Авторский блог Иван Вишневский 00:00 16 июня 2016

Вопрос в лоб

Каждый новый самолёт должен производиться именно с точки зрения улучшения экономической составляющей: дальность, диапазон возможных полётов, расход топлива, эксплуатация на аэродромах. Здесь всё это учтено. В своё время снижение внимания государства к авиации привело к тому, что мы прекратили разработку новых перспективных проектов. Не было элементарного финансирования. Звучали такие слова: "Если вы не можете сделать, мы купим за рубежом". Но выпуск МС-21 показывает, что не стоит исповедовать такой подход. Нужно просто постараться обеспечить производство собственных самолётов. И наша авиационная промышленность, уверен, в состоянии справиться с этой задачей.

"ЗАВТРА". Роман Петрович, как вы оцениваете новый проект отечественной авиации МС-21 на базе разработок Як-242, выкатка которого, пусть почти на полгода позже запланированных сроков, состоялась 7 июня на Иркутском авиационном заводе корпорации "Иркут"? Смогут ли наши пермские двигатели ПД-14 заменить американские Pratt & Whitney PW1400G?

Роман ТАСКАЕВ, заслуженный лётчик Российской Федерации, Герой России. Одной из изю­минок данного самолёта является то, что в нём применено достаточно большое количество композитных материалов. Это даёт нам и снижение веса, и меньший расход топлива, и повышенную прочность, и, как следствие, повышение уровня безопасности. Освоение заводами, производящими эту продукцию — уже большой шаг для нашей промышленности, потому что в России такое количество композитных материалов впервые применяется именно на этом самолёте.

Есть на МС-21 и другие изюминки. Прежде всего, это комплексная система управления самолётом, позволяющая безопасно выполнять полёт. Высокоинтеллектуальная система управления будет лётчика предохранять от попадания на режимы "сваливания", "штопора". Для комфортности управления самолётом, для повышения качества обучения лётчиков — в этой системе новая ручка управления. Сейчас на "Эйрбасах" применяется не обычная штурвальная система, а боковые ручки управления, которые разгружают переднюю часть приборной доски для лётчика. Но на "Эйрбасах" ручка, скажем так, пассивная, то есть каждый лётчик управляет своей ручкой, не чувствуя, что при этом делается у другого лётчика. У нас она соединена, и при управлении одним лётчиком рукоятка у второго лётчика перемещается, давая понимание, что делать первому. Это важно, особенно при обучении. Производителем ручки являются французы, и они очень заинтересованы в том, чтобы мы сертифицировали эту ручку, потому что это тоже — будущее авиационной промышленности. К сожалению, наша промышленность пока производство таких ручек ещё не освоила, но нам есть на кого смотреть, равняться и куда двигаться по этой части. Ручка и ещё несколько комплектующих — зарубежного производства, но больший процент — наш, российский. Например, вся приборная доска основана на многофункциональных индикаторах, которые производятся в Ульяновске. Пульты и управление системами, в том числе и само программное обеспечение, тоже производятся в нашей стране, то есть работает программа импортозамещения.

МС-21 — очень красивый самолёт. На него приятно смотреть сейчас на земле, думаю, что так же будет приятно управлять им в воздухе. Я с удовольствием посидел в кабине, примерился к будущему рабочему месту. У нас есть серьёзные основания полагать, что мы получим прекрасный самолёт, которым сможем гордиться.

Каждый новый самолёт должен производиться именно с точки зрения улучшения экономической составляющей: дальность, диапазон возможных полётов, расход топлива, эксплуатация на аэродромах. Здесь всё это учтено. В своё время снижение внимания государства к авиации привело к тому, что мы прекратили разработку новых перспективных проектов. Не было элементарного финансирования. Звучали такие слова: "Если вы не можете сделать, мы купим за рубежом". Но выпуск МС-21 показывает, что не стоит исповедовать такой подход. Нужно просто постараться обеспечить производство собственных самолётов. И наша авиационная промышленность, уверен, в состоянии справиться с этой задачей.

1.0x