ВАСИЛИЙ Ш А Х О В
В О Р О Н О В О ПРИГЛАШАЕТ
ЭММАНУЭЛЯ МАКРОНА И МАРИН ЛЕ ПЕН-3
………………………………………………………………………………………………………………
«Вас вызывает Таймыр» - популярная кинолента середины минувшего столетия.
В жанре этого бытийно-философского повествования – эти заметки, навеянные
событиями и коллизиями международных событий дня сегодняшнего и перспектив
завтрашнего «воспоминания о будущем».
Энтузиасты российско-французского духовно-культурологического содружества убеждены в том, что в отношениях двух великих народов будут не только «оттепель» и «потепление», но и возродятся, укрепятся, углубятся, наполнятся
принципиально новым позитивно-творческим содержанием контакты не только в сфере экономики, но и культуры, искусства, науки, человекознания.
Московско-Троицкий общественный дистанционный университет Знаний, творческие группы «Учебный космос России», «Учебная книга России»,
«Большая Москва и москвоведение» опубликовали в Интернете цикл статей, эссе, методических разработок по проблеме «Россия – Франция». Увидели свет также
альманахи, где уделено место сюжетике с «французским уклоном» («Вороново.
Voronovo”, «Красная Пахра», «Валуево. Valuevo», «Москвоведение и Отечественная война 1812 года», «Московский венок Н.Н. Гончаровой-Пушкиной», «Троицк,
здравствуй! Здравствуй, Большая Москва!»).
Заметим, что обнаружены новые архивные и библиографические материалы,
которые, надеемся, заинтересуют и интеллектуалов Франции. Особо интересны,
европейски и всемирно значимы новые данные о выдающейся сказочнице
Франции Сегюр-Ростопчиной.
………………………………………………………………………………………………..
КАРАМЗИНСКОЕ ОТКРЫТИЕ РОССИИ
Духовная миссия туризма.
Врачующая и развивающая миссия туризма
(новые подходы, новые реалии)
Д и а л о г п е р в ы й
--------------------------------
Большая Москва, Великая Московия –
в туристическом зерцале
(десница и шуйца туристического проекта)
Бессмертное величие кремля
Невыразимо смертными словами!
В твоей судьбе – о, русская земля! –
В твоей глуши с лесами и холмами,
Где смутной грустью веет старина,
Где было всё: смиренье и гордыня –
Навек слышна, навек озарена,
Утверждена московскеая святыня!..
И смутно мне далёкий слышен звон:
То скорбный он, то гневный и державный!
Бежал отсюда сам Наполеон,
Накрылся снегом путь его бесславный…
И я молюсь – о, русская земля! –
Не на твои забытые иконы,
Молюсь на лик священного Кремля
И на его таинственные звоны…
Н и к о л а й Р у б ц о в
- В своё время Александр Сергеевич Пушкин, с воодушевлением встретивший появление первых карамзинских восьми томов «Истории государства Российского», заметил: «Древняя Россия, казалось, найдена Карамзиным, как Америка – Коломбом». По целому ряду причин
о т к р ы т и е настоящей истории России затянулось, однако, на долгие десятилетия…
- Подлинное о т к р ы т и е истории Отечества ещё предстоит…
И здесь, как мы видим, немалую роль сыграют регионоведы, краеведы, участники туристического движения… Большая Москва… Великая Московия… Очевидное-невероятное… «Тайны», «загадки», удивительные исторические, бытийные и бытовые коллизии… Вот в подаренных мне Вами альманахах есть несколько главок о Московской Атлантиде…
- Метафорическое содержание Атлантиды… Открытие мира…
Познание минувшего… Постижение красоты и нравственно-духовной ценности «очагов и алтарей»… - «Вы пишете, что плакали, описывая Куликово побоище. Я берегу, как святыню, кольцо, выкопанное из земли, утучнённой сею битвой. Оно везде со мной…» (из письма А. Бестужева).
- С детства врезавшиеся в память летописные и народно-поэтические сказания… «Трубы трубят в Коломне, бубны бьют в Серпухове, веют стяги у Дона великого
на берегу!.. … И мы… пойдём за быструю реку Дон, прославимся миру на диво, чтобы старые рассказывали, а молодые помнили, и храбрецов испытаем в бою за землю Русскую и за веру христианскую!..»
- Настало время возвратить на ученические парты, студенческие столы, библиотечные полки, в круг семейного чтения такие книги, как «Задонщина»… В предшествующей беседе у народного памятника Михаилу Илларионовичу Кутузову в Краснопахорском поселении Большой Москвы мы говорили с Вами, Игорь Александрович,
о животворящей силы традиций, о вечном зове добротолюбия, гуманизма, патриотизма… По следам героев…- «Бывало, ведь и в прежни годы Взлетала саранча на Русь, Многообразные уроды Грозили ей налогом уз…Был враг чипчак – и где чипчаки? Был недруг лях – и где же ляхи? Был сей, был тот – их нет; а Русь? Всяк знай, мотай себе на ус…» (Державин).
- Эпиграфом к репортажу «Народный памятник Кутузову» для газеты «Городской округ ТРОИЦК» мы взяли пушкинское: «Да ведают потомки православных земли родной минувшую судьбу… Россия! Встань и возвышайся!..»
- Туристические тропы… Экскурсионные паломничества… Разговор о минувшем… О том, о чём грустят-печалятся курганы под Тёплым Станом и Подольском, о чём вопрошают плакальщики-чибисы над Москвой-рекой и Окой синеокой, над Десенной и Пахрой, над Нарой, о чём шепчут прибрежные тростники истринские… В раскатах грома над ближним лесом, в мгновенных извивах синих молний, в явлении радужного коромысла, в могучем шопоте ковылей на Московской Подолии – чудится, высвечивается былое, былевое, болевое… Романтика туризма… Поэзия туристических горизонтов…
- В Вас заговорил филолог, литератор… Писатель-краевед… Вот и названия Ваших книг и эссе: «Родное и близкое», «Родная культура», «Московская Атлантида», «Московская ойкумена», «И звезда с звездою говорит», «Уроки духовности», «Сочинение о Великой Победе», «Московская абевега»… И эпиграфы Ваших очерков и эссе тоже подобраны в лирическом, философско-психологическом «ключе»… Вот бунинское: «Гляжу вперёд, остановив коня, и древний человек во мне тоскует…»
- Поэзия краеведения… Поэзия туризма… Любознательных и взыскующих ожидают незабываемые, обогащающие человеческую индивидуальность в с т р е ч и с «малой родиной» того же Бунина, того же Карамзина, Чайковского, Лермонтова, Есенина, Менделеева, Циолковского, Павлова, Блока, ждут врачующие и одухотворяющие, наполняющие новым смысло д и а л о г и с Софонием-Рязанцем и Сергием Радонежским, Державиным и Достоевским, Толстым и Чеховым, Левитаном и Врубелем, Суворовым и Ушаковым, Шолоховым и Леоновым…
КАРАМЗИНСКОЕ ОТКРЫТИЕ РОССИИ-2
Диалог второй
…………………….
Горизонты наукоградов. История науки
в туристическом освоении.
Карамзинский туристический маршрут:
«…Я люблю остатки древностей, люблю
знаки минувших столетий…»
…Когда вода Всемирного потопа
Вернулась вновь в границы берегов,
Из пены уходящего потока
На берег тихо выбралась Любовь –
И растворилась в воздухе до срока,
А срока было – сорок сороков…
…Бывало Пушкина читал всю ночь до зорь я –
Про дуб зелёный и про цепь златую там.
И вот сейчас я нахожусь у Лукоморья, -
Командированный по пушкинским местам…
В л а д и м и р В ы с о ц к и й.
- Мы начинали наш разговор с пушкинских слов о Карамзине,
об о т к р ы т и и Р о с с и и…
- Карамзинские и пушкинские нравственно-духовные критерии… - «Благодаря всех, и живых и мертвых, коих ум, знания, таланты, искусства служили мне руководством… … Мы одно любим, одного желаем: любим отечество; желаем ему благоденствия ещё более, нежели славы; желаем, да не изменится никогда твёрдое основание нашего величия… …да цветёт Россия… по крайней мере долго, долго, если на земле нет ничего бессмертного, кроме души человеческой!» - весомые карамзинские уроки-заветы… Когда сегодня закипает полемика о светской этике, духовных ценностях, «алтарях и очагах», диалог
с Пушкиным и Карамзиным жизненно необходим, актуален, злободневен… Те же позиции, связанные с родиноведением, краезнанием, регионоведением… С тем же туризмом, с теми же экскурсионными, туристическими «университетами»…
- В состоявшейся ранее, после открытия в Краснопахорском поселении народного памятника Михаилу Илларионовичу Кутузову, беседе (это интервью опобликовано в нашей газете от 16 сентября сего года) мы с Вами уже касались некоторых проблем и аспектов изучения истории, достопамятностей «малой родины»...
- Есенинское афористичное: «Большое видится на расстояньи…». Леонид Максимович Леонов мудро говорил о том, что пирамиду нельзя рассмотреть с близкого расстояния: ничего не увидишь, кроме грубоотесанного камня…
Минувшие два столетия, прошедшие со времени появления карамзинской «Истории государства Российского», позволяют осмыслить духовно-просветительский феномен и нравственно-гуманистическое величие творческого подвига Николая Михайловича Карамзина.
…Туристический Карамзинский маршрут… Экскурсанты имеют возможность приобщиться к биографии человека редкостного, даровитого, достойного. Москва, Москва-река, Остафьево, Подольск, Московское Подолье, Троицкое, Красная Пахра, Вороново, Тёплый Стан, Знаменское… Они многое помнят и расскажут об авторе «Писем русского путешественника» и «Бедной Лизы»… С о п у т н и к и Карамзина… Его окружение… Усадьбы, в которых он бывал… Ландшафты, которые он созерцал… Всё это позволит по-новому постичь грани его незаурядного дарования, гениальных прорывов в исторической науке, философии, эстетике, педагогике, этике, в развитии русского литературного языка, отечественной и мировой культуры, способствовании плодотворной эволюции сферы просвещения, образования, воспитания, в становлении государственности.
- Видимо, есть резон затронуть вопрос о краеведческих кадрах, подготовке тех, кто не только возглавит краеведческую, просветительско-туристическую, но и в режиме конкретики реализует туристические, экскурсионно-культурологические проекты и акции… В предыдущем интервью Вы, в частности, говорили об обществе «Знание»… Не мешало бы, видимо, возродить на новой основе университеты культуры, движение книголюбов, походы по родному краю… И здесь, конечно же, будут востребованы сочинения и думы Ломоносова, Пушкина, Герцена, Бунина, Горького, Шостаковича, Свиридова… И ещё несколько слов о карамзинском маршруте в Большой Москве…
- Нравственно-духовные уроки Карамзина… Карамзинские заветы… Карамзинские традиции… - «Жизнь наша делится на две эпохи: первую проводим мы в будущем, а вторую – в прошедшем, когда горячая юность пройдет», - говорил Карамзин.
Карамзинские традиции… Преемственные связи…На наш взгляд, имеет несомненную злободневность постижение карамзинского вклада в отечественную энциклопедистику.
Уроки истории… Диалог с классикой… Карамзинские заветы, уроки… Преемственность просветительско-гуманистических, духовно-культурологических традиций…
Эпоха Карамзина («сгиб эпох», рубеж ХУ111-Х1Х столетий) в этом плане выделяется особо; усложняются процессы, которые приведут к «явлению Пушкина России», породят значительное количество новых форм, жанров, духовно-стилевых потоков. «Чистая, высокая слава Карамзина принадлежит России», - убеждение А.С. Пушкина, высоко ценившего плодотворные, духоподъёмкие труды своего старшего современника. Поэт Н. Языков говорил: «Бессмертен Карамзин!.. Он памятник себе воздвиг чудесный, вечный, Достойный праведных похвал, И краше, чем кумир иль столб каменосечный, И тверже, чем литой металл! Тот славный памятник, отчизну украшая, О нем потомству говорит И будет говорить, покуда Русь святая себе не изменит! Покуда внятны ей родимые преданья Давно скончавшихся веков Про светлые дела, про лютые страданья, Про жизнь и веру праотцов; Покуда наш язык, могучий и прекрасный, Их вещий, их заветный глас, Певучий и живой, звучит нам сладкогласно, И есть отечество у нас!».
Регионоведческие, краеведческие «тропы» к Карамзину…
(продолжение следует)