Авторский блог Борис Сергеев 10:56 16 октября 2018

Возвращенец

От кого же независимы "независимые российские университеты"?

Жил-был мальчик. Звали его Олег. Фамилия Хархордин. Рос он в Ленинграде, где «может быть родились вы или блистали, мой читатель». По крайней мере в юность Олега там уже блистали и Чубайс, и Кудрин и прочие «макроэкономисты». Олег тоже решил стать экономистом и поступил на экономический факультет ЛГУ, а потом и в аспирантуру Института мировой экономики Академии наук.

Время было сложное и неопределенное – конец 80-х годов - правда, тогда открывались недоступные ранее возможности – обучения за границей, например. И вот по программе Совета по исследованиям и обменам (IREX) при Госдепартаменте США Олег отправляется на учебу в Калифорнийский университет в Беркли. Попасть туда, конечно, было непросто, да и обучение стоило недешёво, но все вопросы как-то решились. В Беркли руководить им взялась милая профессорша Гейл Лапидус, член рокфеллеровского Совета по внешним отношениям (подробнее здесь: https://www.geopolitica.ru/article/sovet-po-mezhdunarodnym-otnosheniyam-cfr-skrytoe-lico-globalizacii-ch-i). Под её руководством Олег успешно заканчивает университет и даже получает стажировку в Гарварде. Однако всплыл он в родном Петербурге, где очень быстро оказался во главе Европейского университета.

Не слышали о таком? Напрасно! Находится он в исторической части города и занимает особняк графа Кушелева-Безбородко, который известен также как Малый Мраморный дворец Екатерины Долгоруковой (фактической жены Александра II) на улице Гагаринской. В конце 80-х идею создания «независимого» университета, «объединяющего лучшие академические и финансовые ресурсы России и Западной Европы» высказывал профессор вполне государственного ЛГУ Лев Клейн. Он же и предложил название «Европейский», поскольку в те времена уже обсуждалась возможность организации Американского университета в Москве. Другими словами, если бы Клейн со товарищи оказались пошустрее, во дворце Екатерины Долгоруковой функционировал бы уже «Американский университет». Так или иначе в конце 1994 года при участии тогдашнего мэра Петербурга Анатолия Собчака университет был зарегистрирован.

В числе же «лучших академических и финансовых ресурсов» оказались Комитет по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургский экономико-математический институт РАН, Социологический институт РАН и… Фонд Сороса, оперативно предоставивший средства новоиспеченному заведению. В дальнейшем список «лучших», оплачивающих деятельность университета, неуклонно расширялся за счёт Фонда Макартуров, Фонда Форда, Фонда Карнеги, Фонда Спенсера, небезызвестного Фонда «Династия» и фонда В. Потанина. 16 миллионов долларов университету предоставил и холдинг Алишера Усманова. В 2007 году университет получает увесистый грант в 673 тысячи евро от Еврокомиссии на проект «Межрегиональная электоральная сеть поддержки» (МЭСП) по улучшению мониторинга выборов в России». Правда, после требований из правительственных кругов этот проект пришлось остановить ввиду очевидного вмешательства во внутренние дела России. В то же время этот казус никак не помешал проведению аналогичного проекта «Концепция комплексной организационно-управленческой реформы правоохранительных органов с предложениями реструктуризации Генпрокуратуры, СК и МВД России», оплаченного Фондом Сороса. Более двух миллионов долларов Сорос выделил и на «поддержку работы Департамента развития партнерских программ с ВУЗами Казани, Перми и Томска, а также некоммерческими организациями по вопросам общественных наук и тренингов».

Во главе этой щедро оплачиваемой «автономной некоммерческой образовательной организации высшего образования» и оказался в 2009 году Олег Хархордин, до этого работавший там деканом факультета политических наук и социологии. Примечательно, что из всех его заслуг к этому времени отмечается только открытие программы евразийских исследований, в рамках которой, надо полагать, в Россию и прибывали студенты из США для разработки предложений по реструктуризации Генпрокуратуры, СК и МВД России. Кстати, этим студентам выплачивалась стипендия в 3,5 тысячи долларов ежемесячно. За напряжённый умственный труд. Сам же декан и ректор за одиннадцать лет выпустил 6 публикаций, в основном, в сборниках статей коллег по университету, изданных самим же университетом. Среди публикаций имеется и монография с характерным названием «Обличать и лицемерить. Генеалогия российской личности». О глубине раскрытия этой темы можно судить по следующему интервью нашего героя (http://www.peoples.ru/science/philosophy/harhordin/index.html). При этом его охотно цитируют на всевозможных «ресурсах», а деловая газета«Ведомости» услужливо предоставляет свои страницы Хархордину для пересказа фильма «Левиафан» (https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2015/10/21/613645-dostoinstvo-kak-politicheskaya-kategoriya).

Впрочем, «молодому философу» просто не хватает времени для размышлений, поскольку долго находиться в родном городе он не может, да и не хочет: его семья проживает во Франции, а себя ректор Европейского называет «убежденным эмигрантом». При этом «охота к перемене мест», отнюдь не мешает ему поддерживать хорошие отношения с влиятельными людьми Петербурга и России. Так, в Попечительский совет университета входят директор Эрмитажа Пиотровский, нынешний глава Счетной палаты Кудрин и… та самая профессорша Гэйл Лапидус, что обучала Олега в Беркли. Чтобы он обучал здесь других.

Вместо эпилога: Ректорство Хархордина ознаменовалось серией скандалов, включая приостановку лицензии Европейского университета Рособрнадзором за нарушение образовательных стандартов и несоответствие руководства квалификационным требованиям. В итоге в 2017 году ректору пришлось уйти в отставку, но при этом он остаётся в руководстве университета, контролируя его финансы, что на языке эпигонов из Европейского называется «фандрайзинг». Решение же Рособрнадзора высокопоставленные кураторы университета благополучно отменили и с 2018 года «образовательные» программы там идут в прежнем режиме. 1 октября 2018 года состоялось открытие учебного года, которое прошло не где-нибудь, а в здании Главного штаба. А ведь могли и в Зимнем дворце провести…

1.0x