Сообщество «Форум» 15:12 20 ноября 2016

Я каждую женщину хочу опринцессить!

75 лет тому назад 20 декабря 1941 года ушёл из жизни замечательный русский поэт Игорь Северянин 1887-1941

Я КАЖДУЮ ЖЕНЩИНУ ХОЧУ ОПРИНЦЕССИТЬ!

Игорь Северянин 1887 – 1941 гг.

В наш век стихи живут

Два-три мгновенья:

Родились утром, к вечеру умрут.

Ф.Тютчев

Действительно, кто помнит сегодня стихи поэта серебряного века Игоря Северянина?

«У меня дворец двенадцатиэтажный.

У меня принцесса в каждом этаже!»

Или: «Я в комфортабельной карете на эллипсических рессорах

Люблю заехать в златополдень на чашку чаю в женоклуб...»

Или вот это:

В шумном платье муаровом, в шумном платье муаровом

По аллее олуненной Вы проходите морево...

Ваше платье изыскано, Ваша тальма лазорева,

А дорожка песочная от листвы разузорена –

Точно лапы паучные, точно мех ягуаровый.

Для утонченной женщины ночь всегда новобрачная...

Упоенье любовное Вам судьбой предназначено...

Северянин ввёл в нашу поэзию волнующий салонный аромат. Пьянящая лирика его – музыкальна, мелодией стиха он виртуозно передаёт даже движение автомобиля:

«Элегантная коляска в электрическом биенье эластично шелестела по шоссейному песку...» Аллитерация: Эл.эл., ритм – прямо-таки кинематограф...

В годы юношеского непризнания, отсутствия публикаций, Северянин совершил отчаянный шаг. Он – первый из поэтов - вышел на большую эстраду и стал читать свои стихи. В длинном чёрном сюртуке, с бледным лицом и отрешённым взглядом, он создавал имидж «мистика». Он не читал, а почти пел, завораживая слушателей магическим голосом с «завываниями». Мемуаристы отмечают, что публика неизменно попадала под чары его волшебного голоса...

Задушите меня, зацарапайте,

Предпочтенье отдам дикарю!..

То было время, которое именуют сейчас серебряным веком, который подводил черту под великой дворянской культурой 19 века России. Развелось уйма пророков, гадателей и целителей. Появились тонкие эстеты: адамисты и акмеисты, футуристы и кубофутуристы... Поэты – символисты (А.Блок, А.Белый, Вл. Соловьёв) творили Прекрасных Дам и отправляли их на небо. В.Брюсов увидел в одной из прелестных женщин огненного ангела, одержимого пылающими бесами... В моду входили женщины-рок и женщины-страсти. Интеллигенция с восторгом встречала поражение монархии в Русско-Японской войне и приветствовала революцию 1905 года. Это было время разгула страстей, революционного беснования, соперничества, мистификаций и упоённого творчества. В такой карнавальной обстановке, где творили: Бальмонт и Гумилёв, З.Гиппиус и М.Лохвицкая... состоялся Игорь Северянин. Его имя «знали не только все гимназисты, студенты, курсисты, молодые офицеры, но даже многие... не имевшие в то время понятия, что существует такой русский писатель: Иван Бунин».

Игорь-Северянин (Игорь Васильевич Лотарев) родился 4 (16) мая 1887 года в Петербурге. Свой псевдоним он писал через дефис: как второе имя, а не фамилия. Имя Игорь дано ему по святцам, в честь древнерусского князя Игоря Олеговича. Его отец Василий Петрович – военный инженер выходец из «владимирских мещан». Мать Наталья Степановна – из известного дворянского рода Шеншиных, к коим принадлежал А.А.Фет; нити родства связывали её также со знаменитым историком Н.М.Карамзиным. По материнской линии Игорь Северянин находился в родственных отношениях с певицей Е.К.Мравиной и А.М.Коллонтай. В 1896 году родители развелись, и будущий поэт уехал с отцом, вышедшим к тому времени в отставку, в город Череповец, где закончил четыре класса реального училища. Это стало его первым и последним «университетом». В 1904 году умирает его отец. Он переезжает к матери в Гатчину. Незадолго до смерти отца, он побывал с ним на Дальнем Востоке.

Стихи начал писать в 8 лет. Первые публикации относятся к 1904-05 годам. Издавал свои стихи за свой счёт – тоненькими брошюрками. В 1909 году одну из таких брошюр привезли в Ясную Поляну Льву Николаевичу Толстому. Графа возмутило шутливое стихотворение «Хабанера П», которое начиналось строкой:

«Вонзите штопор в упругость пробки, -

И взоры женщин не будут робки!..»

«С лёгкой руки Толстого меня стали бранить все - кому было не лень...» - писал впоследствии И.Северянин. Однако этот, говоря современным языком, пиар сделал поэта знаменитым. В Брюсов разглядел его поэтический дар: «это – лирик, тонко воспринимающий природу и весь мир, умеющий характерными чертами заставить увидеть то, что он рисует. Это – истинный поэт». Фёдор Сологуб (1863-1927) принял активное участие в составлении первого большого сборника поэта «Громкоговорящий кубок», затем пригласил его в большое турне по России. Выступления имели успех.

В 1911 году И.Северянин основал собственное литературное направление – эгофутуризм, заявляя о себе:

«Я, гений Игорь Северянин, \ Своей победой упоён: \ Я повсеградно оэкранен! \ Я повсесердно утверждён!..»

А в стихотворении: «В блёсткой тьме», 1913 года поэт выразил своё отношение к «великосветским олухам, которые в смокингах, в шик опроборенные»:

«... Каждая строчка – пощёчина. Голос мой сплошь издевательство.

Рифмы слагаются в кукиши. Кажет язык ассонанс.

Я презираю вас пламенно, тусклые ваши сиятельства,

И, презирая, рассчитываю на мировой резонанс!..»

«Иронизирующее дитя»

Так называл себя поэт Игорь-Северянин.

В 1914 году, перед Первой мировой войной, эгофутуристы совместно с кубофутуристами ( Д.Бурлюк, В.Маяковский, В.Каменский) провели в Крыму «Олимпиаду» футуризма. Воспоминаниям о гастрольных поездках посвящён автобиографический роман в стихах «Колокола собора чувств», (1923 год). Поэма насквозь пронизана иронией, наполнена любовными приключениями, волнующими эпизодами и конфликтами: «…И пир, как жизнь! И жизнь, как пир!...»

«...И все мои былые жёны \ Толпою заполняют храм. \ И молвят речью голубою, \ Приемля плоть, теряя прах: \ «Обожествлённые тобою, \ Мы обессмертены в веках... \ За это нет в нас зла и мести: \ Пей всепрощенье с наших уст...» \ И вторят им, сливаясь вместе, \ Колокола собора чувств...

А некая девица из Тамбова шлёт ему телеграммы и назначает свадьбу. Владимир Маяковский предупреждает его: «... Володин бас\ Меня спасительно от драмы \ Женитьбы вдруг предостерёг...\ Вот что мне этот бас изрёк: \ - « Она ко мне пришла нагою, \ Взамен потребовав венца. \ А я ей предложил винца \ И оттолкнул её ногою».

Северянин с уважением относился к Маяковскому, несмотря на то, что они любили одну даму – Сонечку Шамордину…

В 1926 году Северянин, в сборнике своих стихов: «Медальоны» скажет о Маяковском – «…В нём слишком много удали и мощи, / Каким полны издревле наши рощи, / Уж слишком он весь русский, слишком наш!»

Читая поэму «Колокола», приходишь к пониманию, что Россия 1913 года, была благополучным государством. Народ был сытый. Поезда ходили с Севера на Юг точно по расписанию. Недаром в годы советской власти, экономику страны долго сравнивали с 1913 годом…

Мировая война сменила общественные резонансы: «Ананасы в шампанском» и «...Шампанское в лилии – святое вино...» стали явно не к месту. Муза поэта углубилась в личные переживания, он пишет быстро и много. Он популярен. К 1917 году выходят первые шесть томов «Собрания поэз» Северянина.

Хорошо известный факт: в феврале 1918 года на вечере в Политехническом музее в Москве Северянин был избран «Королём поэтов».

«…Я избран королём поэтов, - / Да будет подданным светло!..»

Вторым был В.Маяковский. Кстати, Маяковский хорошо знал поэзию Северянина и любил цитировать её по самым различным поводам.

Через несколько дней, после своего избрания, «король» уезжает в приморскую деревню Тойла, где он любил проводить летние месяцы с 1912 года. Он увозит больную мать из голодного Петрограда. Тойла – уютная еловая деревенька на побережье Балтийского моря, в нескольких километрах от эстонского города Кохтла-Ярве. В 1920 году Эстония отделилась от России. Северянин оказался в вынужденной эмиграции, хотя никогда не признавал этого, утверждая: «я просто дачник». В 1921 году ему пришлось принять эстонское гражданство. В этом же году уходит из жизни его матушка Наталья Степановна Шеншина (1837-1921). Поэт впервые сочетается законным церковным браком с Фелиссой Михайловной Круут (1902-1957), дочерью местного плотника. Венчались они в Тарту в Успенском соборе. Через год у них родился сын, которого назвали Вакх. При крещении сына священник заметил, почему языческое имя, в честь античного бога вина и плодородия, на что поэт возразил – имя дано по святцам. Я смотрел в месяцеслове и удостоверился – Вакх имя греческое и было два мученика Римлянин и Фракийский. Лотарев Вакх Игоревич (1922-1991) с 1944 года жил и умер в Швеции.

Спокойная семейная жизнь в Тойле, рыбалка – оставляют много времени для работы. Подчинять себя законам Природы – дорогого стоит… Он много пишет, переводит эстонских поэтов. Однако Северянин скучал по России... Думается, что его изоляция пошла ему на пользу. «От суетных оков освобожденный» он сохранил свой редкий поэтический дар. Окажись он в те годы в Москве, где господствовал РАПП, конструктивисты, футуристы, «ничевоки»... с их злобой и ниспровержением всего и всех, неизвестно, что бы стало с поэтом.

«Любовь! Россия! Солнце! Пушкин! - / Могущественные слова…»

Или: «О России петь – что стремится в храм / По лесным горам, полевым коврам…» Такие слова мог сказать большой русский поэт и с такими стихами он неуместен был бы в столице…

Ию.Северянин – создатель многих поэтических неологизмов; он ввёл в словесный обиход такие слова, как разлепесточить апельсин. Именно так мы и поступаем с апельсинами и грейпфрутами.

«…Что б ножки не промокли, их надо окалошить». Или: «он весь – осолнечен, олунен…» - это о Иване Бунине; в 1925 году Северянин создаст чУдный сонет, вот его заключительные строки:

«…Уют усадеб в пору листопада.

Благая одиночества отрада.

Ружьё. Собака. Серая Ока.

Душа и воздух скованы в кристале.

Камин. Вино. Перо из мягкой стали.

По отчуждённой женщине тоска».

Северянин не мог знать шедевра русской словесности – «Чистый понедельник», созданный Буниным в 1945 году, в возрасте 75 лет…

С 1921 по 1925 годы поэт предпринял ряд гастрольных поездок по городам Германии, Финляндии, Латвии, Чехии. Выходят девять его новых книг, одна из которых «Соловей», репринтное издание мне удалось приобрести в 1991 году. Это сборник чистой поэзии, точной выверенной мысли. И куда подевались: «грезёрки», «офлёрить», «Гарсон! Сымповизируй, блестящий файв о клок!». В те же годы выходит его поэма «Зачатие Христа», из которой можно сделать вывод, что поэт проявлял, отнюдь не внешнюю интеллигентскую религиозность, а был глубоко верующим человеком:

...И столько ясности в уме, и столько грусти

В душе, что, с верой осенив себя крестом.

Я к человечеству взираю из запустья:

- Внемлите: борется Антихрист со Христом!..

По воспоминаниям современников, поэт часто ходил пешком в Пюхтицкий Свято-Успенский женский монастырь.

В 1931 году выходит последний сборник стихов «Классические розы». Поэзию И. Северянина высоко ценили и восхищались: С.С. Прокофьев и Н.К. Рерих…

В 30-е годы состоялось ещё несколько гастрольных поездок по Европе, которые имели шумный успех, однако издателей для книг больше не находилось. Материальное положение поэта ухудшилось, к тому же в 1936 году он разорвал семейные отношения с Фелиссой Круут и сошёлся с Верой Борисовной Кореневой (эстонизированное – Коренди, 1903-1990гг), и переехал из Тойла в Усть-Нарву.

Последний период его жизни. В марте 1934 года в Эстонии совершился фашистский переворот, а в июне 1940 года восстановлена советская власть. Эстония входит в состав СССР. Северянин в восторге. Он пишет приветственные письма, публикует в журнале «Огонёк» свои стихи, ведёт переговоры с Гослитиздатом об издании сборника...

Эстонские националисты и белоэмигранты ненавидели поэта и пытались запугать его, а он не шёл ни на какие сделки с врагами Советской власти, называя их «двуногие лакеи». Северянин ещё в середине 20-х годов переосмыслил трагедию социальных катаклизмов, связанных с революциями и ролью интеллигенции в них. Вот его характерные стихи: «Доказательство рабства» из сборника «Соловей».

Есть доказательство (бесспорней

Его, пожалуй, не найти!)

Что вы, культурники, покорней

Рабов, чем вас ни возмути! –

Вы все, - почти без исключенья,

И с ранних юношеских лет, -

Познали радость опьяненья

И пьяных грёз чаруйный бред.

И что же? Запрещенье водки –

Лишенье вас свободных грёз –

Вы, - апатичны, вялы, кротки, -

Перенесли, как жалкий пёс!

Вы без малейшего протеста

Позволили вас обокрасть, -

И ваше грёзовое место

Взяла разнузданная власть!

Пожалуй, с солнцем и сиренью

Могли-б расстаться без борьбы?!..

Примите-ж хлёсткое презренье

Моё, культурные рабы!

Или ещё фрагмент стихотворения: «Крашенные» - «…Сегодня пошлые и завтра пошлые, / Сегодня жулики и завтра то ж, / Они, бывалые, пройдохи дошлые, / Вам спровоцируют любой мятеж».

Лихой соблазн перебросить мостик и в наше время... Краснодарский поэт Н.Зиновьев сказал о сегодняшней интеллигенции так:

Пусть не всегда была ты стойкой

И горькую пила украдкой,

Но всё-таки была прослойкой,

А ныне стала ты прокладкой.

Началась Великая Отечественная война. Поэт посылает телеграмму М.И.Калинину, с просьбой помочь ему эвакуироваться. Помощь не успели оказать. В августе 1941 года сгорел дом И.Северянина и В.Коренди в Усть-Нарве. В отместку - подожгли его белоэмигранты. Страшная потеря для поэта, погибла большая часть его обширного архива. Северянин душевно разбитый, больной человек. Он умер 20 декабря 1941 года в Таллине и похоронен на Александро-Невском кладбище. На скромной могильной плите выбиты стихи поэта:

Как хороши, как свежи будут розы,

Моей страной мне, брошенные в гроб!

Строки из стихотворения Северянина «Классические розы», как перифраз известных стихов И.П. Мятлева, к которым обращался и И.С.Тургенев.

1.0x