Говорят, что при Советской власти была жесткая цензура, и писали стихи только о политике, восхваляли партию, комсомол, Владимира Ильича Ленина. И делали это только потому, что хотели сделать себе карьеру или заработать денег. Миф!
Говорят, что при Советской власти мы все были одинаковыми, как винтики одной машины. И все думали, и поступали одинаково, как сиамские близнецы. Миф!
Ничего не говорят о женщинах-поэтах Советской эпохи. Их, похоже, и не существовало. Миф!
А они были, эти женщины-поэты, и они писали замечательно, проникновенно, осмысленно! Об одной из этих незаслуженно забытых я и хочу рассказать.
Звали её Людмила Константиновна Татьяничева. Она родилась 6 (19) декабря 1915 года в Ардатове (ныне Мордовия) в семье сельской учительницы и студента-медика. В 1926 году осталась сиротой; жила на Урале у родственников отца. Через всю жизнь пронесла любовь к Уралу, посвятила этому краю многие свои стихи.
(«Я без Урала не могу.
Стоит перед глазами
Он то утёсами в снегу,
То синими лесами…»(стр.6, Людмила Татьяничева. Зорянка. Стихи. Издательство «Советская Россия», Москва – 1973)).
В 1932 году окончила школу, пошла работать токарем на вагоностроительный завод. В 1933 году поступила на заочное отделение в Уральский институт цветных металлов и золота.
В 1934 году, прервав учёбу, приехала на строительство Магнитогорска. Работала в газетах. «В том же году в журнале «Штурм» появились первые стихи Татьяничевой. Познакомилась со своим будущим мужем — тогдашним заведующим промышленным отделом газеты «Магнитогорский рабочий» Николаем Смелянским. В 1934—1944 годах работала сотрудником редакции газеты «Магнитогорский рабочий».В 1941 году заочно окончила Литературный институт имени А. М. Горького, вступила в ВКП(б)» (Википедия, ru.wikipedia.org/wiki/...копия, Людми́ла Константи́новна Татья́ничева, 05.07.2017).
В 1944-1946 годах она - директор Челябинского областного издательства. В 1943—1953 годах работала ответственным секретарём Челябинской писательской организации. В 1944 году в Челябинском книжном издательстве вышла первая книга стихов, «Верность». «В 1956—1958 годах работала собкором «Литературной газеты» по Уралу. В 1965 году переехала в Москву. В 1965—1975 годах работала секретарём правления СП РСФСР. Член правления СП СССР с 1967 года.
Сотрудничала с композитором Михаилом Чистовым, который написал несколько песен на её стихи: «Ей приснилось, что она Россия» или «Баллада о матери» (исполняла Людмила Зыкина), «Ромашки для влюблённых» (исполняла Валентина Толкунова), «Мне бы только суметь», «Дежурная сестра», «Молчание», «Гудки» (исполнял Александр Розум).
Скончалась 8 апреля 1980» (Википедия,ru.wikipedia.org/wiki/...копия).
С 1944 по 2002 год в разных городах СССР было издано 70 книг поэтессы. И издавались они и крупными тиражами. Так было в Москве в 1961 году с книгой стихов «Бор звенит». Тираж этой книги составлял 165 000 экземпляров. Сборники «Междузорье» и «Материнская гордость» выходили в Москве тиражом 100 000 экземпляров, а стихотворения для детей дошкольного возраста – книга «Про Олю» - даже 200 000 экземпляров. Страна знала и любила Татьяничеву. Особенно много печатали её произведения на Урале – в Свердловске и Челябинске.
В 1971 году поэтесса была награждена Государственной премией РСФСР имени М. Горького за книгу стихов «Зорянка» (1970). Татьяничева вела огромную литературную работу, и государство оценило её труды орденом Октябрьской революции (1975), двумя орденами Трудового Красного Знамени (1965, 1971), двумя орденами «Знак Почёта» (1952, 1960). «Именем Татьяничевой названы улицы в Челябинске и в Магнитогорске (посёлок Западный), а также челябинская библиотека № 26. На домах в Магнитогорске, Челябинске и Екатеринбурге, где жила поэтесса, установлены мемориальные таблички в её честь. Учреждена литературная премия имени Л. К. Татьяничевой. В 1995 именем поэтессы названа малая планета № 3517» (Википедия,ru.wikipedia.org/wiki/...копия).
«Творчество Татьяничевой, с его патриотическими мотивами, воспеванием рабочего класса и строительства социализма, полностью поставлено на службу социалистическому реализму», - написано в Википедии.
Правильно написано. Да, Людмила Константиновна была убеждённым коммунистом, но при этом она была и женщиной, нежной, ласковой, влюблённой. И о своих чувствах писала по-разному, то радостно, то грустно, то с юмором и иронией.
Я полюбила её строчки в подростковом возрасте и сразу их запомнила:
«Всё, что было, -
До малости
Отдавала, любя.
Ни печали,
Ни радости
Я не жду от тебя.
Лес стоит,
Как обугленный,
За последней межой.
Ты – не просто
Разлюбленный,
А навеки чужой».
(«Ни печали, ни радости», стр.99 - Людмила Татьяничева. Зорянка. Стихи. Издательство «Советская Россия», Москва – 1973)
Чувства ушли, сгорели, стали далёкими … как обугленный лес вдали.
Так писала она об ушедшей любви.
Маленькое, короткое стихотворение, а нарисована целая картинка.
То же самое мы видим и в другом стихотворении, вот в этом:
«Ребята осенней ночью
Костёр распалили жаркий.
Пламя повыжгло очи
Берёзке
В косынке яркой.
Стоит она –
Чуть живая,
Сжав побелевшие губы…
Мы чаще всего обижаем
Тех, кого больше любим».
(«Ребята осенней ночью…», стр.50, Людмила Татьяничева. Зорянка. Стихи. Издательство «Советская Россия», Москва – 1973).
Какая метафора - девушка – берёзка с побелевшими от обиды и боли губами. Её сразу становится жалко!
И вдруг стихотворение «Разлюбица», похожее просто на бытовую картинку – «муж жену одаривал подарками…»(сир.92, Людмила Татьяничева. Зорянка. Стихи. Издательство «Советская Россия», Москва – 1973), а потом они разлюбили друг друга и грусть - тоска дунула им в сердце «белой вьюгой» (стр.93, Людмила Татьяничева. Зорянка. Стихи. Издательство «Советская Россия», Москва – 1973),
Много белых вьюг прошло с тех пор, как я увлеклась чтением стихов. И не только. Как многие мои сверстницы, я ещё их переписывала. С того далёкого времени и лежат в моей квартире тетрадочки. В одной из них – стихи Рабиндраната Тагора, в другой – Есенин, в третьей – Райнер Мария Рильке, а в самой большой и толстой – стихи советских поэтов. И именно в этой тетрадке лучшая любовная лирика Татьяничевой.
«Если сердце твоё затоскует,
Беспричинно я вдруг загрущу.
Будто ветер нежданный задует
В одиноком зимовье свечу.
Выйду в ночь,
А луна в три обхвата.
Мир снегов молчалив и суров.
Ветви кедров темны и покаты,
Словно крылья уснувших орлов.
И с такой нестареющей новью
Образ твой замаячит вдали!
Хочешь – нежностью,
Хочешь – любовью
Это чувство моё назови!».
Я вместе с автором вижу этот зимний лес, тайгу, и чувствую, как её захлёстывают эмоции. Они бьются через край! И эта женщина писала только о политике???
Она писала обо всём. И о природе, и о любви, и о месяце декабре, в котором родилась. Но, прежде всего, она была советским человеком. Она рвалась туда, где трудно, она не отсиживалась в тёплых комнатах. Труд был для неё основой основ, и потому родились стихи о своей бабушке Пелагее Гавриловне, большой мастерице по выпечке хлеба, которой Татьяничева очень гордилась.
Писала Людмила Константиновна и о войне. Удивительно сильно написана «Баллада о партизанке» из сборника «Зорянка». Баллада рассказывает о матери, приказавшей застрелиться сыну-предателю. Этот сюжет Татьяничева взяла из газеты.
Поэтесса писала и о Ленине. И не однажды. Это имя было дорого ей, было ей любимо:
«…Раненный тяжко,
Упал наш Ильич».
(«Враги», стр.21, Людмила Татьяничева. Зорянка. Стихи. Издательство «Советская Россия», Москва – 1973),
Заметьте, «наш Ильич» - свой, родной и близкий.
В стихотворении «Солдатский подарок» Людмила Константиновна рассказывала о том, как пожилой солдат принёс в Кремль полкраюхи ржаного хлеба и попросил передать Ильичу, чтобы он не голодал.
Да, советская поэзия имела и содержание, и хорошие чёткие рифмы, и ритм.
Всё это было присуще и стихам Татьяничевой.
Ну, а что же было главным в жизни поэта?
Она отвечает на этот вопрос стихами:
«…Я клянусь дыханьем сыновей,
Что своей не представляю жизни
Без России –
Родины моей!»
(«Если б как любимых выбирали…», стр. 134, Людмила Татьяничева. Зорянка. Стихи. Издательство «Советская Россия», Москва – 1973),
«…Без песен народных,
Без Пушкина
Не мыслю я русскую речь.
Мы нашу Отчизну растили,
Собой заслоняя в борьбе.
Без Ленина
Новой России
Не представляю себе!»
(«Мы нашу Отчизну растили», стр.16, Людмила Татьяничева. Зорянка. Стихи. Издательство «Советская Россия», Москва – 1973),
Для себя же она не просит и малого:
«…Лишь цвело бы моё Отечество
И поверило в знамя алое
Всё великое человечество!».
Я вспоминаю Людмилу Константиновну в зале Политехнического музея. Скромная, строгая женщина с добрыми глазами. У неё были свои бесценные ценности. И я думаю: «Нам надо брать с неё пример».