Авторский блог Илья Титов 14:03 25 ноября 2017

ВШЭвый ряд

В южной части того же Тихого океана, что омывает своими суровыми волнами холодные берега Сахалина, есть остров, на котором живут папуасы. Эти папуасы тысячелетиями охотились, ловили рыбу и занимались примитивным земледелием так, как это делали их предки. Так продолжалось пока однажды в разгар великой войны какой-то могучий стратегический ум в Вашингтоне не решил, что США для борьбы с Японией позарез нужна база именно на этом острове. Сказано – сделано: на острове, к удивлению аборигенов, выросли ангары для авиатехники, казармы для солдат и вышки для радаров. Солдаты, по доброте душевной, часто делились с местными своей едой, которую те с удовольствием ели. Так продолжалось до тех пор, пока война не закончилась и необходимость в базе отпала. База исчезла так же быстро, как возникла, а вместе с ней исчезли и потоки консервов, хлеба и прочих вкусностей, так полюбившихся местным. В попытках вымолить у неба вожделенный дождь из ящиков на парашютах, папуасы, совершенно отвыкшие возделывать землю, разводить коров, охотиться и ловить рыбу, строили ВПП из бревен, ангары из соломы и радары из пальмовых листьев, читали в деревянные микрофоны молитвы, напоминающие говор пришельцев и ждали ответа из наушников-кокосовых скорлупок. Этот культ стал идеальным олицетворением многих тенденций современного мира, копирующих внешние признаки успешных аналогов, но совершенно игнорирующих их суть. Об одном из таких культов самолетопоклонников, как называл это явление великий Ричард Фейнман, пойдет сегодня речь.

В самом центре Москвы, на Мясницкой улице, расположен крупнейший храм самолетопоклонничества в России. К разочарованию любого, ожидающего увидеть загорелых папуасов, размахивающих палками в ожидании самолетов, местные карго-культисты выглядят вполне цивилизованно, многие из них – уважаемые люди, чье мнение высоко ценится. Вот уже много лет не проходит и двух недель, как очередной «эксперт», по чистому совпадению преподающий в ВШЭ, заявляет о скором и неизбежном распаде России, стагнации российской экономики или об увеличении детской смертности. Столь же часты появления преподавателей «Вышки» и в материалах иного толка – дешевых скандалах и нелепых сенсациях, больше напоминающих отвратительную рекламу в интернете или выкрики средневековых глашатаев, старающихся завлечь уличных зевак. Про преподавателя, замеченного в связях, порочащих его, слышали почти все, некоторые даже удивились этому. Как заметил Александр Асафов, удивляться следует самому удивлению, ведь набор ценностей, пропагандируемых Высшей Школой Экономики, делает появление одного из высокопоставленных членов администрации в подобном положении, совершенно ожидаемым, предсказуемым и даже нормальным. Громкое открытие в 2010 году памятника Гайдару, бывшему одной из главных причин кошмара девяностых, окончательно утвердило славу ВШЭ как змеиного гнезда, где старые либералы, развалившие и распродавшие страну, переплетаются с новыми, лишь мечтающими сделать это однажды в будущем.

Впрочем, речь сейчас совсем не о преподавателях – львиная доля имиджа «Вышки» создается студентами. Нет, как и в любых студенческих сообществах, нормальных и здравомыслящих людей там, слава Богу, подавляющее большинство. Тем не менее, согласно неписанным законам нашего века победившего сюрреализма, где балом правит постмарксизм, предназначение большинства – покорно молчать и слушать визгливое меньшинство. Непонимание истинных причин межрасового, межнационального и междгендерного напряжения, чьи плоды, зревшие десятки лет, нынче приходится пожинать западному обществу, заставляет студентов ВУЗа, общепризнанного «самым либеральным» пытаться соответствовать званию либерала. Противодействие случаям реального произвола власть имущих, подавляющих свободу граждан – слишком скучно и сложно, поскольку требует храбрости и вдумчивого подхода. Гораздо проще выдумать себе врага, с которым вроде как кто-то борется на Западе – загадочное нечто под названием патриархат, что в наших варварских краях не видели со времен революции. Сюда же идет борьба с капитализмом, сексизмом, гомофобией и даже колониализмом. Убивать колониализм в российских условиях сложно в основном потому, что Россия колониальной державой отродясь не была. Кстати, именно поэтому упреки западных прогрессивистов в адрес России так выбиваются из их общей риторики – негров условной Уганды Россия не грабила, стало быть, раскаиваться нам перед ними не в чем, сексизм на государственном уровне у нас не закреплен, а российская гомофобия, столь раскрученная в западных СМИ, чаще всего имеет весьма вялый и пассивный характер – «что бы там они ни делали, мне все равно, пока они не выставляют это напоказ». Но бороться с чем-то надо, вот и получается, что либерализм этих граждан ограничивается просмотрами видео одного небезызвестного «вечного кандидата», борьба с капитализмом – заседаниями в «Старбаксе» и написанием постов с нового iPhone о том, как сложно выживать, не работая, а бой с кровавым патриархатом не на жизнь, а на смерть – в высасывании из пальца проблем и доведении их до масштаба вселенских. Так, ярким примером «борьбы с гомофобией» стала травля уполномоченного по правам студентов, сравнившего митинг против сноса пятиэтажек с гей-парадом – после скандала и вспышки возмущения омбудсмена уволили. Показателем борьбы с патриархатом, ущемляющим женщин, стал скандал, случившийся этой весной, когда некие активистки остались крайне недовольны тем, что на конкурсе красоты конкурсанток судят за… красоту. По их мнению, это противоречит либеральным ценностям,

Причина подобного абсурда далеко не очевидна на первый взгляд. В глазах окружающих активисты, раздувающие на пустом месте скандалы, видят себя Кларой Цеткин и Мартином Лютером Кингом в одном лице. Их совершенно не заботит, что своими выходками они мешают учиться другим студентам и портят и без того негативно окрашенное представление общественности об этом ВУЗе. Их цель – шум ради шума, ценности, которыми они как щитом прикрываются от упреков в безумии и беспринципности, ничего для них не значат, иначе борьба ВШЭ во имя светлой цели свободы личности приобрела бы совершенно иной характер, нежели регулярные истерики и столь же регулярные заверения граждан России в том, как их жизнь плоха, а перспективы – безрадостны. "Донашивание" за западными либералами внешних признаков, будто бы купленных на вшивом ряду, идеологий, имевших успех вдалеке от наших краев, в сочетании с полным непониманием мотивов для демонстрации этих признаков и типично захолустным способом мышления, не признающим многообразия мнений и стремящимся искоренить любой элемент инакомыслия, рождает современное российское западничество.

17 марта 2024
1.0x