Авторский блог Надежда Диас 02:11 5 июля 2017

"Я без Урала не могу..."

Поэзия Людмилы Татьяничевой

Говорят, что при Советской власти была жесткая цензура, и писали стихи только о политике, восхваляли партию, комсомол, Владимира Ильича Ленина. И делали это только потому, что хотели сделать себе карьеру или заработать денег. Миф!

Говорят, что при Советской власти мы все были одинаковыми, как винтики одной машины. И все думали, и поступали одинаково, как сиамские близнецы. Миф!

Ничего не говорят о женщинах-поэтах Советской эпохи. Их, похоже, и не существовало. Миф!

А они были, эти женщины-поэты, и они писали замечательно, проникновенно, осмысленно! Об одной из этих незаслуженно забытых я и хочу рассказать.

Звали её Людмила Константиновна Татьяничева. Она родилась 6 (19) декабря 1915 года в Ардатове (ныне Мордовия) в семье сельской учительницы и студента-медика. В 1926 году осталась сиротой; жила на Урале у родственников отца. Через всю жизнь пронесла любовь к Уралу, посвятила этому краю многие свои стихи.

(«Я без Урала не могу.

Стоит перед глазами

Он то утёсами в снегу,

То синими лесами…»(стр.6, Людмила Татьяничева. Зорянка. Стихи. Издательство «Советская Россия», Москва – 1973)).

В 1932 году окончила школу, пошла работать токарем на вагоностроительный завод. В 1933 году поступила на заочное отделение в Уральский институт цветных металлов и золота.

В 1934 году, прервав учёбу, приехала на строительство Магнитогорска. Работала в газетах. «В том же году в журнале «Штурм» появились первые стихи Татьяничевой. Познакомилась со своим будущим мужем — тогдашним заведующим промышленным отделом газеты «Магнитогорский рабочий» Николаем Смелянским. В 19341944 годах работала сотрудником редакции газеты «Магнитогорский рабочий».В 1941 году заочно окончила Литературный институт имени А. М. Горького, вступила в ВКП(б)» (Википедия, ru.wikipedia.org/wiki/...копия, Людми́ла Константи́новна Татья́ничева, 05.07.2017).

В 1944-1946 годах она - директор Челябинского областного издательства. В 19431953 годах работала ответственным секретарём Челябинской писательской организации. В 1944 году в Челябинском книжном издательстве вышла первая книга стихов, «Верность». «В 19561958 годах работала собкором «Литературной газеты» по Уралу. В 1965 году переехала в Москву. В 19651975 годах работала секретарём правления СП РСФСР. Член правления СП СССР с 1967 года.

Сотрудничала с композитором Михаилом Чистовым, который написал несколько песен на её стихи: «Ей приснилось, что она Россия» или «Баллада о матери» (исполняла Людмила Зыкина), «Ромашки для влюблённых» (исполняла Валентина Толкунова), «Мне бы только суметь», «Дежурная сестра», «Молчание», «Гудки» (исполнял Александр Розум).

Скончалась 8 апреля 1980» (Википедия,ru.wikipedia.org/wiki/...копия).

С 1944 по 2002 год в разных городах СССР было издано 70 книг поэтессы. И издавались они и крупными тиражами. Так было в Москве в 1961 году с книгой стихов «Бор звенит». Тираж этой книги составлял 165 000 экземпляров. Сборники «Междузорье» и «Материнская гордость» выходили в Москве тиражом 100 000 экземпляров, а стихотворения для детей дошкольного возраста – книга «Про Олю» - даже 200 000 экземпляров. Страна знала и любила Татьяничеву. Особенно много печатали её произведения на Урале – в Свердловске и Челябинске.

В 1971 году поэтесса была награждена Государственной премией РСФСР имени М. Горького за книгу стихов «Зорянка» (1970). Татьяничева вела огромную литературную работу, и государство оценило её труды орденом Октябрьской революции (1975), двумя орденами Трудового Красного Знамени (1965, 1971), двумя орденами «Знак Почёта» (1952, 1960). «Именем Татьяничевой названы улицы в Челябинске и в Магнитогорске (посёлок Западный), а также челябинская библиотека № 26. На домах в Магнитогорске, Челябинске и Екатеринбурге, где жила поэтесса, установлены мемориальные таблички в её честь. Учреждена литературная премия имени Л. К. Татьяничевой. В 1995 именем поэтессы названа малая планета № 3517» (Википедия,ru.wikipedia.org/wiki/...копия).

«Творчество Татьяничевой, с его патриотическими мотивами, воспеванием рабочего класса и строительства социализма, полностью поставлено на службу социалистическому реализму», - написано в Википедии.

Правильно написано. Да, Людмила Константиновна была убеждённым коммунистом, но при этом она была и женщиной, нежной, ласковой, влюблённой. И о своих чувствах писала по-разному, то радостно, то грустно, то с юмором и иронией.

Я полюбила её строчки в подростковом возрасте и сразу их запомнила:

«Всё, что было, -

До малости

Отдавала, любя.

Ни печали,

Ни радости

Я не жду от тебя.

Лес стоит,

Как обугленный,

За последней межой.

Ты – не просто

Разлюбленный,

А навеки чужой».

(«Ни печали, ни радости», стр.99 - Людмила Татьяничева. Зорянка. Стихи. Издательство «Советская Россия», Москва – 1973)

Чувства ушли, сгорели, стали далёкими … как обугленный лес вдали.

Так писала она об ушедшей любви.

Маленькое, короткое стихотворение, а нарисована целая картинка.

То же самое мы видим и в другом стихотворении, вот в этом:

«Ребята осенней ночью

Костёр распалили жаркий.

Пламя повыжгло очи

Берёзке

В косынке яркой.

Стоит она –

Чуть живая,

Сжав побелевшие губы…

Мы чаще всего обижаем

Тех, кого больше любим».

(«Ребята осенней ночью…», стр.50, Людмила Татьяничева. Зорянка. Стихи. Издательство «Советская Россия», Москва – 1973).

Какая метафора - девушка – берёзка с побелевшими от обиды и боли губами. Её сразу становится жалко!

И вдруг стихотворение «Разлюбица», похожее просто на бытовую картинку – «муж жену одаривал подарками…»(сир.92, Людмила Татьяничева. Зорянка. Стихи. Издательство «Советская Россия», Москва – 1973), а потом они разлюбили друг друга и грусть - тоска дунула им в сердце «белой вьюгой» (стр.93, Людмила Татьяничева. Зорянка. Стихи. Издательство «Советская Россия», Москва – 1973),

Много белых вьюг прошло с тех пор, как я увлеклась чтением стихов. И не только. Как многие мои сверстницы, я ещё их переписывала. С того далёкого времени и лежат в моей квартире тетрадочки. В одной из них – стихи Рабиндраната Тагора, в другой – Есенин, в третьей – Райнер Мария Рильке, а в самой большой и толстой – стихи советских поэтов. И именно в этой тетрадке лучшая любовная лирика Татьяничевой.

«Если сердце твоё затоскует,

Беспричинно я вдруг загрущу.

Будто ветер нежданный задует

В одиноком зимовье свечу.

Выйду в ночь,

А луна в три обхвата.

Мир снегов молчалив и суров.

Ветви кедров темны и покаты,

Словно крылья уснувших орлов.

И с такой нестареющей новью

Образ твой замаячит вдали!

Хочешь – нежностью,

Хочешь – любовью

Это чувство моё назови!».

Я вместе с автором вижу этот зимний лес, тайгу, и чувствую, как её захлёстывают эмоции. Они бьются через край! И эта женщина писала только о политике???

Она писала обо всём. И о природе, и о любви, и о месяце декабре, в котором родилась. Но, прежде всего, она была советским человеком. Она рвалась туда, где трудно, она не отсиживалась в тёплых комнатах. Труд был для неё основой основ, и потому родились стихи о своей бабушке Пелагее Гавриловне, большой мастерице по выпечке хлеба, которой Татьяничева очень гордилась.

Писала Людмила Константиновна и о войне. Удивительно сильно написана «Баллада о партизанке» из сборника «Зорянка». Баллада рассказывает о матери, приказавшей застрелиться сыну-предателю. Этот сюжет Татьяничева взяла из газеты.

Поэтесса писала и о Ленине. И не однажды. Это имя было дорого ей, было ей любимо:

«…Раненный тяжко,

Упал наш Ильич».

(«Враги», стр.21, Людмила Татьяничева. Зорянка. Стихи. Издательство «Советская Россия», Москва – 1973),

Заметьте, «наш Ильич» - свой, родной и близкий.

В стихотворении «Солдатский подарок» Людмила Константиновна рассказывала о том, как пожилой солдат принёс в Кремль полкраюхи ржаного хлеба и попросил передать Ильичу, чтобы он не голодал.

Да, советская поэзия имела и содержание, и хорошие чёткие рифмы, и ритм.

Всё это было присуще и стихам Татьяничевой.

Ну, а что же было главным в жизни поэта?

Она отвечает на этот вопрос стихами:

«…Я клянусь дыханьем сыновей,

Что своей не представляю жизни

Без России –

Родины моей!»

(«Если б как любимых выбирали…», стр. 134, Людмила Татьяничева. Зорянка. Стихи. Издательство «Советская Россия», Москва – 1973),

«…Без песен народных,

Без Пушкина

Не мыслю я русскую речь.

Мы нашу Отчизну растили,

Собой заслоняя в борьбе.

Без Ленина

Новой России

Не представляю себе!»

(«Мы нашу Отчизну растили», стр.16, Людмила Татьяничева. Зорянка. Стихи. Издательство «Советская Россия», Москва – 1973),

Для себя же она не просит и малого:

«…Лишь цвело бы моё Отечество

И поверило в знамя алое

Всё великое человечество!».

Я вспоминаю Людмилу Константиновну в зале Политехнического музея. Скромная, строгая женщина с добрыми глазами. У неё были свои бесценные ценности. И я думаю: «Нам надо брать с неё пример».

1.0x