Сообщество «Оборонное сознание» 00:00 25 декабря 2014

Война роботов

Беспилотный летательный аппарат и стационарный робот с ракетницами — уже готовые экземпляры оружия нового поколения. Они полностью функционируют и ждут простой команды, чтобы начать убивать. Но оба этих технических средства можно назвать примитивными и грубыми по сравнению с тем, что сейчас разрабатывается в научных лабораториях. По сути, пока что миру были представлены дополненные сверхсовременным компьютерным оснащением существовавшие до этого образцы военной техники. Но прямо сейчас в закрытых (и не очень закрытых) исследовательских центрах ведутся разработки роботов нового поколения. Машин, которым суждено стать умными и совершенными. Они будут летать по воздуху, плавать в воде, бегать по земле, мгновенно формировать сложные структуры из множества элементов.

Полководцы древнего мира не могли себе представить современный боевой танк. Тем не менее, ни одна нынешняя война, даже локальная, не обходится без применения тяжёлой техники. Но что дальше? В какую сторону покатятся жернова военной машины, и что будут производить конвейеры оборонных заводов в XXI веке? Если следить за развитием компьютерной техники и технологий вообще, то перед глазами возникнет ясный ответ: в ближайшие десятилетия на полях битв появятся боевые роботы.

Политическая обстановка обостряется. Откуда-то уже доносятся отголоски бухенвальдского набата и, как дальше поётся в старой песне, стонет вихрем атомным объятый Тихий океан. Даже самые беспечные и праздные представители общества неведомым чутьём начинают ощущать приближение следующего великого глобального конфликта.

В ХХ веке люди узнали, почему нужно бежать от яркой вспышки света — предвестника ударной волны невероятной мощи и скрываться от радиоактивного заражения. Радиации боятся все. Радиация не делает различий между своими жертвами. Все, кто получит высокую дозу, — умрут. Будь то президент или бездомный, кинозвезда или уборщица, чёрный или белый, или китаец. Бездушие и безразличие орудий массового уничтожения пугает. С ними не удастся договориться или добиться от них перемирия.

Схожим бездушием обладают механизмы. Психологическим воздействием этого фактора пользовались и пользуются создатели фильмов, в сюжетах которых роль злодеев играют роботы или компьютерные системы. Машинная логика, гарантирующая неотвратимость действия, к примеру, атаки или выстрела, заставляет человека ощущать беспомощность перед неостановимым железным убийцей. Именно поэтому во времена холодной войны в СССР была создана система "Периметр" под управлением компьютеров, которая, в случае наступления Судного дня — то есть массированного ядерного удара, самостоятельно принимала решение об ответном запуске ракет. Человек в самый последний момент может дрогнуть, зная, что его решение повлечёт за собой уничтожение всего живого на планете, но компьютер будет беспрекословно действовать в рамках заданной программы. Потому что у машины нет ни чувств, ни эмоций. В мире система "Периметр" была известна как "Мёртвая рука". Противник знал, что даже при успешном первом ударе, уничтожающем высшее руководство страны и центры связи, его всё равно ожидал ответный пуск всех имевшихся у СССР ядерных ракет. Систему "Периметр" не раз называли аморальной, но она являлась единственным действенным фактором сдерживания потенциальных агрессоров от сокрушительного превентивного удара.

Долгие десятилетия развитие боевых роботов тормозилось несовершенством технологий. Машины с трудом могли распознавать своих и чужих. Ещё хуже у них получалось оценивать обстановку и ориентироваться в пространстве. Роботы были неуклюжи. Они медленно передвигались на гусеницах, запросто могли перевернуться на любой, даже небольшой кочке. И, как правило, ими напрямую управлял человек, сидевший за консолью. Их применяли в качестве сапёров, отправляли туда, куда не могли попасть люди, например, в зоны повышенных температур, токсических или радиоактивных загрязнений. Радиация постоянно выжигала микросхемы. Поэтому при ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы бульдозер, оборудованный системой дистанционного управления, приходилось обкладывать свинцовыми плитами.

Новейшие технологии дали роботам новые тела и новые железные мозги. Прогресс зашёл так далеко, что 30 мая 2013 года, во время проведения совета ООН по правам человека в Женеве, был представлен доклад, требующий наложить мораторий на производство полностью автономных боевых роботов и роботизированных вооружений, разрабатываемых военными ведомствами Британии, США, Израиля, Южной Кореи и Японии. Кристоф Хайнс, выступавший в роли докладчика, заявил, что: "Война без раздумий — это механическая бойня. Традиционный подход заключается в том, что есть воин и есть оружие. Но сейчас мы видим, что оружие становится воином, оружие само принимает решение. Робот принимает решение в доли секунды. Информация, на основании которой он принимает решение, не всегда доступна его контролеру в практическом смысле. В этом случае человек выходит из уравнения, и робот превращается в летальный автономный робот (LAR). На примере беспилотных летательных аппаратов мы знаем, что, как только такое оружие начинает использоваться, остановить это уже невозможно".

В 2013 году общественные обсуждения были спровоцированы демонстрацией американцами БПЛА X-47B, по форме напоминающие наконечник стрелы. Этот беспилотный летательный аппарат способен выполнять боевые задачи вообще без участия человека. В том же году южнокорейская корпорация Samsung представила автоматические турели, оснащённые автоматами калибра 5.65 и гранатомётами. Эти роботизированные средства ведения войны планировалось установить на границе с Северной Кореей, чтобы они стерегли демилитаризованную зону.

Беспилотный летательный аппарат и стационарный робот с ракетницами — уже готовые экземпляры оружия нового поколения. Они полностью функционируют и ждут простой команды, чтобы начать убивать. Но оба этих технических средства можно назвать примитивными и грубыми по сравнению с тем, что сейчас разрабатывается в научных лабораториях. По сути, пока что миру были представлены дополненные сверхсовременным компьютерным оснащением существовавшие до этого образцы военной техники. Но прямо сейчас в закрытых (и не очень закрытых) исследовательских центрах ведутся разработки роботов нового поколения. Машин, которым суждено стать умными и совершенными. Они будут летать по воздуху, плавать в воде, бегать по земле, мгновенно формировать сложные структуры из множества элементов.

Генрик Кристенсен и его команда в лаборатории Технологического института Джорджии в Атланте выполняют реальный заказ оборонной компании BAE Systems. Они создают боевых роботов, которые будут охотиться на партизан. Эти машины чем-то напоминают колонию странных плоских животных. Они движутся группами. Каждая роботизированная техническая единица в группе оснащена множеством сенсоров, с помощью которых роботы обнаруживают повстанцев и передают разведывательные данные в штаб. Кроме того, на каждого робота можно установить взрывчатку, с помощью которой планируется поражать живые цели.

В сети уже несколько лет лежат видеоролики, посвящённые исследованиям, проводимым в лаборатории Boston Dynamics. Результаты этой группы учёных поразительны. Вдохновлённые формами и движениями живой природы, они заняты созданием роботов, чем-то напоминающих животных. Но только многократно более выносливых, более бронированных и более умных. У Boston Dynamics есть работающий прототип четвероногого робота, напоминающего лошадь. В отличие от ранних неуклюжих механизмов, эта машина прекрасно ориентируется в пространстве и может бегать со скоростью сорок километров в час. Также она способна нести на себе груз весом до ста пятидесяти килограммов. Армия США уже заключила с Boston Dynamics контракт. Робот-лошадь станет машиной поддержки пехоты. По проекту он будет нести на себе дополнительное снаряжение и осуществлять сканирование местности. Но ничего не мешает в дальнейшем установить на него несколько пулемётов или лазерных пушек, работа над которыми ведётся сейчас как в Соединённых Штатах, так и в Российской Федерации. У Boston Dynamics есть также и более мелкие роботы — собаки, тигры и насекомые, пригодные, например, для шпионажа.

Не так давно корпорация Boeing получила заказ от министерства обороны США на разработку боевой системы будущего (Future Combat System). Наверняка все смотрели фильм Джеймса Камерона "Терминатор 2: Судный день", одной из основ сюжета которого является компьютерная сеть Skynet, объявившую войну человечеству. Так вот, Министерство обороны США очень хочет создать что-то ей подобное. Судите сами, это будет единый компьютеризированный командный центр, который может управлять войсковыми частями и соединениями, находящимися на значительных расстояниях от него. В космосе будет находиться центр обеспечения спутниковой связи. На земле будут действовать боевые роботы, беспилотные летательные аппараты будут разбрасывать с воздуха тысячи сенсоров, с помощью которых штаб сможет получать исчерпывающую информацию о поле боя, о противнике. Каждый живой солдат получит в снаряжение микросамолёт, длиною несколько десятков сантиметров, и персональное средство передвижения, которое, в случае необходимости, сможет стать боевой роботизированной единицей и вести бой с противником самостоятельно.

Рассуждая об этих порождениях технического прогресса, легко поддаться панике. Но что по этому поводу скажут эксперты? Вопрос о боевых роботах был задан Константину Валерьевичу Сивкову, первому вице-президенту Академии геополитических проблем. Он ответил: "Под понятием "боевые роботы" скрывается целый спектр военной техники. Они бывают полностью самостоятельными, бывают управляемыми. Но вообще-то, пионером в разработке боевых роботов можно считать Советский Союз, поскольку именно у нас был создан такой ракетный комплекс, как "Гранит", который по своим характеристикам был способен к обеспечению коллективных действий между несколькими единицами техники. Вдаваться в подробности я не могу, потому что это до сих пор закрытая информация. Кроме того, ещё в самом начале 90-х годов у нас рассматривались варианты создания танков-роботов. А сейчас спектр роботизированных боевых машин просто огромен.

Роботов применяют и в авиации и в подводном флоте. Если говорить о современных разработках тех же Boston Dynamics — то это шагающие роботы, наверняка оснащённые сканерами и системами наблюдения, на которые можно повесить различные пулемёты или гранатомёты. Скорее всего, эти роботы заточены под использование там, где действия личного состава будут сопряжены с большими потерями. Естественно, эти машины опасны, как опасны танк или реактивный самолёт. Это оружие. Против него есть специфические методы борьбы. Пулемётом их не возьмёшь — роботы наверняка бронированные, значит, нужен гранатомёт. А это малоразмерная цель, поразить трудно. Кроме того, у роботов, вероятно, будут улучшенные системы наблюдения кругового обзора, от них будет тяжело скрыться. И реакция их окажется молниеносной. То есть системы, способные вести автономные боевые действия, будут весьма опасными.

Но это не значит, что их нельзя будет победить. К примеру, на сегодняшний день иранцам удалось перехватить управление над двумя американскими беспилотниками и посадить их на своей территории".

Также на вопрос о боевых роботах ответил Анатолий Александрович Вассерман: "Если робот будет управляем дистанционно, то в военных условиях, когда сталкиваются две государственные системы примерно равных мощностей, можно довольно быстро найти способ перехватить управление роботами или хотя бы заблокировать управление противника. Если же робот будет действовать автономно, то он неизбежно окажется слишком примитивным и будет то и дело попадаться на военные хитрости".

Cообщество
«Оборонное сознание»
1.0x