Сообщество «Форум» 19:16 7 сентября 2017

ВОЙНА ПАМЯТНИКОВ И БЕСПАМЯТСТВО

Эпопея Мавзолея

Среди государственных и общественных обязанностей есть две, которые более всего свидетельствуют о зрелости и цивилизованности как отдельных людей, так и общности в целом: это охрана окружающей среды и защита историко-культурного наследия.

Ещё каких-нибудь сто лет назад и слов таких не было на слуху.

Здесь надо понимать один базовый факт: природа, история и культура - САМОЦЕННЫ. Наш долг к их сохранению не должен зависеть от нашего отношения и эмоциональной вовлечённости. Скажем, тигр - не просто не приносит никакой «пользы» человеку, но и весьма опасен и для людей, и для животных. Тигр - самый жестокий убийца, который ходит по земле. Встреча с ним - смертный приговор. Несмотря на это, человек делает всё от него зависящее для спасения популяции тигров. На это выделяются миллионы, БЕЗ ВСЯКОЙ утилитарной цели. Наша цивилизация считает многообразие биологических видов САМО-ценным.

В Гизе высятся пирамиды. Является ли их сохранение «данью уважения» и продолжением культа фараона Хуфу? Тот, кто бережно сохраняет и реставрирует артефакты Древнего Египта - сторонник монархии, язычества,рабовладения?

Если мы осуждаем рабство, не стоит ли перенести пирамиды куда-нибудь подальше в пустыню, с глаз долой?

Те из вас, кто был в музеях Ватикана, не мог не восхититься уникальными собраниями античного искусства. Низкий поклон за это Святому Престолу. А ведь все эти венеры, зевсы, адонисы и афины-паллады - конкурирующая фирма! Ведь это - враждебная христианству языческая идеология, казалось бы? Первохристиане крушили статуи, жгли библиотеки. Но вот же - сохранили античность для нас!

Казалось бы, подобные истины самоочевидны, да не тут то было. Более того, чем больше разговоров о «просвещении», «демократии» и прочем, тем больше дури и невежества.

Современная «война памятников» началась в северо-американских колониях Великобритании. Символом бесчинного бунта стало свержение 9 июля 1776го года конной статуи короля Георга на Болинг Грин, в Нью-Йорке, в нескольких минутах ходьбы от того места, где я сейчас нахожусь. Картинка знакома нам по учебникам Новой Истории. Затем последовала вакханалия срывания и уничножения всего британского с фасадов церквей и учреждений. Но если Фигаро - су, так он же и Фигаро -джу. Или, как говорили в советские годы, «центр мирового революционного движения переместился во Францию.»

Вряд ли есть на свете ещё страна (кроме России, разумеется) до такой степени отрицающая самое себя, как Франция. Кровавая заря «либерте, эгалите, и, как вы таки поняли, фратерните» ознаменовалась не только корзинами, полными отрубленных голов, но и жутким разгулом вандализма. Символом этой дикости служит, конечно, Аббатство Сен Дени - символ исторической Франции, и усыпальница монархов. Сорок королей, создавших Францию, были выброшены из могил в выгребные ямы, надгробия сломаны. Королевский дворец и сокровищница - разграблены до основания, и без всякого затем. Большинства уникальных дореволюционных артефактов не удалось найти до сегодняшнего дня. Это был ещё не самый худший вариант. В 1871м году, во время так называемой «Парижской коммуны», дворец Тюильри будет просто сожжён.

Когда я впервые посетил Париж, был немало разочарован невозможностью увидеть дворец, о котором столько читал. Камня на камне не осталось. Теперь там - скверик. Отель де Виль - одно из красивейших зданий в мире также был сожжён, хотя затем и восстановлен. Большинство знаменитых памятников, которые вы видели в Париже -восстановлены из руин, например, знаменитая конная статуя Генриха 4го. Вандомская колонна была повалена. Пожары и грабежи продолжались несколько месяцев.

Напрасно думать, что вандализм есть прерогатива толпы. Основатель современной Франции, Леон-Мишель Гамбетта ЛИЧНО настоял на том, чтобы были уничтожены королевские клейноды, драгоценные камни - выковыряны и проданы, «чтоб не допустить реставрации монархии».

В результате, те страны, где не было эгалитарных революций, напр. Германия и Австрия, располагают великолепными сокровищницами, напр, Шатцкаммер в Вене, Мюнхенская и Нюрнбергская палаты, а во Франции мало что осталось, лишь некоторые артефакты, относящиеся ко Второй Империи.

Теперь преренесёмся в Россию. Тут я не могу не сказать похвального слова большевикам. По сравнению с той дичью, которую они считали своими учителями, пришедшее к власти большевистское руководство проявило просто чудеса сознательности.

12 апреля 1918 года был принят декрет Совнаркома «О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской социалистической революции».

Этот декрет ужасно любят цитировать в клерикальных и черносотенных кругах. Но именно этот законодательный акт, ВПЕРВЫЕ в ИСТОРИИ зафиксировал, что сносить надо лишь «не представляющие интереса ни с исторической, ни с художественной стороны,» и предписывалось не ломать, а демонтировать и складировать.

Более того, поручалось «Особой комиссии из народных комиссаров по просвещению и имуществ Республики и заведующего Отделом изобразительных искусств при Комиссариате просвещения поручается, по соглашению с художественной коллегией Москвы и Петрограда, определить, какие памятники подлежат снятию.»

РЕШАТЬ должны были СПЕЦИАЛИСТЫ, а не политики, и уж тем более НЕ ТОЛПА и НЕ «гражданское общество» т.е. много о себе понимающие идиЁты.

В целом в России не пострадал ни один по-настоящему значимый объект. Сохранились не только Медный всадник, но и памятник Екатерине, Николаю Первому, монумент Тысячелетию России. В октябрьские дни были приняты жёсткие меры к недопущению мародёрства. Во время мифичского «штурма Зимнего» было похищено поределённое количество предметов быта, столовых наборов, разорены винные погреба. Но художественные коллекции не пострадали, за единственным исключением: портрет Николая 2 работы Серова, который кто-то проткнул штыком. В Москве был сразу организован Гохран, благодаря которому сохранились сокровища русских царей. Хотя там орудовала шайка расхитителей (Шелехес и Пожамчи), но их вовремя разоблачили. Энергичные меры ЧК позволили поймать банду братьев Полетаевых, ограбивших Патриаршую ризницу Кремля. Но следует отметить, что они не похитили ничего исторически или религиозно значимого. Ограбление ризницы было использовано черносотенцами и клерикалами, напр Восторговым и Антонием Храповицким, для конспирологической и подстрекательской пропаганды (что новенького?).

Благодаря подвижникам Гохрана для нас сохранены уникальные коллекции Алмазного Фонда и Оружейной палаты, других музеев Московского Кремля.

В годы моей юности я, по комсомольской линии, участвовал во Всесоюзном Обществе охраны памятников. Нам казалось, что вандализм и дичь, а также безумные игрища с топонимикой - удел прошлого. Несмотря на рецидивы тупости (додумался же кто-то переименовать Невский в «Проспект 25-го октября») все, вроде бы уяснили, что история, принадлежит ли она «проклятому прошлому» или не менее «треклятому настоящему», нуждается в сбережении.

Рано радовались. В период массовых беспорядков в Москве в 1991м году, толпа повела себя, как стая мартышек (а когда толпа вела себя по-другому?)

Безобразные кадры «народного творчества» на Лубянской площади, сваливание памятника ФЭДу стало своеобразным прологом новой памятниковой войны.

Перед глазами - сон разума на Украине, безобразные игры с топонимикой и монументальным искусством. Речь идёт не только, да и не столько о монументах В.И.Ленину. Обезображен памятник «Комсомольская юность». Под угрозой - памятник Николаю Щорсу, визитная карточка Киева.

Бацилла безумия дала эпидемию в Соединённых Штатах. Когда-то корреспонденты взахлёб рассказывали нам о том, как высок здесь уровень политической культуры: бок о бок стоят памятники генералам Елисею Гранту и Роберту Ли. Не надолго же хватило.

Следует, однако, понимать, что задолго до физического разрушения статуй Колумба, вандализация производилась в неокрепших мозгах студентов в гадюшниках американских университетов.

не было большой фигуры американской и европейской истории, не было события, чтоб его не ошельмовали поганцы-профессоришки.

Отдельным фронтом памятниковой войны является Эпопея-Мавзолея.

Мавзолеи - главные призы вандалов. В годы оккупации румыны разорили мавзолей Григория Котовского. Спору нет, он был их непримиримым врагом, но разве не великодушие есть признак цивилизованности? Такое, например, как было проявлено Советами к румынской королевской семье?

Бросить в канаву тело мёртвого врага которого они трепетали при жизни?

В России массовые беспорядки сегодня врядли возможны. Поэтому угроза вандализации Мавзолея В.И.Ленина существует только сверху.

Я нарочно не хочу здесь разбирать личность В.И.Ленина. Это серьёзная и непростая тема. Я хочу,чтобы все усволили: сохранение памятников истории и культуры НЕ МОЖЕТ И НЕ ДОЛЖНО НИКАК ЗАВИСЕТЬ от нашего отношения к тем лицам и событиям, с которыми они связаны.

Бережное сохранение мавзолеев Адриана и Октавиана Агуста - не есть идеологическая солидарность с рабовладением, а реставрация Екатериненских горок не есть апология царизма.

Болгары уже показали пример варварства в отношении Мавзолея Георгия Димитрова.

Россия покроет себя позором перед потомками, если ЧТО ЛИБО случится с Мавзолеем В.И.Ленина. Его необходимо сохранять ИМЕННО В ТОМ ВИДЕ, в котором он существует СЕГОДНЯ, со всеми его уникальными лабораториями и службами, дабы не уподобляться Талибану. Все культурные люди, независимо от их политических взглядов, объединяются в защиту лесов и водоёмов. Также мы должны объединиться в защиту тех объектов, над которыми нависла угроза.

Вопрос, как это сделать? По моему мнению, самое действенное оружие - это художественный образ. Никакие статейки-писульки, никакие демонстрации сумасшедших бабулек с плакатами не помогут, если не будет создано РАВНОВЕЛИКОГО художественного образа.

Если бы не Виктор Гюго, мы бы сегодня не имели Нотр Дам. Колокол Квазимодо прозвучал к спасению собора.

Правда, где нам взять Гюго?

1.0x