Авторский блог Валерий Скрипко 14:09 30 сентября 2019

ВРЕМЯ ВСПОМНИТЬ УПРЁК ГАМЛЕТА

раздумья у кормушки

Валерий Скрипко

ВРЕМЯ ВСПОМНИТЬ

УПРЁК ГАМЛЕТА!

Со смыслом говаривал известный остряк Виктор Черномырдин: какую партию на Руси не строим- в итоге всегда получается КПСС. И с чего бы это? Говорят, каждый из народов – не похож на другой.

Известный публицист Майя Кагарская в книге «Апология жанра» писала: «люди намертво связаны своим происхождением, своей кровью и своими генами. Верно говорят, только болтать об этом не надо» (1)

Странная логика! Как « не болтать»? Как обойтись без обсуждения, если особенности менталитета имеют сильнейшее влияние на все важнейшие стороны жизни конкретного народа. Надо знать, что данный народ любит, что презирает, какие духовные ценности способны его мобилизовать на подвиги в труде и в бою!

Еще Гамлет у Шекспира, сотрясая дудочкой, корил своих придворных друзей за то, что они , не умея извлекать музыку даже из дудочки, собираются играть человеком.

(А вы, рябяты из элиты, частенько с багажом других религий, философий, менталитетов, слишком самоуверенно нашим «вольным казаком» управлять вздумали. Ох, рискованное дело! Аккуратнее надо!)

Сама Майя во своих работах часто писала о важнейших проблемах национального характера еврейского народа . Много страниц своих произведений посвятили этому замечательные писатели Исайя Берлин, Исаак Башевис Зингер, драматург Дэвид Мамет и многие другие. И это правильно! Все понимали одну вечную истину: не подключив всех активных духовных свойств своей нации – её элита не получит активности народа, необходимой для достойной жизни! Нужна подпитка духа для укрепления самоорганизации самого человека.

Исайя Берлин знал, о чём писал, когда в своей книге «История свободы. Россия» приводил цитату из Шиллера «художник-строитель, восстанавливающий цельного человека, который был изуродован условностями.»

Это же относится ко всем видам идеологической деятельности. Но это же можно сказать и о цельности нации. Восстановивший цельность индивидуум –бессилен перед задачами, которые решаются коллективом или обществом в целом. А у общества –есть свой духовный «цемент» для укрепления единства. Состав свойств, «марка « этого цемента - неповторимы, и проявляют себя во вне в соответствии со своей неповторимостью. « Нас роднят устои, чудесные, тёплые и уютные…Нас роднит еврейский юмор, гордость за достижения наших, ощущение когда интеллектуального, а когда и морального превосходства над всеми остальными» (2) –писал драматург Дэвид Мемет.

Раз «роднит», значит, всё это переживается еврейским народом коллективно. Скорее всего, в расчёте на российских «лохов» много лет назад Исайя Берлин писал: «Организация-смерть искусства. Важна только личная независимость»! (3)

Чистая «дымовая» идеологическая завеса, чтобы ввести в заблуждение.. Любой мыслящий российский читатель может убедиться, что либеральная интеллигенция действует очень слаженно и организованно. «Лично независимые» творцы не могут писать так одинаково, ставить спектакли и фильмы с одним идеологическим подтекстом. Господствующая когда-то КПСС может позавидовать такой «дисциплине» в движении к общей цели: любыми идеологическими способами хотят «выжечь» духовную основу многих российских граждан, потому- что она является главным препятствием для полного перерождения российского романтика и православного человека в прагматичного «лавочника».

Главными «жертвами» идеологической атаки становятся вовсе не политики, а сторонники русских традиций в искусстве, многочисленные литераторы и деятели искусства, которые по всей матушке Руси окружены атмосферой молчания и равнодушия.

Поэтому русский менталитет не получает необходимой духовной «подпитки» для своего развития, а «европеец» из него никак не «выкристаллизовывается». Вместо него –в безверии и цинизме - воспитывается только обыватель с примитивными вкусами общества потребления. «Хозяевам жизни» такой социальный тип очень нужен, как исполнитель их воли.

Но у обывателя-потребителя не получается быть пассионарием, то есть творческой личностью, способной рисковать личным интересом ради процветания всего общества. Никакого «прорыва» в развитии страны (к чему призывает президент РФ) он заведомо обеспечить не сможет! А захочет ли- большой вопрос!

( В своё время, в конце 1960-х годов мы после школы отправились на строительство Братской ГЭС. Мы жили зимой в утеплённых палатках, но гордились собой, потому- что Родина любила нас. Где сейчас найти охотников на трудовые подвиги, то есть на работу без высокой оплаты, а по зову сердца и души? Надо столько создать и построить в России, а как мобилизовать энтузиастов? Какой плакат-призыв повесить для вдохновения будущих покорителей? Может, физиономию цинично улыбающегося «либерала» с подписью: «живи для себя»!?)

В поисках путей «решительного прорыва» в развитии России, мы часто забываем завет ушедшего от нас профессора МГУ В.В. Бибихина, который утверждал: «философия не часть культуры, её отношение к культуре другое, она касается, по выражению Тыну Вийка, трансцендентного фона культуры, невидимой, незаметной почвы, на которой культура.»

Кажется, очень понятно. Но эту истину или тщательно замалчивают, или делают вид, что «свободному художнику» не требуется никакой философской «почвы». Он сам –создатель новой почвы. Этот самообман освобождает либерала в искусстве от всякой ответственности перед обществом, но очень вредит самому обществу в деле воспитания положительных нравственных правил.

Если в основе философских взглядов большинства деятелей культуры и искусства будет преобладать индивидуализм в «тяжёлой форме» себялюбия, то и «плоды их творчества» неизбежно будут ядовиты, потому- что они разлагают душу читателя или зрителя, прежде всего- их способность любить кого-то, кроме, себя.

Воспитанные на такой культурной «почве» граждане не способны на бескорыстные поступки во имя высших идеалов, они не желают жертвовать чем-то личным для их достижения. Самые активные их нас заняты только тем, что пробует «вписаться» в рыночный образ жизни!

Но, даже включившись в производственный процесс, наши соотечественники вряд ли способны создать высокоорганизованное, эффективное сообщество и государство, поскольку заимствованные на Западе принципы его духовной организации не соответствуют менталитету большинства российского населения!

Неоткуда ждать воодушевления! У свиной рыночной кормушки романтическая часть нашей души, ответственная за энтузиазм, или спит, или грустно слушает мерзкое чавканье у корыта стада потребителей!

Где у нас несомненные достижения? Конечно в организации сильной армии, других силовых структур, в создании мощной оборонной промышленности, то есть везде, где за основу взято управление человеком с учётом всех свойств менталитета «русского мира», каким он сформировался за десятилетия существования СССР из самых разных национальностей.

Другого пути, как использовать их опыт для процветания России, нет!

Приложение:

1) М.Кагарская. «Апология жанра», Москва, издательство «Текст»,2014 г. Стр.469.

2) Дэвид Мемет. Дети царей и цариц» , Москва, 2014 г. Стр.8

3) Исайя Берлин «История свободы. Россия». НЛО, 2014 г. Стр.444

1.0x