Авторский блог Надежда Диас 22:45 17 марта 2017

Внешняя торговля России и её участие во Всемирных Экономических Отношениях

О странностях внешней торговли

В 2001 году Россия по объёму экспорта находилась «на уровне небольших европейских государств» (И. А. Родионова, Т. М. Бунакова. Экономическая география. Москва, «Московский лицей», 2004, стр.324). Её доля в мировом товарообороте была чуть более 1%. Экономика становилась всё более открытой, право на внешнеэкономическую деятельность получили даже отдельные предприятия. «Удельный вес промышленно развитых государств Запада в торговле с Россией увеличился до 50-60%» (И. А. Родионова, Т. М. Бунакова. Экономическая география. Москва, «Московский лицей», 2004, стр.325). В то время, как со странами СНГ – 23%, а с бывшими социалистическими странами внешняя торговля сильно сократилась, мы больше не продаём им свою машиностроительную продукцию в больших объёмах.

Ведущее место в российском экспорте занимают нефть, газ, уголь, нефтепродукты. В то время как, мы могли добывать их только для целей химической и машиностроительной промышленности, а энергию получать на ветряных электростанциях, выстроенных на побережье Северного Ледовитого Океана. Эти ветростанции позволяет построить сила ветра на побережье. Они были бы и высоко экологичны. В Дании и в Германии построили уже много таких электростанций.

«Вторая по значению группа экспортных товаров – это сырьё и полуфабрикаты, металлы, химикаты…» (И. А. Родионова, Т. М. Бунакова. Экономическая география. Москва, «Московский лицей», 2004,стр.325). «Россия ныне один из крупнейших в мире экспортёров стали и алюминия» (И. А. Родионова, Т. М. Бунакова. Экономическая география. Москва, «Московский лицей», 2004, стр.325), но продукция машиностроения занимает в экспорте всего 8%. И это обидно.

«По объёму экспорта товаров в ЕС в 2012 году Россия опередила США и вышла на второе место» (.Экспорт из России в Европейский союз — Documentation newsruss.ru/doc/index.php/...копия). Сохранилась ли эта позиция после введения санкций???

Ввозим машины, оборудование, транспортные средства (свыше 30%), продовольствие (25%) и предметы потребления. Хочу обратить внимание, что это данные за 2001 год.

Остановимся на предметах потребления, ввозимых нашей страной из-за рубежа. Несколько раз я покупала себе очень дешёвые таджикские и киргизские кофточки, они стоили всего 350 рублей, но выглядели изысканно и необычно. И я не раз задумывалась, а сколько же в итоге стоит труд портнихи, которая сделала такую красоту. Ведь от портнихи до московского прилавка такой долгий путь… И в результате получается, что создательница прекрасного на руки получает 50 рублей или ещё хуже 10? Но, если бы не эти таджикские труженицы, я, пенсионер, ничего бы не могла себе купить.

Если бы я относилась к среднему классу, то я бы могла себе позволить белорусскую одежду, она в несколько раз дороже, но в то же время более качественная. А если ещё и учесть расстояние от нас до Белоруссии и Таджикистана, то становится понятно, что быть портнихой в Белоруссии гораздо выгоднее. Нашим коммерсантам приходится покупать одежду в обеих странах, так как надо учитывать покупательную способность граждан.

Ещё один аспект, связанный с импортными товарами. Меня всегда возмущали дешёвые бананы и дорогие яблоки. Как бананы могут быть у нас дешёвыми? Даже, если учитывать, что в данной ситуации используется фискальная пошлина, это всё равно выглядит странно. Разве они у нас растут? Их же надо везти издалека!

А свои подмосковные яблочки – дорогие. Почему? Ответы есть, но они все неприятные. Первая мысль, которая приходит в голову, такая: «Яблоки никто не выращивает, все переехали в город, а крупный хозяйств в селе нет». В прошлом году новый министр сельского хозяйства пообещал нам возродить сельское хозяйство через 15 лет. Какая цифра-то! Что там ещё будет через 15 лет…

Кроме дешёвых бананов, которые я, конечно, из-за дешевизны покупаю, в соседнем универсаме продают и дорогую клубнику. Из ЮАР. Её я, конечно, не пробовала, но клубника растёт и в Подмосковье. Есть ли смысл в таких далёких закупках? Наверное, только один. Как и при социалистической интеграции – мы сейчас дружим с ЮАР, и эта дружба с промышленно-развитой страной может нам пригодиться.

Покупаем мы за границей и просто товары для богатых. Например, в странах Западной Европы покупаем паштеты, украшенные фруктами. Вообще-то, мы и сами могли бы их украсить фруктами.

Если, в целом, говорить о нашем участии во Всемирных Экономических отношениях, то хотелось бы от нашей страны - быть более независимой, не разбазаривать свои богатства. Очень настораживает, например, сдача в аренду земли на Дальнем Востоке китайцам на 49 лет. Да они же там за это время уже бабушками и дедушками станут, и будут считать эту землю своей.

И не надо забывать о том, что мы и сами многое можем. Год назад, например, мы стали производить медицинские приборы, показывающие степень наполнения органов и кровеносных сосудов кислородом. Раньше мы закупали эти приборы за рубежом. Видимо, медицинские чиновники поняли важность снабжения этим прибором каждой бригады скорой помощи. И мы смогли это сделать сами.

Да, Вы правильно меня поняли, я веду речь именно к проблеме: автаркия или взаимозависимость? Не раз я читала в разных изданиях о том, что 80% потребляемого продовольствия мы закупаем за рубежом. И вдруг начались проблемы с Турцией, с Украиной, с Польщей, со странами Прибалтики. Порой становится страшно, что есть будет нечего. Поля запустели, заросли бурьяном, колхозы разогнали, мужики в деревне или пьянствуют, или просто в город подались. Откуда и как наше сельское хозяйство сможет сделать этот колоссальный, обещанный министром, рывок? Даже за 15 лет.

И без собственной промышленности страна не сможет существовать. И это тоже факт. Всего должно быть в меру, и в полную зависимость от других стран впадать не надо, и своё хозяйство тоже должно быть развитым. Конечно, удобно, когда «импорт, увеличивая количество товаров, приводит к сокращению расходов на производство внутри страны» (Экономическая теория. Под ред. В. Д. Камаева. Москва, Гуманитарно-издательский центр «Владос», 2001, стр.497), ведь денег-то нет, они все у олигархов и в оффшорах. Но надо всё-таки думать не только о богачах, но и о собственном народе.

Средства, получаемые от экспорта минерального сырья, должны идти на создание высокотехнологичной собственной промышленности.

Являясь сторонником протекционизма, я отстаиваю «необходимость государственной защиты промышленности своей страны от иностранной конкуренции» (Экономическая теория. Под ред. В. Д. Камаева. Москва, Гуманитарно-издательский центр «Владос», 2001, стр.507). И потом мне кажется, что при таком высоком уровне науки, который у нас был (и может быть, если захотим), просто странно зарабатывать средства нефтью, туризмом и спортом. Мы способны на большее.

1.0x