Авторский блог Виталий Овчинников 10:56 10 января 2018

Я - Советский инженер

Несколько слов об организации инженерной работы в СССР
34

Я – Советский инженер.

 

(Материалы для статьи взяты из Википедии интернета)

Есть инженеры по должности, но есть инженеры по образу своего профессионального мышления. Советский инженер – это образ жизни и образ мышления.

Заумная фраза, не лишенная смысла.

 

Да, я Советский инженер и горжусь этим своим званием.  Ведь  Советский инженер был в свое время лучшим в мире инженером. Повторяю – лучшим! И ни один в мире инженер не мог с ним сравниться по уровню своей профессиональной квалификации, по глубине профессиональных знаний и умений.  Я не преувеличиваю. Так оно и было. Потому что в стране  работала  система подготовки инженерных кадров, согласно которой советский инженер знал и умел на много больше, чем инженер любого другого государства мира. Не даром ведь в странах  Востока и Африки, где  советские инженерные специалисты много и успешно работали, до сих пор отзываются с глубочайшим уважением о советских инженерах. Почему?

Да потому, что  что советские инженеры не корчили из себя «бар», стоящих по уровню развития  выше местных жителей и прекрасно могли  «делать»  все, что соответствовало   их специальности. Советский инженер мог  профессионально  работать   за технолога, за конструктора, за проектировщика, за  расчетчика, за  специалиста по охране труда,  за наладчика технологического оборудования по своей  специальности и так далее и тому подобное.

Чего не могли себе позволить ни один инженер Европы или Америки, которые   всегда требовали себе в помощники инженеров  других специальностей,  связанных  с их основной специальностью, а также  электриков, программистов,  наладчиков и даже вспомогательных рабочих. Потому что они сами за собой   на  своем  рабочем месте убирать не были  приучены.

Мне в своей работе инженера сварщика, помимо производственной деятельности  в цехе    сварных металлоконструкций на ряде заводов страны,  много лет еще  пришлось заниматься разработкой  процессов  новой  технологии, новой техники, новой формы организации производства на отдельных участках цеха и  их внедрением  в производстве.

Кроме того, несколько лет я проработал начальником отдела по проектированию нового цеха, своего рода  корпуса  блока цехов сварных металлоконструкций, называемого  у нас   на заводе и  в Министерстве, как КМК.    Самого последнего, по существу,  крупного производства сварных металлоконструкций в Подмосковье,  да, пожалуй,   и вообще  -  самого последнего крупного производственного цеха в  СССР. 

Последнего потому,  что  проектная документация на этот блок цехов была утверждена министром тяжелого машиностроения  Силаевым И.С.   в октябре  1990 года, а  Госпланом   были выделены средства на начало фундаментных работ по этому корпусу блока цехов и на проектирование специальных частей проекта по отдельным договорам с проектными  институтами  Министерства   в декабре 1990 года.  То есть, в конце Советской власти.  И  уже   в 1991  году все работы по новому блоку цехов у нас  были  приостановлены, потому что  началась ликвидация и самого Министерства,  и самого Госплана, да  и самого завода    по указам ГОСДЕП  США  и  нового президента России Ельцина.

Но мне, как инженеру специалисту, повезло в процессе своей  инженерной деятельности   поработать вместе  с таким удивительным явлением нашей советской  государственной, производственной и научной деятельности,  как отраслевые научно исследовательские проектно-технологические институты или НИИ. Это были ГИПРОТЯЖМАШ, ЦНИТМАШ, ВНИИСО, ВНИИАВТОГЕНМАШ, ИЭС имени Патона, ВПТИТЯЖМАШ, НИИПТМАШ, НИКИМТ  и многие еще другие, через которые в СССР осуществлялось практическое руководство машиностроительным производством.

Ни в одной стране мира ничего подобного не было даже в намеке. Правда,  надо сказать, что сейчас  в Китае  они начали уже формироваться. Ведь Китай развивается по нашей, по  Советской системе. Они и ГОСПЛАН у себя уже организовали. А наши власти все в задницу Европы и США смотрят и совсем забыли про СССР, про вторую экономику мира.

Так вот, мне в своей жизни пришлось по своей работе инженера сварщика много раз  побывать и в Германии, и во Франции и в США.  Их инженеры, как  и  их инженерные методы организации   работы нам, советским инженерам,  в подметки даже не годятся. Примитивизм жутчайший, своего рода «плюсквамперфект, то есть, давно для нас  уже прошедшее и  совсем уже забытое время.

Поясню.

Первым таким государственной структурой,  с которой я столкнулся в своей инженерной деятельности,  был ГИПРОТЯЖМАШ, головной проектный институт нашего Министерства  тяжелого машиностроении, расположенный на Марксистской улице Москвы в громадном и новом тогда  шестнадцатиэтажном здании.

ГИПРОТЯЖМАШ –  государственный проектный институт, занимавшийся в Советском Союзе  проектированием вновь строящихся  цехов и заводов тяжелого машиностроения, и также  реконструкцией уже имеющихся  и существующих цехов и  заводов.

История института с современным названием ГИПРОТЯЖМАШ берет свое начало 20 февраля 1930 г., когда протоколом заседания Президиума ВСНХ СССР был утвержден устав вновь созданного государственного института по проектированию машиностроительных и металлообрабатывающих заводов -ГИПРОМАШ. Таким образом, с утверждения устава ГИПРОМАШ вступил в свои права, как головной специализированный институт по проектированию машиностроительных и металлообрабатывающих предприятий.

Вся история ГИПРОТЯЖМАШ неразрывно связана с развитием отечественного машиностроения. В арсенале проектных разработок института многочисленные заводы отрасли в том числе заводы созданные в годы создания промышленности СССР и заводы эпохи развития СССР — Уралмашзавод в Свердловске, Уралвагонзавод в Нижнем Тагиле, Ново-Краматорский завод в Краматорске,  ЭЗТМ в Электростали, Турбогенераторный и Тракторный заводы в Харькове, завод им. Октябрьской Революции в Луганске, Атоммаш, Абаканский вагоностроительный комплекс, Красноярский крановый завод, Иркутский завод тяжелого машиностроения и многие, многие другие.

 двойной клик - редактировать изображение

 двойной клик - редактировать изображение

 двойной клик - редактировать изображение

На каждый завод   Минтяжмаша   в институте имелся рабочий проект в виде чертежей планировок от дельных цехов  и расчётно пояснительных записок и все изменения в проекте  обязательно  должны  быть зафиксировано в рабочей документации проекта завода.  Для этого в институте  работал куратор завода  в ранге ГИП-а, то есть, Главного Инженера  Проекта, без согласования с которым невозможно было  даже  переставить станок с одного рабочего места на другое, потому что существовал расчетный проект этого завода с расчетной  мощностью, расчетной производительностью  и расчетным выпуском утвержденной продукции.

Работал институт  всегда в тесном контакте со службами главных специалистов завода или специализированными подразделением самого завода при выполнении значительных объемов работы по изменению существующего проекта завода или отдельных его цехов.

Таким подразделением на нашем заводе в свое время  руководил и  я в ранге начальника отдела по проектированию блока цехов сварных металлоконструкций или  КМК. И тогда в  Москву я ездил, как к себе на работу.  Для этого заводом для меня был выписан именной  проездной билет  на электричку  в  Москву и обратно, и в метро.

Следующим НИИ, с которым мне пришлось постоянно работать, был ЦНИИТМАШ.

ЦНИИТМАШ - центральный, научно исследовательский институт технологии машиностроения. Именно сюда мне чаще всего приходилось обращаться по  вопросам новой техники, новой технологии в сварочном производстве.  Высоченное шестнадцати этажное здание из стекла и бетона,  расположившееся на Шарикоподшипневской улице Москвы, где сидели специалисты по всем вопросам машиностроительного производства и рядом находилось свое собственное опытно экспериментальное производство, где можно было опробовать и отработать  любую самую новейшую и самую фантастическую технологию по обработке металлов и неметаллов. И редкую неделю я сюда не ездил.  

ЦНИИТМАШ  был основан в 1929 году приказом  ВСНХ СССР № 508 на базе Московского отделения ленинградского института и стоял у истоков отечественного машиностроения. Созданные в ЦНИИТМАШ материалы (стали, сплавы, напыления, охлаждающие жидкости и т.п.) технологические процессы машиностроительного производства широко использовались  на заводах энергетического, тяжелого, транспортного, нефтехимического машиностроения и в других отраслях.

А так как мне много приходилось заниматься проблемами газопламенной и плазменной  обработки металлов, то  невозможно было обойтись без  знаменитейший в те времена института  ВНИИАВТОГЕНМАШ.

ВНИИАВТОГЕНМАШ -  Всесоюзный Научно Исследовательский Институт автогенного машиностроения, располагавшийся в бывшем особняке Саввы Морозова,  что  в  Шелапутинском переулке Москвы

Институт «ВНИИавтогенмаш»  был создан в феврале 1944 г решением ГКО СССР для выполнения комплексных исследований, разработки и внедрения аппаратуры, машин и технологий термической резки, газотермических покрытий и газопламенной обработки металлов. Основными направлениями деятельности института явились повышение эффективности газотермических процессов, разработка прогрессивного оборудования – автоматизированных резательных, напылительных, паяльных и других технологических комплексов для крупных производств, а также простых, надежных и эффективных технологий, ресурсосберегающих и экологически безопасных аппаратуры и механизмов для повышения качества и экономичности работ на металлообрабатывающих предприятиях, строительных и монтажных участках. 

С ВНИИАВТОГЕНМАШ-ем у меня были связаны особенные  отношения, потому что именно этот институт  стал главным  рецензентом на мою монографию  «Механизация процессов термической резки металлов», принятой в 1993  году для издания издательством «Машиностроение». И я много раз бывал в этом институте для уточнения план проспекта монографии в связи с их замечаниями. Но очень скоро не стало ни ВНИАВТОГЕНМАШ-а, ни издательства, ни много из того, что было основой нашей государственной и профессиональной  производственно-технической деятельности в СССР.

Ну и как здесь можно не назвать «ИЭС имени Патона», с которым я плодотворно проработал несколько лет  и  в который меня приглашали  в   аспирантуру по  плазменно-дуговым процессам.

ИЭС ИМЕНИ ПАТОНА  -  Институт Электросварки  имени Патона – это  научно-исследовательский институт Национальной академии наук Украины. Основан в январе 1934 года по инициативе инженера и учёного академика Евгения Оскаровича Патона на базе лаборатории сварки Электросварочного комитета и кафедры инженерных сооружений Киевского политехнического института в соответствии с постановлением Президиума Верховного Совета СССР.

Вот основные этапы деятельности  института

1939-41 — разработаны технология автоматической сварки под флюсом, сварочные флюсы и головки для автоматической сварки,  разработана технология автоматической сварки под флюсом броневых танковых сталей.   1942 выпущен  первый в мире цельносварной танк изготовлен методом автоматической сварки под флюсом.  1944 — предложена технология изготовления крупнолистовых конструкций методом рулонирования с использованием сварки под флюсом.  1947—1949 — разработана технология многодуговой скоростной сварки труб большого диаметра. 1949 — выполнена автоматическая сварка вертикальных и горизонтальных швов кожуха доменной печи по технологии, разработанной в 1948 г.

1951 — технология и оборудование электрошлаковой сварки металла толщиной до 2000 мм были использованы для изготовления мощных гидротурбин и прессов. 1952 — изобретен электрошлаковый переплав (ЭШП) стали. Начало электрошлаковых технологий. Разработана установка для контактной сварки с кольцевым трансформатором. 1952 -  разработана самая  распространённая в мире полуавтоматическая дуговая сварка в углекислом газе CO2  1953 — введён в строй самый большой в Европе цельносварной мост им. Е. О. Патона через реку Днепр в г. Киеве.   1956 — создана опытно-промышленная установка для электрошлакового переплава.  1958 — создана установка для контактной стыковой сварки непрерывным оплавлением тонкостенных труб, рельсов и  корпуса мощного дизеля для локомотивов.  1960 - разработан процесс сварки взрывом плоских  деталей из разнородных металлов. 1965 — разработаны плазменно-дуговая сварка на переменном токе и импульсная микроплазменная сварка. Эти процессы были использованы для сварки алюминиевых корпусов топливных баков ракетных двигателей. 1966 — создана внутритрубная машина для контактной стыковой сварки непрерывным оплавлением труб большого диаметра. 1969 — разработанный способ «мокрой» механизированной подводной сварки был применён для сварки трубопровода высокого давления на глубине 15 м. 

1979  -  в условиях космического вакуума и невесомости выполнена сварка нержавеющих сталей и титановых сплавов с помощью установки «Вулкан», смонтированной на космическом корабле «Союз-6» и доказана  возможность наплавки тонкопленочных покрытий в условиях орбитального полета. 1984 — сварка, резка, пайка, напыление в открытом космосе с помощью универсального электронно-лучевого инструмента.  1980—1990 — разработаны сварные трансформируемые конструкции, разворачиваемые в открытом космосе.

И конечно же одним из основных НИИ для моей работы в сварочном производстве завода был ВПТИТЯЖМАШ – всесоюзный проектно-технологический институт тяжелого машиностроения, занимавшийся проектированием технологического оборудовании для  резки, гибки и формования изделий из всех видов металлопроката.

ВПТИТЯЖМАШ  -  основана в 1944 году.  Основными направлениями работы ВПТИ-тяжмаш  являются проведение комплекса проектно-технологических, конструкторских работ в области технологии, механизации и автоматизации производства, создание технологий и специального технологического оборудования при освоении новых видов изделий, метрологическое обеспечение, создание средств измерения, стандартизация  на заводах  тяжелого машиностроения, дизельных заводов, металлургических комбинатов, заводов, выпускающие котельное оборудование, крановых и других машиностроительных предприятиях.

И конечно же,  я не смогу не упомянуть  еще и  Госплан, эту основу,  этот фундамент Советской экономики, без которого не смогло бы быть такого стремительного развития СССР. Здесь я бывал с начальником ОКСа завода каждый квартал с отчетами по реализации плана выполнения проектно-сметной документации по новому цеху на нашем заводе, то есть, по  блоку цехов сварных металлоконструкций или КМК. Без утверждения такого отчета у зама председателя Госплана  о финансировании работ  на следующий квартал можно было бы просто забыть.

ГОСПЛАН -  Госплан СССР  или Государственный плановый комитет Совета Министров СССР — государственный орган, осуществлявший общегосударственное планирование развития народного хозяйства СССР и контроль выполнения народнохозяйственных планов. В союзных республиках (в том числе и России) и автономных образованиях существовали государственные плановые комиссии (в России — Государственная плановая комиссия РСФСР), в областях (в том числе и автономных областях) — областные плановые комиссии, в районах — районные плановые комиссии, в городах — городские плановые комиссии.

Ну, а во время моей работы  на  заводе «Атомспецконстукция» мне пришлось иметь дело еще и с институтом НИКИМТ среднего машиностроения в ранге Главного сварщика.

НИКИМТ - научно-исследовательский и конструкторский институт монтажной технологии. Создан  в 1956 году Министерством среднего машиностроения СССР в виде  проектно-монтажное управление для выполнения комплексных разработок технологических процессов, специального оборудования и оснастки для монтажа сложных ядерных объектов. В 1961 году на базе управления был образован Научно-исследовательский и конструкторский институт монтажной технологии (НИКИМТ).

Через  НИКИМТ  мы получали новые виды сварочного оборудования, новые средства механизации и новые технологии для изготовления объектов атомной промышленности.

Выводы:

Как видите, инженерная работа у меня была плодотворная и  очень даже интересная. Хотя я ни слова не сказала про мою работу в качестве внештатного эксперта во Всесоюзном Научно Исследовательском Институте Государственной Патентной  Экспертизы или ВНИИГПЭ, в котором я делал экспертизы заявок на изобретение по сварочному производству.  И в котором я работал по официальному приглашению руководства Института   за половину своего должностного оклада на ЭЗТМ окло десяти лет.  Меня неоднократно приглашали перейти в штат официальных сотрудников  Института, но я не согласился. Почему - до сих пор сам не понимаю.

PS Мало сейчас кто знает, что после окончания календарного года каждое промышленное  предприятие СССР готовило отчет о своей работе с выводом фактической себестоимости  выпускаемой продукции и фактических зарплат всех работников завода. Этот отчет представлял собой печатную книжку объёмом примерно в двести листов.  Отчет  согласовывался с ГИПРОТЯЖМАШ-ем и утверждался в Министерстве. Те, кто видели эти отчеты  с детальнейшим обоснованием  всех видов затрат, начиная от металла, металлургических припасов  и кончая электроэнергией, тот понимает, что приписки выпускаемой в СССР машиностроительной продукции были практически невозможны.

PPS Все эти НИИ  и Проектно - Технологические   отраслевые институты СССР,  как и сами Министерства вместе с Госпланом,  в девяностые годы были уничтожены, а без них говорить о развитии экономики страны просто бессмысленно

На рисунках изображено:

Здание ГОПРОТЯЖМАШ

Здание ЦНИИТМАШ

Здание ВНИИАВТОГЕНМАШ

Здание ИЭС имени Патона

***

 

 

 

 

 


Загрузка...
Комментарии Написать свой комментарий
10 января 2018 в 11:00

Подобная форма организации инженерного труда через отраслевые проектно-технологические и научные институты позволила СССР стать второй экономикой мира, а по количеству зарегистрированных в течении года изобретений к середине восьмидесятых годов прошлого столетия выйти на первое место в мире.

10 января 2018 в 12:14

“Несколько слов об организации инженерной работы в СССР”

Есть стандартное определение “инженерные работы” (в строительстве), но придумать “организацию инженерной работы” - способна только технически безграмотная баба. Автор пишет о том, о чем не имеет ни малейшего представления.

10 января 2018 в 14:58

Для невежд типа В.Р.!
В высшем техническом образовании СССР были предусмотрены программы по организации производства машиностроительных предприятий. Для механических производств - одна программа, для механосборочных производств - другая программа, для сварочных производств - третья программа . И так далее, по всем видам производств советского машиностроительного завода.
Вы об этом не имеет ни малейшего представления, но лезете со своим безграмотными рассуждениями. Постыдились бы демонстрировать такое свое инженерное невежество. Или у современных демократов совести нет совсем? Получается, что так.

10 января 2018 в 12:35

“Это были ГИПРОТЯЖМАШ, ЦНИТМАШ, ВНИИСО, ВНИИАВТОГЕНМАШ, ИЭС имени Патона, ВПТИТЯЖМАШ, НИИПТМАШ, НИКИМТ и многие еще другие, через которые в СССР осуществлялось практическое руководство машиностроительным производством”.

Автор путает функции руководства производством и задачи НИИ – новые разработки. На редкость безграмотная писанина.

10 января 2018 в 15:03

Чувствуется, что вы никогда в жизни не видели проекты советских машиностроительных предприятий. А это ведь несколько десятков томов, где есть все, относящееся к управлению и руководству советским машиностроительным предприятием. И именно через эти отраслевые институты осуществлялось технического руководство машиностроительным производством СССР.

10 января 2018 в 15:15

Предприятия подчинялись отраслевым институтам? Причем здесь “проекты советских машиностроительных предприятий”? Вы русский язык понимаете?

10 января 2018 в 17:06

Обязательно! И без разрешения отраслевых институтов в планировке цеха никакие изменения не допускались под "страхом лишения должности руководства предприятия"

10 января 2018 в 18:37

Если в СССР заявления на квартиру и садик подавались в Партком (по вашему утверждению), то и планировку цехов наверно утверждало ЦК КПСС! И нахрена были нужны были отраслевые НИИ со своими НИР и ОКР?

10 января 2018 в 18:55

В заведении, где проходил лечение Незнайка до 92-го года, НИИ психиатрии каждый год проводил инвентаризацию и сверял с планом расстановку кроватей, при любых нарушениях планировки, снимали с должности директора Дурдома.

11 января 2018 в 17:19

Господину В.Р.!
В СССР заявления на квартиру и детский сал подавались в профком. Быстро вы СССР забыли!!!!!!

11 января 2018 в 17:20

В.Р.!
Шкал воет - караван идет. Так говорили на востоке.

10 января 2018 в 15:05

Для справки? : в СССР осуществлялось техническое руководство промышленным предприятием через отраслевые институты. А через министерства осуществлялось производственное руководство работой предприятий.
Запишите - а то ведь опять все перепутаете!

10 января 2018 в 15:21

Техническое руководство на предприятии осуществляет главный инженер, являющийся первым заместителем директора фабрики или завода.

11 января 2018 в 07:06

Техническое руководство действительно осуществлял главный инженер . Но когда мы сдавали сах завод с большим опозданием ( вместо 4 лет строили 6 ) нам прислали до конца сдачи зам министра который осуществлял общее руководство в том числе и техническое

11 января 2018 в 17:23

В.Р.! Главный инженер отвечает за техническую политику на заводе. А техническое руководство осуществляет головной проектно-технологический отраслевой институт.

10 января 2018 в 16:10

Незнайке взбрело в голову написать статью: “Несколько слов об организации психотерапии в СССР”. Руководство лечением больных в СССР осуществляли отраслевые НИИ. Они руководили лечением через Минздрав, а психиатры в США и в подметки не годились нашим. Как старый пациент дурдома, он был уверен в успехе публикуя свой опус на сайте дурдома.

10 января 2018 в 17:07

Ну, дурак есть дурак - и что можно на такие бредни ответить? Да ничего - пусть тявкает!

10 января 2018 в 18:11

Виталий, от меня - спасибо! Я мог бы кое в чем дополнить, но не буду: всё хорошо! Так держать!
Лучше расскажу легенду из 1930-х, когда наших специалистов командировали в США, Германию и т. д. для освоения мирового уровня. Начинали они там с простых станочников. Одному инженеру, исполняющему обязанности токаря, ихний мастер выдал задание, в технологической карте которого было всё расписано вплоть до времени окончания обработки последней детали. Но наш спец решил показать скоростные формы обработки и задание выполнил в два раза быстрее. С гордостью, надеясь на восторг, он принёс мастеру готовую продукцию. И был удивлён, когда мастер практически не глядя, сгрёб все изделия в бункер для металлолома. Разгадка была проста: заданная скорость обработки была оптимальной, а отклонения вызывали термические нарушения.
А вообще насчет того, что наши работники были "на втором месте" можно было бы и поспорить. Очень даже может быть, что на первом, но рекламировать было ни к чему.

10 января 2018 в 18:43

И нахрена эти сказки? Если тонкое кольцо большого диаметра точить на большой скорости, то его поведет, и в Америку ехать не надо.

11 января 2018 в 17:37

А.Е.!
Да, рабочий на заводе США должен лишь выполнять утвержденную технологию изготовления детали и делать в смену лишь столько, сколько ему указано в технологии. И любые изменения в технологии должны осуществляться лишь технологами, а не рабочими. В принципе, у нас было то же самое. Была техкарта, которую никто не имел права самовольно изменять. Но так как "бумажное изменение" технологии процесс длительный, то рабочие с творческой жилкой изменяли технологию самовольно, а потом уже бегали по службам утверждать эти свои изменения.
Японцы усовершенствовали эту методику и рацпредложения рабочих по совершенствовании технологии у них стали рассматриваться инженерными службами в течении рабочего дня.
Поэтому в Японии в конце двадцатого века рабочие подавали в год по ста с лишним рацпредложений, а у нас всего лишь по пять-шесть.

11 января 2018 в 17:40

В.Р.!
А про контролеров ОТК вы что, не знает? А ведь они должны каждую деталь проверять. И порой не на глаз, а специальными приборами.

10 января 2018 в 20:29

Проверка комментария )

11 января 2018 в 17:39

А.С.!
А я их не проверяю.

10 января 2018 в 20:30

Тут я могу комментировать ) А у многих не могу .

11 января 2018 в 02:54

Напишите в Редакцию благодарственное письмо типа: “Спасибо вам за вашу неустанную заботу о пользователях сайта, в независимости от их политических убеждений, моральных качеств и умственных способностей”. О результатах расскажете.

11 января 2018 в 09:41

Это не зависит от рейтинга . У Климова рейтинг для комментирования 0 и я могу комментировать . У Тальберга -100 и я комментировать не могу. Тут что то другое

11 января 2018 в 09:54

Попробуйте написать у Виктора Стекленева.

11 января 2018 в 10:00

Вадим комментарий не проходит....

11 января 2018 в 10:52

Аркадий, мои комментарии тоже ведут себя избирательно. И если на сайте, скажем, есть возможность заблокировать по инициативе автора статьи (как Сокуров по отношению меня), то это я могу понять (не принять!), т.к. мои комментарии ему не понравились. Впрочем, я бы не желал его исчезновения с сайта: он собирает ту галиматью, которая тривиально разоблачается и предоставляет возможность сообщить правду. По этой же причине, думаю, имеется невозможность оставлять свои комментарии на ветках Кругловой, Смыкова и ещё кое-кого. Но иногда я с самого начала не могу оставлять комментарии, что неизбежно заставляет думать, что авторы - клоны упомянутого Сокурова.

11 января 2018 в 11:04

Саша я могу оставлять комментарии Сокурова у Редьки и у Ужакина и у Саши Климова и вот тут у Овчинникова. Не могу у Кругловой . Например Горбунов меня заблокировал ибо задавал ему неудобные вопросы. Не могу у Стекленева и Тальберга . Хотя меня они не блокировали . Просто интересно почему . Я написал Человек Редактору в личку и задал вопрос. Но не получил ответа..

11 января 2018 в 15:21

Аркадий, разбираться с этими подробностями мне не хочется, я принимаю это как есть. Просто предлагаю наряду с этим ещё и внефорумное общение. Тем более, что можно общаться через "личку". Ну, и следующий неизбежный этап - через е-майл. Многие побаиваются, но "волков бояться - в лес не ходить"! Мне-то вовсе не интересно с кем-то собачиться и что-то доказывать. Я лезу комментировать интересующие меня темы, в которых сам могу что-то сказать, ну и какую-то толику информации получить. Пусть мизерную. Горбунов, похоже, меня тоже заблокировал по теме Горького. Очевидно, моё мнение неудобно для него. До Тальберга мои комментарии доходят, часто он мне отвечает.

11 января 2018 в 17:45

Что-то пошли разговоры не по теме. Здесь я не участник.

11 января 2018 в 20:47

Виталий извините !!!

12 января 2018 в 10:36

А,С.!
Да, ладно! Ерунда все это!