Сообщество «Учебный космос России» 03:46 25 апреля 2017

VORONOVO приглашает туристов Европы-5

МТОДУЗ (Москва - Троицк). Дистанционная экскурсия-диалог. Проект "В О Р О Н О В О".

ВАСИЛИЙ Ш А Х О В

В О Р О Н О В О ПРИГЛАШАЕТ ТУРИСТОВ ЕВРОПЫ

(дистанционная экскурсия – диалог) -5

(п р о д о л ж е н и е)

Диалог третий

…………………..

Розы и шипы оздоровительного туризма:

«…овладело беспокойство, охота к перемене мест…»

…Лучше нет у нас подарка,

Чем зелёная байдарка…

Так давай споём на пару,

Про Тамару, про гитару

И про речку нашу Нару,

Что как девочка бежит

Через рощи, через пущи,

Через нас с тобой, плывущих,

По смешному океану

Под названьем – наша жизнь…

Ю р и й В и з б о р.

- Мудрый завет-размышление Иоанна Златоуста: «Часто многие из отцов делают всё и принимают все меры, чтобы у сына был хороший конь, великолепный дом или дорогое поместье, а о том, чтобы у него была хорошая душа и благочестивое настроение, нисколько не заботятся. Это и расстраивает всю вселенную – то, что мы не радеем о своих детях, заботимся об их богатстве, а душою их пренебрегаем, допуская крайне безумное дело… Нужно смотреть не на то, чтобы сделать детей богатыми серебром и золотом и тому подобным, но чтобы они были богаче всех благочестием, любомудрием и другими добродетелями, чтобы они не нуждались во многом, чтобы не увлекались житейскими предметами и пожеланиями… Если ты хорошо воспитываешь сына своего, то и он – своего сына, а этот – своего сына; и как бы некоторая цепь и ряд прекрасной жизни будет продолжаться всегда, получив начало и корень от тебя и принося тебе плоды попечения о потомках… Если бы отцы тщательно воспитывали детей своих, то не нужно было бы ни законов, ни судилищ, ни наказаний, ни мучений и публичных убийств…».

- Целая нравственно-духовная программа… Духовно-этический кодекс…

- Василий Васильевич, после международных Есенинских Чтений в Рязани и Константинове Вы рассказывали о новинке на родине великого поэта: читающем троллейбусе, читающем пассажирском вагоне…

- Экскурсионно-туристическая деятельность в «стране берёзового ситца» содержит в себе немало поучительного; того, что можно и должно перенять… Тот же читающий троллейбус… Путникам-путешественникам, взыскующим туристам, любознательным экскурсантам предлагается (и делается это ненавязчиво, тактично, с изящной психологической мотивированностью и компетентностью) комментарий к тому, что видят они, проезжая то или иное место, контактируя с той или иной достопамятностью… Здесь и дивной архитектуры соборы и храмы, здесь и святые колодцы, родники живой целебной воды, и овеянные романтической дымкой минувшего ландшафты… «Рязанские поля, где мужики косили, где сеяли свой хлеб, была моя страна…

О край разливов грозных и тихих вешних сил, здесь по заре и и звездам я школу проходил…».

- В самом деле, впечатляющий опыт… Неплохо бы реализовать его на нашей основе, в условиях туристической и экскурсионной Большой Москвы…

- Кстати замечу, у Московии с Рязанщиной много соседски-общего: и Ока, и Мещера, и вошедшие в состав Московской губернии исторически «рязанские украйны» (окраины) Зарайска, Егорьевска, Коломны… Историко-культурологические экскурсы только обогатят комментарий и «дорожную» информацию экскурсовода…

- В дореволюционной школе был такой предмет: изящная словесность… «Врачующий», исцеляющий душу и сердце потенциал живого, трепетного,

духоподъёмного слова… Изыскания, исследования краеведов, регионоведов позволяют найти историко-культурную «прописку», документально «прикрепить» к тому или иному ландшафту созданные за столетия метафорические образы… Раз уж мы затронули есенинскую тему… Москва есенинская… Есенинское Подмосковье… Есениниана Большой Москвы… Ровно сто лет Константиновский отрок как бы получил «московскую прописку», переехав на жительство к отцу в белокаменную. – «Мечтая о могучем даре того, кто русской стал судьбой, стою я на тверском бульваре, стою и говорю с собой… А я стою, как пред причастьем, и говорю в ответ тебе: Я умер бы сейчас от счастья, сподобленный такой судьбе. Но, обреченный на гоненья, ещё я долго буду петь, чтоб и моё степное пенье сумело бронзой прозвенеть»…

- Да, есть о чём сказать экскурсоводу и в «читающем» автобусе и в «читающем» пассажирском вагоне…

- Есенинскую «лёгкую походку» помнят и Калужская застава, и Калужский тракт, и калужско-орловские дороги. Калужские топонимы, гидронимы, омонимы в художественных есенинских жанрах, в Есениниане… Есенинский «Ус» в экспозиции напоминает о «юго-западном» месте действия («На крутой горе, под Калугой, повенчался Ус с синей вьюгой, лежит он на снегу под елью, с весела-разгула, с похмелья… О другой земле гадает, о других небесах вздыхает»). В поэме «Черный человек» автобиографический герой-повествователь «сближает» родную Рязань с Калугой: «Не знаю, не помню, в одном селе, может, в Калуге, а может, в Рязани, жил мальчик в крестьянской семье, желтоволосый, с голубыми глазами».

- Воспитание добрым и мудрым словом… Экология души и сердца…

…………………………………………………………………………………………

ДИСТАНЦИОННЫЙ ЛЕКТОРИЙ ЭКСКУРСОВОДА:

из краеведческого альманаха

……………………………………………………………..

«ЗДЕСЬ - ТО СВЯТОЕ ЗЕРНО, ВОЗРАСТИВШЕЕ ДРЕВО РОССИИ…»

Бессмертное величие Кремля

Невыразимо смертными словами!

В твоей судьбе – о, русская земля! –

В твоей глуши с лесами и холмами,

Где смутной грустью веет старина,

Где было все: смиренье и гордыня –

Навек слышна, навек озарена,

Утверждена московская твердыня!..

И смутно мне далекий слышен звон:

То скорбный он, то гневный и державный!

Бежал отсюда сам Наполеон,

Накрылся снегом путь его бесславный…

И я молюсь – о, русская земля! –

Не на твои забытые иконы,

Молюсь на лик священного Кремля

И на его таинственные звоны

НИКОЛАЙ Р У Б Ц О В

Библиография лирики, прозы, публицистики, журналистики, эссеистики, эпитстолярии, мемуаристики об Отечественной войне 1812 года может занять несколько десятков страниц. Осуществлялись попытки изданий хрестоматийно-биоблиографического жанра. В альманахах, журналах, сборниках, антологиях увидели свет самые разноплановые материалы о великой эпохе.

Издание, приуроченное к 200-летию судьбоносных событий, содержит в себе тексты и классиков, и авторов «второго и третьего ряда», так же и малоизвестных широкому читателю участников, современников, сопутников, очевидцев «могучего клубления сил», событий и роковых, и трагических, но исполненных высокого, вечного, преемственно одухотворяющего.

Архивный и библиографический поиск позволил пролить дополнительный свет на биографии сложные, противоречивые, трагедийно-драматические, но и весьма поучительные в плане формирования нравственно-духовной позиции наследников ратного и трудового подвига соотечественников. Серьёзный просветительский потенциал содержится в региональной энциклопедистике, многогранно раскрывающей «земли родной минувшую судьбу».

У Марины Цветаевой есть стихотворение «Генералам двенадцатого года» (1913); замечательная поэтесса через сто лет легендарно-судьбоносных событий обращается к тем, кто определил Победу («Вы, чьи широкие шинели Напоминали паруса, Чьи шпоры весело звенели И голоса, И чьи глаза, как бриллианты, На сердце вырезали след, - Очаровательные франты Минувших лет! Одним ожесточеньем воли Вы брали сердце и скалу, Цари на каждом бранном поле И на балу»). Кто был адресатом романтично-вдохновенного обращения молодой поэтессы, обладательницы незаурядного лирического дарования? Денис Давыдов, Вяземский, Дохтуров, Волконский, Огарев, братья Тучковы? Историческое эхо отзывается в десятилетиях и веках на имена Петра Витгенштейна, Михаила Милорадовича…- «Вас охраняла длань Господня И сердце матери. Вчера – Малютки-мальчики, сегодня – Офицеры! Вам все вершины были малы И мягок – самый черствый хлеб, О, молодые генералы Своих судеб!»… - Одному из них, этих «генералов двенадцатого года», Марина Цветаева посвящает особые (высокой «диалектики души») строфы («Ах, на гравюре полустертой В один великолепный миг, Я встретила, Тучков-четвертый, Ваш нежный лик. И вашу хрупкую фигуру, И золотые ордена… И я, поцеловав гравюру, Не знала сна…»).

«Потревоженные тени» минувшего… Память сердца… Память души… Психологическая «реконструкция» былого, былевого, прекрасно-сокровенного («О, как мне кажется, могли вы Рукою, полною перстней, И кудри дев ласкать – и гривы Своих коней. В одной невероятной скачке Вы прожили свой краткий век… И ваши кудри, ваши бачки Засыпал снег»). Автобиографическая героиня-повествовательница неуемной силой поэтического воображения как бы «воскрешает» образы и картины минувшего, далёкого-близкого, былинно-былевого («Три сотни побеждало – трое! Лишь мертвый не вставал с земли. Вы были дети и герои, Вы всё могли. Что так же трогательно-юно, Как ваша бешеная рать?.. Вас златокудрая Фортуна Вела, как мать. Вы побеждали и любили Любовь и сабли острие – И весело переходили В небытие»).

Поэтически-метафорический «диалог» с классикой… Заветы, уроки, упования, преемственная связь поколений…

«БОРОДИНО! БОРОДИНО! НА БИТВЕ ИСПОЛИНОВ НОВОЙ ТЫ СЛАВОЮ ОЗАРЕНО, КАК ДРЕВЛЕ ПОЛЕ КУЛИКОВО!»

«В самых лютейших бедствиях своих показываете вы непоколебимость своего духа. Вы исторгнуты из жилищ ваших, но верою и верностию твердые сердца ваши связаны с нами священными, крепчайшими узами единоверия, родства и единого племени. Враг мог разрушить стены ваши, обратить в развалины и пепел имущества, наложить на вас тяжкие оковы, но не мог и не возможет победить и покорить сердец ваших. Таковы Россияне!..»

М.И. Кутузов. «Документы». Т. 1У, ч. 1,

док. № 140, с. 117-118.

Заветное преданье поколений… «Земли родной минувшая судьба»… Уроки истории… Воспитание историей… «И современники и тени в тиши беседуют со мной. Сильнее стало ощущенье шагов Истории самой…»

(Я. С м е л я к о в).

Два столетия минуло с тех былинно-легендарных дней… Историческое эхо, «вечный зов преемственности, тревожно-скорбная, светло-печальная память сердца, «потревоженные тени» отчичей и дедичей… Особую воспитательную ценность имеют свидетельства участников, очевидцев, современников тех судьбоносных событий…

Ратно-державная, военно-патриотическая тема – ведущая в творческом наследии Гаврилы. Романовича Державина (1743-1816). Державинская муза мощно и пафосно одухотворяла «осьмнадцатое столетие» («На смерть князя Мещерского», «Фелица», «Осень во время Очакова»). События Отечественной войны 1812 года воссозданы старейшиной отечественной словесности в одах и посвящениях, адресованных крупнейшим деятелям Отечества. Кутузовский «военный гений»., «гения блестящий век» мощно, эстетически полнокровно восславлены им в «Оде на смерть фельдмаршала князя Смоленского, апреля в 16 день». Кончине Михаила Илларионовича, великим нравственно-духовным урокам русского гения посвящено державинское стихотворение «Князь Кутузов-Смоленский» (1813).

Знаменательная веха в развитии державно-патриотической темы -наследие Ивана Андреевича Крылова (1768-1844). Прямые отклики на события Отечественной войны – его басни «Раздел», «Ворона и курица», «Волк на псарне», «Обоз», «Кот и повар», «Щука и Кот».

«Аромат эпохи», движение времени, «клубление сил» талантливо запечатлели братья Сергей Николаевич Глинка (1776-1847) и Фёдор Николаевич Глинка (1786-1880).

Старший брат – автор оригинальных исторических драм («Наталья, боярская дочь»(1806), «Михаил, князь Черниговский» (1808), «»Минин» (1809); поэм («Пожарский и Минин» (1807), «Царица Наталья Кирилловна»(1809). Были замечены читающей публикой его «Записки о 1812 годе», «Записки о Москве и о заграничных происшествиях от исхода 1812 до половины 1815 г.».

Младший брат (Фёдор Николаевич) известен «Письмами русского офицера, «Письмами к другу», «Очерками Бородинского сражения». Ему принадлежит цикл стихотворений о ратном подвиге россиян. В числе первых художественно-публицистических откликов на вражеское вторжение его замечательная «Военная песнь, написанная во время приближения неприятеля к Смоленской губернии» (июль 1812).

К ней жанрово-стилистически примыкает пафосно-духоподъёмная «Солдатская песнь, сочиненная и петая во время соединения войск у города Смоленска в июле 1812 года» («Враг строптивый мещет громы, Храмов божьих не щадит; Топчет нивы, палит домы, Змеем лютым в Русь летит! Русь святую разоряет! Нет уж сил владеть собой: Бранный жар в крови пылает, Сердце просится на бой! Мы вперед, вперед, ребята, с Богом, верой и штыком! Вера нам и верность свята: Победим или умрем!)». В «песенный» цикл его патриотических импровизаций вошла тревожно-провидческая «Песнь сторожевого воина перед Бородинскою битвою»; автобиографический герой-повествователь запечатлел напряженное ожидание решающего противоборства «на брегах Колочи» («Славян сыны! Войны сыны! Не выдадим Москвы! Спасем мы честь родной страны Иль сложим здесь главы!..»).

Стихотворение «Добрый воин, что с тобой?..» (1812-1816) воспроизводит психологический настрой русских солдат, пресекающих разбойное движение ворога там, «где слились Москвы струи и струи Колочи».

Поэтика топонимов, омонимов, гидронимов, «прикрепление» событий, коллизий, бытийных кульминаций к определённому месту позволяют, «документируя» происходящее, создать эпически ёмкий «портрет эпохи». Та же Колоча. Те же Москва-река, Нара и Ока. Тарутино и Красная Пахра, Бородино, Можайск, Малоярославец… Свидетели бессмертных деяний… …«Записки кавалерист-девицы»… Шурочка Азарова в пьесе «Давным-давно» Александра Гладкова и фильме Эдварда Рязанова «Гусарская баллада» «напоминают» современному читателю и зрителю о личности удивительной, романтично-легендарной, оригинальнейшей. «Седло было моею первою колыбелью, лошадь, оружие и полковая музыка – первыми детскими игрушками и забавами», - говорила в одной из своих мемуарно-документальных «исповедей» Надежда Дурова (1783-1866). В Отечественной войне она участвовала в сражениях под Смоленском, Колоцким моностырем, при Бородине, где была контужена ядром в ногу; служила ординарцем у Кутузова. «Русской Сафо» нарекли современники Анну Петровну Бунину (1774-1829). Иван Бунин сообщил важную автобиографическую подробность: «Я происхожу из старинного дворянского рода, давшего России немало видных деятелей как на поприще государственном, так и в области искусства, где особенно известны два поэта начала прошлого века: Анна Бунина и Василий Жуковский». Благосклонно встретила читающая Россия её сборники: «Неопытная муза» (в двух частях), «Сельские вечера», Собрания стихотворений (в трёх частях). Портрет Буниной был помещен в зале заседаний Академии Российской. Императрица Елизавета Алексеевна пожаловала ей золотую лиру, осыпанную бриллиантами, для ношения в торжественных случаях на плече. Талант Буниной был замечен Белинским, Кюхельбекером. Высоко ценил лирику Буниной Державин. «На истребление французов, нагло в сердце России вторгшихся» - таково «нацеленное» заглавие стихотворения Анны Буниной, посвященного грозным событиям Отечественной войны:

О росс! Ликуй, - твоя победа!

Ликуй и пой: попрал врагов!

Нет буйству их отныне следа!

Из их поверженных рядов

Твоя изникла прочна слава!

Ты змия сокрушил стоглава, -

Стоока Аргуса сразил;

Очистил землю от разбоев,

И свету указал героев,

В нём мир погибший возродив

Иван Иванович Лажечников – автор оригинального мемуарного эссе «Новобранец 1812 года (из моих памятных заметок)». Начинающий литератор оказался в «роковые числа рокового года» в Москве. Автобиографический повествователь захвачен бурными событиями: «Я рвался в ряды военные… Сердце мое радостно билось при одной мысли, что я скоро опояшусь мечом и крупно поговорю с неприятелем за обиды моего отечества. В войну 12-го года, истинно народную, патриотизм воспламенял и старцев, и юношей…»

«Для исполнения своих благоразумных видов градоначальник бросал каждый день в пищу народу свои животрепещущие послания, столько известные, и народ, с жадностью хватая их, не только успокаивался, но и обращал свои помыслы к благому – защите города…»

«Высокое и трудное бремя нес тогда Ростопчин». Сергей Николаевич Глинка – «ревностный сподвижник московского градоначальника в тогдашних его подвигах на служении отечеству» «С каким благоговением смотрел я на него!» Карамзин… «Увидеть Карамзина было одним из самых пламенных желаний: сколько раз собирался я идти к нему, чтобы положить перед ним мой сердечный поклон!» «Дивная была эта личность!»

Кондратий Фёдорович Рылеев (1795-1826) с юношеским темпераментом воспринимает и поэтически отражает события, связанные с наполеоновским нашествием. Личные контакты с участниками судьбоносных сражений, трагических противоборств. Автобиографический повествователь повествует о «сонмах ратников простых», «неутомимых донцах» («С зарей опять с врагами встреча…»; «Песня партизанская»). Народная война выметала супостатов с родной земли; «отчаянные набеги» народных мстителей побуждали ворога к паническому бегству; молва гласила о подвигах ахтырцев, бугцев, донцов, «всадников лихих», летуче-стремительных и неуловимых «отрядов наездников» («Партизаны»). Пафосна и весома его ода 1814 года «Князю Смоленскому» («Герой, отечества спаситель! Прими от сердца должну дань… Врагов презрел ты все коварства, На Бога с верой уповал, И, мня лишь о спасенье царства, Ты оное всяк час спасал! На страшном поле Бородинском, В бою кровавом, исполинском, Ты показал, что может росс! На Бога веру возлагая, Врагов все силы презирая, Он всюду, завсегда колосс»).В рылеевских одических строфах – духовно-нравственная позиция будущего активного деятеля декабристского движения. Рылеев говорит о легендарном подвиге ушедшего из жизни великого сына земли Русской («Такою славой осиянный Среди великих дел, побед, Стократ ты лаврами венчанный Пришел, Кутузов, в лучший свет! Твои дела, защитник трона, священной веры и закона, - Из века паче будут в век Все с новой силой проливаться, И гласно в мире отзываться, Что ты великий человек!». …Отечественная война нашла своё отражение в юношеских откликах, мемуарах Степана Дмитриевича Нечаева (1792-1860). Талант Нечаева был замечен В.Л. Пушкиным, В.А. Жуковским, Ф.Н. Глинкой, Н.И. Гнедичем, И.А. Крыловым, К.Н. Батюшковым. Пушкинский друг Вильгельм Кюхельбекер приветствовал «довольно новую мысль» талантливого рязанца-данковчанина. Нечаев входил в «пушкинское окружение»; его знали и ценили Денис Давыдов, Вяземский, Рылеев, Мицкевич, А. Тургенев, Якубович, Капнист, Дельвиг, Н.Тургенев, Мордвинов.

Грянула Отечественная. В боевых действиях принимать участие не мог: хром с детства. Выполнял важное государственное задание: формировал ополченческие войска в Арзамасе и Владимире.

Первые его публикации – патриотическая лирика. Почтенный журнал «Русский вестник, или Отечественные ведомости и достопамятные европейские происшествия» (7-я кн. За 1816 г.) сочтёт приемлемыми для своих взыскательных читателей его «Стихи на выступление в поход новоустроенных во Владимире полков 26 августа 1812». Неподдельный пафос, единение нации во имя Родины («Победа – иль падем все мертвые!»). Тот же, 1816-ый, ознаменовался выходом в свет другого нечаевского стихотворения о только что отгремевших битвах. Журнал «Вестник Европы» поместил нечаевский дифирамб Денису Давыдову. Молодой автор, восторгаясь легендарной личностью гусара-партизана, высказывал свой собственный идеал: «Всегда будь правды друг, поклонник муз, герой…».

Нравственно-духовный подъём, вызванный Отечественной войной 1812 года, «перекликался» с просветительско-культурологическими разысканиями Ст. Нечаева, углубленно занимавшегося легендарным подвигом на Куликовском поле. «Земля, утучненная сею битвой», подверглась новому нашествию. Куликово и Бородино… Уроки истории… Заветы предков… По инициативе С.Д. Нечаева построен памятник героям Куликовской битвы 1380 года. …Большое мемуарное наследство ( с яркими образами и картинами эпохи Отечественной войны 1812 года) оставил Степан Петрович Жихарев (1788-1860). Дневниковыми записями его пользовался Лев Толстой в процессе работы над романом-эпопеей «Война и мир». Дедушка его – «старинный приятель» Державина. На заседаниях знаменитого кружка «Арзамас» он познакомился с А.С. Пушкиным. Участники «Арзамаса» получали прозвища: Жуковского именовали Светланой, Дениса Давыдова – Армянином, Вяземского – Асмодеем, Батюшкова – Ахиллом. Александр Пушкин поименован Сверчком, Степан Жихарев звался Громобоем.

Эпоха начала девятнадцатого столетия предстаёт со страниц жихаревских мемуаров, художественно-документальных заметок, зарисовок, набросков («Записки современника», «Воспоминания старого театрала», «Дневник студента», «Дневник чиновника»).

Александр Александрович Шаховской (1777-1846), известный драматург, автор более сотни пьес, член Российской академии (с 1810 года), общества «Беседа любителей русского слова» (с 1811-го), в августе 1812 года вступил в тверское ополчение, командовал ополченческой дружиной; был командиром казачьего полка, успешно преследовавшего французов до Смоленска. По убедительному предложению военного историка А.И. Михайловского-Данилевского написал мемуарные записки и заметки о своей легендарной эпохе.

Константин Николаевич Батюшков (1787-1855) создал (в жанре элегии, послания, оды, лиро-эпической импровизации) особый художественный мир, в котором ярко и колоритно отразилась современная ему эпоха («К Дашкову», «Надежда», «Мой гений», «К другу», «Беседка муз», «Есть наслаждение и в дикости лесов»). Известна его «Прогулка по Москве». Его лирический (автобиографический) герой-повествователь не раз оказывался «среди военных непогод» («Мой друг! Я видел море зла… Бродил в Москве опустошенной, среди развалин и могил»; «К Дашкову» (1813). Психологически впечатляющ его «Переход русских войск через Неман 1 января 1813 года («Из снега возросли бесчисленны шатры, И на брегу зажженные костры Все небо заревом багровым обложили»). Изобразительно-выразителен его «Переход через Рейн 1814» («И час судьбы настал! Мы здесь сыны снегов, Под знаменем Москвы с свободой и громами!»). Грандиозно и величественно движение русского воинства («Стеклись с морей, покрытых льдом, От струй полуденных, от Каспия валов, от волн Улей и Байкала, от Волги, Дона и Днепра, От града нашего Петра, С вершин Кавказа и Урала!»).

1.0x