-ый можно назвать ГОДОМ РУССКОГО КОСМИЗМА. Этому и будет посвящен цикл научно-просветительских, цивилизационно-культурологических эссе.

Русский космизм как научный, философский, религиозный и культурный феномен сложился в основных, ведущих своих чертах во второй половине XIX века; как термин (дефиниция, понятие) закрепился в научном и культурологическом только в 60-е годы ХХ века. В русском космизме принято выделять три основных течения: естественнонаучное, религиозно-философское и литературно-художественное.
В естественно-научной форме идеи космизма выдвигались и развивались В.И. Вернадским, К. Э. Циолковским, А. Л. Чижевским. В исследованиях этих учёных разрабатывалась, конкретизировалась новая картина Мироздания.
Религиозно-философское течение - это прежде всего «Философия общего дела» Н. Ф. Фёдорова и концепция Всеединства В. С. Соловьёва, С. Н. Булгакова, Л. П. Карсавина.
Литературно-художественное направление отражало, воссоздавало, «вочеловечивало» связи между истиной и смыслом человеческого существования; это не только те писатели, которых принято считать «классическими» космистами – В. Ф. Одоевский, В. А. Левшин, Н. К. Рерих, но и литераторы, в творчестве которых космизм проявляется опосредованно, через совокупность, синтез творческих приёмов. Это символисты: В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, А. Белый; это также В. Хлебников, А. П. Платонов, Н. А. Заболоцкий, Н. А. Клюев, В. В. Маяковский, М. М. Пришвин


2017 год как год Русского Космизма. В первых двух очерках данного цикла я говорил о том, что есть все основания для того, чтобы именно так – ГОД РУССКОГО КОСМИЗМА – именовать наступивший Новый год. Если бы Минкульт и Минпрос озаботились просветительско-духовными творческими изысканиями культурологов, педагогов, страноведов, регионоведов, краеведов, то можно было (следуя традиции легендарного Всероссийского, Всесоюзного общества «Знание») издать специальный КАЛЕНДАРЬ РУССКОГО КОСМИЗМА НА 2017 ГОД, где энциклопедически солидно, хрестоматийно-классически помянуть добрым словом Циолковского и Фёдорова, Вернадского и Чижевского, Умова и Бугаева, Чебышёва и Менделеева, Флоренского и Булгакова, Тимирязева и Павлова, Сеченова и Мичурина, Королёва и Гагарина, поэтично-информационно «расквартировать» мудрые мысли, афоризмы, заветы, прозрения, утопии Ломоносова и Радищева, Державина и Жуковского, Пушкина и декабристов, Лермонтова и Гоголя, Герцена, Белинского, Огарёва, Писарева, Добролюбова, поэтов-космистов «сгиба эпох» Х1Х-ХХ вв.

С горечью и недоумением обнаруживаем мы, что даже выпускники вузов с «космической специализацией» слухом – не слыхивали имена корифеев мирового, европейского уровня-масштаба, имена русских гениев, приблизившихся к тайнам мироздания («человек есть чаша космических обособленностей»).

Почему бы не издать БИБЛИОТЕЧКУ МИРОВОГО И РУССКОГО КОСМИЗМА? Ведь не потеряли своего просветительского, научно-духовного значения те же художественно-фантастические жанры Циолковского и Одоевского, Сухово-Кобылина и Хлебникова, Андрея Белого,Замятина, Брюсова.

Может быть, «сидельцы» ГосДумы тоже почитают… Может быть, не будут профанировать, когда отроки и отроковицы спросят о тех же классиках русского космизма… НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО – этот духовно-гуманистический принцип имеет прямое отношение и к забытым русским космистам.

(продолжение следует)

1.0x