Авторский блог Роман Илющенко 21:05 26 марта 2018

Возьми в пример себе героя

не пришла ли пора национальным гвардейцам определиться с приоритетами?

27 марта Росгвардия отметит 207-летие… со дня образования внутренней и конвойной стражи - прообраза внутренних войск. Уже в этой антиномии заложена проблема о которой хотелось бы в канун праздника поговорить.

На охране тишины и спокойствия

Сама Росгвардия была образована Указом президента России 5 апреля 2016 года, став правоприемницей внутренних войск. В её состав вошли так же специальные подразделения МВД: ОМОН, СОБР, вся ведомственная авиация; «органы управления и подразделения МВД России, осуществляющие федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением российского законодательства в сфере оборота оружия и частной охранной деятельности», а также подразделения вневедомственной охраны (ВО), включая ЦСН ВО МВД Российской Федерации. Не берусь оценивать достаточно широко освещавшийся факт предпосылок для создания дополнительной силовой структуры, остановившись только на идеологическом наполнении смысла Росгвардии.

За более чем двести лет своего существования конвойная, местная и внутренняя стража (войска) несколько раз меняли свои названия, подчинённость и структуру, но при этом неизменной оставалась их главная задача, поставленная их отцом - основателем императором Александром Первым в 1811 году: «хранить тишину и спокойствие в государстве».

Собственно борьбу с крамолой, сиречь государственными и политическими преступлениями, конвоиры и стражники вели своеобразно, тем паче организованных антиправительственных выступлений и покушений на власть до некоторых пор не наблюдалось. Карательные и следственные функции были сосредоточены в руках вездесущего имперского МВД и отдельного корпуса жандармов, а при необходимости подключались войска и казачьи части.

Не сильно изменилась функция войск правопорядка и с ростом революционного антиправительственного движения, набравшего силу к 80-м годам XIX века. Тогдашние «вэвэшники» по-прежнему больше занимались конвоированием и охраной преступников.

В тени товарища Дзержинского

В дни революционных потрясений 1917 года они в них просто не участвовали, поскольку конвойных команд внутренней стражи в обеих столицах фактически не было. Поэтому в отличие от армии, полиции и жандармов, внутренняя и конвойная стража не подверглись роспуску и репрессиям со стороны новых властей, а перешли в полном составе к ней на службу, благо работы по охране и конвоированию им теперь прибавилось.

Наиболее трагические и даже страшные страницы в истории внутренних войск были написаны именно в послереволюционный период, когда на базе автобронеотряда по охране Совнаркома и его председателя Я.М. Свердлова были созданы первые карательные подразделения, оказавшиеся вскоре в составе ВЧК. В ходе братоубийственной Гражданской войны, было создано несколько боевых чекистских формирований, принимавших непосредственное участие не только в боях, но и в репрессивных мероприятиях. О цене, завоеванной таким образом «тишины и спокойствия», установившегося в стране Советов на 75 лет, сегодня известно достаточно.

Практически с самых первых дней советского периода строительства внутренних войск, их кумиром был объявлен Ф.Э. Дзержинский, который заслонил собой не только первого командира отдельного корпуса внутренней стражи, сподвижника Суворова, участника войны с Наполеоном, графа Е.Ф.Комаровского, но и самого отца-родоначальника императора Александра Первого. Тень железного Феликса, кажется, навсегда накрыла внутренние войска, например, его именем были названы Саратовское командное училище МВД и подмосковная Отдельная мотострелковая дивизия оперативного назначения (ныне ОДОН).

Конечно, история войск продолжала писаться и в ней есть немало поистине героических страниц, связанных, как с Великой Отечественной войной, так и с послевоенным периодом. Особое место в нём занимает закат перестройки - конец 80-х годов прошлого века, когда внутренние войска стали по сути одной большой пожарной командой, едва успевавшей тушить очаги межнациональных конфликтов агонизирующего Союза ССР. Сюда я бы отнёс и обе чеченские кампании, немыслимых без внутренних войск, которым я отдал без малого 20 лет. Общие потери ВВ МВД СССР/России за эти годы составили около 20 тысяч человек.

Владимир Владимирович или Михаил Александрович?

Признаться, когда было объявлено о формировании Росгвардии, зародились определённые надежды, что новой структуре удастся освободиться от железных объятий Феликса, вырваться наконец-то из его долгополой шинели. Повод к этому был основательный, ведь Росгвардия – структура для России совершенно новая и соответственно её история начинает фактически писаться с чистого листа. Кто станет идеалом, образцом для подражания гвардейцу, охраняющему покой страны? Неужто, как почти сто лет назад, пример следует опять брать «с товарища Дзержинского», как советовал в своё Владимир Владимирович… Маяковский?

Ведь появилась прекрасная возможность начать вести свою родословную не от тюремного конвоя и пламенных революционеров-разрушителей традиционной России, а, например, от казачества – этой славной и уникальной вооружённой силы, долгие годы реально стоявшей на охране тишины и спокойствия Российского государства и его героев: от атамана Матвея Платова и казачьего генерала Якова Бакланова до первого кавалера солдатского Георгия казака Козьмы Крючкова и полного Георгиевского кавалера и Героя Советского Союза Константина Недорубова.

Есть к этому и замечательный повод. В ведении Росгвардии находится Московское президентское кадетское училище имени М.А.Шолохова, созданного в своё время, именно как казачий кадетский корпус. В нём находиться прекрасный музей казачества, мемориальная комната лауреата Нобелевской премии, автора «Тихого Дона», а в учебный и воспитательный процесс подготовки кадетов, заложены казачьи традиции. Да и преподаватели и воспитатели с казачьим потенциалом и корнями, кажется, еще не разбежались! При училище действует и свой, казачий храм. Вообщем, всё как мечтал Михаил Александрович!

Учитывая, что гвардейцы готовятся отметить фактически всего лишь вторую годовщину своего рождения, вполне уместным мне видится рассмотрение вопроса о смене приоритетов! Понятно, что решать этот вопрос будут не ветераны или рядовые сотрудники ведомства и даже не офицеры и генералы, а, как принято в силовых структурах - первые лица государства. Вот только готовы ли они к этому?

P.S. Очевидно, что мешает этому многое. В первую очередь предубеждения, и тень, брошенная на казачество соратниками Янкеля Свердлова и Феликса Эдмундовича, мол, мордовали казачки почем зря рабочий люд – вон и памятник соответствующий стоит у метро «Улица 1905 года». Да и возвращение ОДОНу имени Дзержинского нынешним директором Росгвардии, бывшим охранником действующего Президента, генералом армии Виктором Золотовым наводит на грустные мысли.

Преодолеть эти наветы – задача по плечу только сильным личностям, способным отделить зёрна от плевел, правду от лжи, а любовь к Родине от любви к кумирам.

1.0x