Сообщество «Информационная война» 00:25 10 мая 2018

Война нового типа в исполнении России пугает США

информационные технологии сделали страны-агрессоры чрезвычайно уязвимыми против контратак своих противников
7

Российское общество пока не отдаёт себе отчёт в том, что оно уже живёт в цивилизации нового типа. Наука делит цивилизации на три вида: аграрная, индустриальная и информационная. В настоящее время мы живём именно в информационной цивилизации. Если каждая цивилизация осуществляет перенос методов, наработанных внутри неё, в военную сферу, превращая в оружие всякое действие, то информационная цивилизация становится полем информационных войн, когда информация применяется как оружие и это применение влечёт за собой такие же разрушительные для противника последствия, как если бы его оккупировала вражеская армия.

Только оккупация сегодня протекает незаметно для населения и не влечёт огромного количества убитых, искалеченных и раненых. Именно по этой причине информационная война более легко поддерживается обществом, чем война традиционная.

Информационная цивилизация отличается от своих предшественников тем, что в ней каналы обратной связи нагружены так же интенсивно, как и прямой, а горизонтальные коммуникации в обществе преобладают над вертикальными. В экономике этому требованию соответствуют рыночные капиталистические отношения, где главным условием является способность игроков действовать в условиях жёсткой конкуренции, уметь предвидеть и вводить инновации, а в политике это буржуазная демократия, где власть и общество постоянно ведут диалог и никакие действия власти невозможны без одобрения населения. Именно в поисках этого одобрения и возникла информационная цивилизация - вершина как искусства манипуляции общественным мнением, так и способов противостояния этой манипуляции.

Победа в информационной войне требует у правящего класса умения сформировать у народов определённую картину мира. Тот, кто сделал это, получил в руки мощное оружие. Это оружие называется идеологией, и СМИ в своих сообщениях строят материал таким образом, что имеющаяся в рамках данной идеологии картина мира лишь подтверждается. Ситуация, когда сообщения СМИ противоречат общепринятой картине мира, является кризисом, наподобие эпохи перестройки в СССР.

Искусство информационной войны требует создания инструментов для принятия решения самими людьми. Для этого нужно создать такие смысловые контексты, на основании которых противник будет принимать неверные решения. Любое событие, подаваемое СМИ, не имеет возможности быть оцененным вне определённого контекста. Контекст - это ключ к расшифровке, но сам по себе контекст - не только оценочный фон для текста, помогающий расшифровать и оценить сам текст, а совокупность других текстов. усвоенных ранее. Это называется «парадигмой» (говоря языком теории методологии науки – Кун, Лакатос, Поппер), дискурсом (философия языка Жака Дерриды), «языковой игрой» (поздний Людвиг Витгенштейн) - такая оценочная матрица, которая заключается во фразе Владимира Высоцкого: "Значит, нужные книжки ты в детстве читал".

Это и есть контекст, на фоне которого мы всегда принимаем и оцениваем сообщения СМИ. Контекст - это наша система ценностей, моральные координаты, наша этика и эстетика. Одним словом - это идеология, то, во что мы верим, что считаем добром или злом и ради чего готовы отдать свою жизнь. Это то, за что мы добровольно приняли на себя ответственность перед лицом смерти.

Отсутствие внятно сформулированной идеологии в эпоху информационной войны - это путь к поражению. Как если бы вы на обычной войне отказались бы от инициативы и действовали бы по обстоятельствам, которые вам навяжет противник. Любое общество иерархично, а это значит, что каждое сообщение должно достигать своей цели. Коммуникации между уровнями иерархии становятся главным критерием жизнеспособности системы. Разрушение коммуникаций - главная цель информационной войны, так как в этом случае страна обезглавливается, разрушается связь между лидерами и страной. Примером работы на такое разрушение служит деятельность группы, формально символизируемой фигурой Навального. Эта группа стремится создать в обществе свою систему коммуникаций и отсечь своих последователей от коммуникаций системы.

Также эта группа всеми силами стремится создать свою запоминающуюся систему образов: несомый ОМОНом Навальный, который, подобно Паниковскому, несомому сотрудниками исполкома, так же покорно глядит в синее небо и изображает на лице страдание за народ, а эта картинка усилиями СМИ, подобно вирусу, разносится по умам и оседает там, вытесняя все сообщения, адресованные к рациональности и смысловому восприятию информации.

Эмоция, вызванная фотографией - давление на жалость - подавляет рассудочность текста. На неокрепшие умы, являющиеся главной целевой аудиторией Навального, это действует впечатляюще, хватая за сердце и вызывая праведное возмущение. Навальный стремится к образу юродивого, которого жестокий царь мучает за правду. Обращение к архетипу - важнейшая часть работы несистемной оппозиции с массовым подсознанием: юродивых на Руси чтили столетиями.

То, что Навальный не юродивый, а ряженый торговый агент геополитического конкурента, выступающий под маской рядового покупателя, массы не понимают, так как в образе, разносимом по коммуникационным каналам, это не отражено. Способность же к системному анализу и обобщению не является качеством большинства рядовых граждан, из которых и состоит управляемая разными эмоциональными фокусами масса последователей всяческой несистемной оппозиции, всей этой армии разномастных "народников", от сторонников бомбистов-эсеров до сторонников Навального, не понимающих, какую цель на самом деле преследуют их предводители.

Однако основная часть общества, носящая в себе следы воздействия советской воспитательно-пропагандистской системы, глубоко травмирована отсутствием внятной оценочной системы, формулируемой государством, и стремится заполнить вакуум, создавая свои коммуникационные сети, где распространяется та картина мира, которая сегодня разделяется патриотическим сегментом общества. И официальная картина мира, распространяемая по каналам официальных СМИ, сегодня всё больше учитывает запрос на «патриотическую» картину мира и корректирует в своих сообщениях трактовки потока событий, реагируя на меняющийся контекст. 

Так функционирует информационная структура общества, которая создаёт определённую властную конфигурацию, которой подчиняется большинство. Это происходит потому, что при помощи господствующей системы информационных коммуникаций формируется тип человека в данном обществе. Создаётся информационный ореол для лидера общественного мнения, а профессии по мастерству презентации чего-либо становятся главными.

Способность трактовать событие в нужном свете, представить предмет в нужном качестве - главная компетенция нашего времени. Не случайно так популярные в последние годы стали тренинги по искусству продаж, умению вести переговоры, создавать сеть связей и знакомств - то есть выстраивать нужные коммуникации в среде своего обитания. Это не мода, это веление времени, проявление факта наступления информационной цивилизации. Именно поэтому политическая оппозиция, выстраивая свою систему коммуникаций, всеми силами старается презентовать своих лидеров и свои контексты, действуя по методам специалистов по продажам. Главной профессией времени становятся специалист по пиару и медиатор, специалист по переговорам в условиях конфликта.

В информационный век действующие политические, экономические и военные системы зависят от выстроенных информационных коммуникаций. Это создаёт уникальную ситуацию: страна может быть какой угодно отсталой в плане экономическом и военном, но в области информационных коммуникаций пользоваться самыми современными технологиями. Использование интернета сейчас стало таким распространённым, что в архаичных странах Ближнего Востока удалось с помощью соцсетей организовать целую серию "цветных" революций, разрушающих государственность и приводящих к военному поражению без войны только с помощью использования информационных методов ведения войны. Осознавая это, понятие "информационная безопасность" во многих странах стало содержанием законодательства, направленного на защиту национальной безопасности.

Информационные технологии сделали страны-агрессоры чрезвычайно уязвимыми против информационных контратак своих противников, которые очень быстро учатся и лидеров и применяют для самозащиты те же самые технологии. Коммуникации не только стали глобальными, но и породили новые возможности. События уже трудно скрывать, а трактовки трудно навязывать. Неожиданный триумф российского телеканала "Раша тудэй", применившего против Запада его же технологии информационного противостояния, вызвал настолько сильное смятение в правящих кругах США и Британии, что те не нашли ничего лучшего, как просто закрыть возможности для вещания российской телекомпании, хотя её глобальные возможности несопоставимы с возможностями западных СМИ. 

Америку до сих пор трясёт от страха российского влияния на президентские выборы в США. Хотя Россия на публичном уровне просто распространяла своё видение ситуации в политическом раскладе проходящих в Америке выборов. Это всегда делали США, но оказались совершенно не готовы к тому, когда это стало применяться по отношению к ним.

Но самым интересным в этой истории является требование США от России неких гарантий, что Россия не будет использовать информационные технологии в свой борьбе, и принципиальное нежелание России такие гарантии Америке давать - в отсутствие встречных американских гарантий.

Мы видим, что США не на шутку испугались информационной войны с Россией. В настоящее время этот страх оказался сильнее, чем перед российским ядерным оружием, противостоять которому США научились. Методов же противостояния информационному оружию России в США пока не нашли и просто встали на путь подавления и запретов. Однако тактика обмена информационными ударами - самая опасная для того, кто стремится не выровнять игру, а победить в ней.

Рыночная экономика делает правительства всё более зависимыми от своего населения. Нынешняя политическая демократия не только невозможна без информационных механизмов, но и опирается на них. Скрыть от населения информацию не получается ни у кого. Успешное развитие общества в области экономики и политики невозможно без развития информационных потоков. Сейчас даже бабушки пользуются сотовыми телефонами и по пластиковым картам получают пенсию. В сфере образования дистанционные формы всё более успешно вытесняют дорогостоящее обычное обучение. Люди находят работу за тысячи километров от места проживания и не только выполняют заказы, но и получают оплату, так же не прибегая к личному контакту с работодателем.

Торговля в интернете позволяет жить в Таиланде, закупать товары в Китае, продавать их в России, США и Казахстане и при этом иметь русское гражданство и не знать никакого языка, кроме русского - встроенные переводчики позволяют обойтись без этого. Какой-нибудь раскрученный интернет-магазин вполне может принадлежать старшекласснику, который вместо стрелялок и зависания в соцсетях два-три часа в день посвящает время интернет-торговле. Все сведения он получает по интернету. Даже 5 лет назад такое трудно было представить. Сейчас трудно представить, как без этого можно было жить.

В результате подобного прогресса происходит сближение военного и гражданского секторов. Именно коммерческий сектор повлёк за собой военно-техническую революцию. Что всё время говорит Россия в ответ на выпады США? Что наш ответ будет асимметричным. Это правильно - асимметричные атаки в информационной цивилизации позволяют боле слабому оппоненту успешно атаковать более сильного. Появляется возможность присутствовать на каком угодно удалённом театре военных действий, на тратя на это много сил и средств. Военное искусство под воздействием информационных технологий стало стремительно изменяться. Изменилась стратегия концентрации сил, так как в список уязвимых мест попали объекты инфраструктуры и оборудование, управляющее сложными системами управления.

Информационная война имеет дело с тем, как люди думают. Создание ложных представлений о реальности ведёт к совершению ошибок. Контроль инфосферы является главной целью информационной войны. Это та ситуация, когда США получают две угрозы, предотвратить которые они не в состоянии:

1. Другие государства, не обладающие по экономическим и военным критериям способностью конкурировать с США, в сфере информационной войны быстро приближаются к возможностям Америки и бросают ей вызов.

2. При этом противники просто копируют чужие технологии, совершая рывок в технологическом развитии и избегая огромных трат на исследования (стратегия "Гонка за лидером"). 

Выяснилось, что открытый тип общественного устройства США обладает огромным количеством уязвимых точек, по которым наносятся информационные атаки. Политические и юридические вопросы информационной войны до сих пор полностью не отработаны и не прояснены. Плюрализм же современных общественных систем на Западе не даёт возможности навязать обществу единое мнение в сфере информационного воздействия.

Методы манипуляций сталкиваются с методами противостояния манипуляциям, что требует от людей более серьёзной подготовки в сфере информации. Так, Запад последнее время применяет метод информационного давления на Россию, стремясь занять положение информационного доминирования. Широко используется метод информационного шума - для отвлечения сознания на множество второстепенных информационных поводов с целью перегрузить его и облегчить внушаемость. 

Россия применяет метод информационного торможения и рассеивания по отношению к информационным потокам противника, в то же время ускоряя прохождение своей информации по каналам её распространения. При этом Россия создаёт свой контекст, что позволяет трактовать факты в иной интерпретации, чем это делает Запад.

Средств противостояния этой тактике у Запада нет, он вынужден глушить информацию, что ставит его в проигрышное положение. Целевые аудитории Запада просто применяют смену источника информации. Стремясь же проконтролировать все источники по максимуму, Запад надрывается финансово. Информационное пространство нельзя заблокировать, как это можно сделать с пространством физическим.

Таким образом, России удалось загнать США в стратегическую ловушку, где они тратят всё больше финансовых ресурсов для победы в ресурсах информационных, но при этом проигрывают точечному асимметричному воздействию. Система господства США выстроена таким образом, что она затратная и опирается на способность генерировать самые крупные затраты по отношению к оппонентам. Но эта способность не бесконечна и не безусловна.

Поменять эту систему США не могут, на ней основано всё, на чём они строят своё существование. Смена системы будет означать смерть США в их нынешнем виде. Использование же этой системы тоже означает смерть США, но только позже. Это нужно понимать и не заблуждаться нынешним господствующим положением Штатов. Простое сравнение по времени скажет, что да 20 лет оно значительно сократилось. И тенденция не меняется.

И если в военный и экономической сфере такая стратегия превосходящих затрат относительно выигрышна, то в сфере информации это путь к катастрофе. Оппоненты США, тратя меньше ресурсов, всегда выравнивают игру. Понятно, что в долгосрочной перспективе такая ситуация означает глобальное поражение. Оппонентам глобального гегемона просто нужно выиграть время.

Публикация - Информационное агентство Rex

Cообщество
«Информационная война»
1 1 5 771
Комментарии Написать свой комментарий
10 мая 2018 в 02:09

Последние десятки публикаций в этом блоге (творчество блогера Халдея на этом ресурсе давно перевалило за сотню публикаций) отчетливо демонстрируют методику, или "почерк" автора.
Для начала в качестве аксиомы вносится ЛОЖНОЕ утверждение, а потом, на основании предлагаемой ЛЖИ, раскручиваются темы с ЗАДАННЫМИ заранее целями (результатами и выводами).
Наглядно - нынешний опус начинается с утверждения: "Наука делит цивилизации на три вида: аграрная, индустриальная и информационная. В настоящее время мы живём именно в информационной цивилизации. ТОРГОВЛЯ (выделено мной, - В.С.Торговля в интернете позволяет жить в Таиланде, закупать товары в Китае, продавать их в России, "

Сразу ряд вопросов: что это за абстрактная "НАУКА" такая? Со странным подбором характеристик (типов) ЦИВИЛИЗАЦИЙ? Ладно. автор традиционно не пользуется ссылками (где взять - на вранье?), - но вот что, все-таки за НАУКА, в которой используется не корректный подход в описательных принципах. Поясню упрощенно: детям задают вопрос: выбери из трех слов ЛИШНЕЕ: корова, коза, самолет? Или синий, красный, соленый? Полагаю, читатели отчетливо представят ПРАВИЛЬНЫЙ ответы большинства детишек в возрасте от 4-х лет. Так с какой ЦЕЛЬЮ Халдей составляет не корректный ряд из ТИПОВ цивилизаций (кстати, говорит он скорее о типах общественных формаций, цивилизация, по НАУЧНОМУ определению, несколько отличается от описанного объекта его "исследования". Здравый смысл человека, рассуждающего на чуть более "продвинутом", нежели четырехлетний ребенок, уровне, очевидно, построит ряд не в форме: аграрная - индустриальная - информационная, а исходя из определяющей существование человека, главной характеристики социума: аграрный - индустриальный - ТОРГОВЫЙ. Именно ТОРГОВЛЯ - главный способ жизни нынешней "цивилизации", и не вмещаясь в "прокрустово ложе рассуждений" автора, эта ХАРАКТЕРИСТИКА нынешнего мира НЕВОЛЬНО вылазит среди "информационных" конструкций Халдея. И, после МНОГОЧИСЛЕННЫХ ЛОЖНЫХ (построенных на ЛОЖНЫХ исходных данных) рассуждений, в конце концов ВЫЛАЗИТ на поверхность вот такое (цитата): "Рыночная экономика делает правительства всё более зависимыми от своего населения...ТОРГОВЛЯ (выделено мной, - В.С.) в интернете позволяет жить в Таиланде, закупать товары в Китае, продавать их в России.... "
Информационная составляющая, как ОСНОВА общения любого социума, присуща ЛЮБОМУ виду цивилизаций, и играет во ВСЕ ВРЕМЕНА роль ДОМИНАНТЫ в хозяйствах: аграрном, индустриальном и торговом (монетарном) обществах. Для аграрной ОБЩИНЫ (когда читаете - задумывайтесь над ЗНАЧЕНИЯМИ слов) именно ОБЩЕНИЕ (основа информации) определяет хозяйственные функции; сколь нибудь серьезная аграрная "цивилизация" не может обойтись без информационного обеспечения жизни людей: где чье поле, чем заниматься, куда деть урожай - все это требует ИНФОРМАЦИОННОГО обеспечения; еще более востребованы ЗНАНИЯ, передающиеся ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО в информационном поле в индустриальном обществе, и наконец, для торгашей информация - основной ИНСТРУМЕНТ деятельности (Но не более чем - инструмент, ОБЪЕКТ, или СУТЬ такого общества - ДЕНЬГИ).
Ну и для чего сместил основные понятия об окружающей реальности автор? Для чего ему ФАНТОМ "информационной" цивилизации?
Да не стесняясь он это описывает:
1) Обгадить Навального и в его лице ЛЮБЫЕ ПРОТЕСТНЫЕ ДВИЖЕНИЯ, любые формы борьбы граждан за свои права против паразитической сути навязанного торгашами мироустройства.
2) В очередной раз подлизнуть ..... властвующим паразитам
3) Продемонстрировать "высокий патриотизм!" в деле подлизывания, как поддержке паразитических властей РФ в "информационной войне" с паразитами США и др.
Вот в конце и вопрос Халдею: и что это за ВОЙНА такая, в которой ВРАГИ (власти РФ и США) выступают ОДНИМ фронтом против СВОИХ народов?

Вопрос, как всегда, - риторический. В смысле - безответный.

10 мая 2018 в 07:38

"Наука делит цивилизации на три вида: аграрная, индустриальная и информационная. В настоящее время мы живём именно в информационной цивилизации." ==========================================================================
А все остальные, дурни, продолжают жить в индустриальном обществе, с каждым годом на более совершенном его уровне. Ну, разве что, кроме папуасов, уткнувшихся в айфоны...

10 мая 2018 в 13:59

Не знаю, насколько наука сумела доказать, что нынешняя цивилизация является информационной, но, с точки зрения наблюдателя, находящегося внутри человеческой цивилизации, я бы согласился, что она нынче информационная, ещё бы уточнив – цифровая. Торговля, наверное, на каких-то этапах развития человеческой цивилизации становилась человекообразующим фактором развития, но сегодня человекообразующим фактором является всё-таки не торговля, а информация, которая стала всеобъемлещим фактором человеческой жизни – и инструментом, и продуктом, и, даже, индустрией. Информация создала виртуальный мир, в который можно уйти как в монастырь, превращаясь в религию, в некое божество. Информация создаёт технологии меняющие и физический и духовный облик человека. Разработка с помощью цифровых информационных технологий искусственного интеллекта может создать искусственный разум, который, будучи размещён в в неорганическом теле, станет новой формой разумной жизни, новой цивилизацией, которая может стать космической цивилизацией, которая сможет освоить и ближний и дальний Космос. Как сделать информационную цивилизацию мирной – вот задача для человека новой информационной цивилизации. Следующая человеческая цивилизация должна стать, наконец, цивилизацией мира и разума, цивилизацией людей без звериных инстинктов. Для этого информационные технологии должны помочь разработать трансформатор, преобразующий звериные инстинкты в доброту, дружбу, даже любовь. Можно поэкспериментировать на тигре Амуре и козле Тимуре, если тигр ещё не успел сожрать козла.

10 мая 2018 в 16:00

А вот как понять такое: информационное программирование
на традиционное употребление алкоголя производится
государством под огромным давлением алколобби,
которому не может противостоять даже Президент России.
Людские потери от пития составляют около 500 000 человек
ежегодно.
Можно ли считать эти потери небольшими?
Или они не имеют отношения к внешним инфвоздействиям?

10 мая 2018 в 20:17

Жизнь и цивилизационное развитие человеческого общества настолько многофакторны, что трудно, наверное невозможно, давать какое-нибудь однозначное, приемлимое всеми, определение очередной исторической стадии, эпохе. Например 20-й век можно назвать веком атома, но также веком космоса, веком изобретательства и т.д. Каждый профессионал отыщет ему название, исходя из своего ремесла. Свинарь может назвать 20-й век свиным веком, если он вместо десятка стал выращивать тысячу свиней. В конце концов, словесной щелухой, покрывающей многие конкретные дела, пусть занимаются лингвисты или другие специалисты по трепу, которые сейчас плодятся как мухи. Кстати, мух почему-то стало меньше. Похоже бедные дрозофилы первыми не выдержали испытание пищевыми добавками от Большемясова и др. пищевых мухлёров.
По тексту статьи.
Что-то плохо верится, что при рыночном капитализме, путём информационного обмена должна усливаться обратная связь народа и власти. Что-то не видно этому примеров. Но вотчто желательно, так это бы усиливать любыми путями информационные связи между простыми людьми конфликтующих на уровне руководства стран. Именно современные многие руководители стран в силу недостаточной мудрости, ответственности, но с избыточным апломбом, заводят в тупик внешнюю политику своих стран. Перед глазами всплывают исторические примеры прошлого. Сталин и Ф.Рузвельт – крайние противники, но какие уважительные и конструктивные отношения политиков, с учётом взаимных интересов.
Сейчас, на днях, смотрю финал снукера в Англии, вглядываюсь в очень понятные человеческие лица игроков М.Уильмса, Б.Хопкинса, очень похожие на лица среднестатистических российских мужиков и думаю – Никогда такие люди не будут моими врагами. Хочется думать, что они тоже не разделяют русофобства своих пэров и мэров.
Задача простых людей лазных стран сближаться лично в информационном поле и стараться усиливать своё воздействие на поведение власти.

10 мая 2018 в 22:21

Идеалогия... Какую идеалогию может предложить эксплуататор эксплуатируемому, хищник - жертве ? "Информационная цивилизация" сидит на шее индустриальной. Хорошо сидеть у компьютера когда есть потолок и стены кем то и чем то построенные, есть э/энергия, кем то произведённая, холодильник с едой, одежда, обувь, дороги, мебель и всё, что необходимо для их производства. Вся "цифра" имеет ценность только в мире вещей, а их надо произвести.

11 мая 2018 в 09:41

А если посмотреть на наши СМИ, что они внушают жителям России? В современных фильмах о войне авторы стараются опорочить советское время, порочат военачальников любого ранга. В фильмах на "лирические" темы одни и те же сюжеты: измены, выпивающие мужчины и женщины, брошенные дети и счастливый финал с приобретением капитала или наследства... В новостях рассказывают о жизни в государстве только с негативной стороны: убийства, пожары, грабежи, стихийные бедствия... Такое ощущение, что нормальной жизни в нашей стране нет. Где строители, земледельцы, инженеры, учителя, врачи, квалифицированные рабочие, болеющие за своё дело на благо государства? Их тоже нет, как нет руководителей, работающих не на свой карман? А если посмотреть новостные ленты "айпадов", "смартфонов", которыми пользуется молодёжь, там ещё негативнее представляется наше государство. Можно сделать вывод, что в СМИ засела "пятая" колонна! Её нужно срочно убирать!!! Дать возможность высказываться во всех СМИ патриотам, людям , радеющим за Россию! Это надо делать срочно, пока вся молодёжь не ушла к навальным...