Авторский блог Михаил Мороз 09:38 15 мая 2019

Вместо некролога

Об ушедшем из жизни журналисте

Вместо некролога

Недавно погиб в дорожной аварии один известнейший журналист. Не буду называть его имени. Он и так популярен в журналистских кругах. И его смерть жутко как оплакивали навзрыд журналисты и телеведущие России. Все политические и не политические шоу начинали свои программы с такими траурными физиономиями, с такой деланной скорбью в интонации, что у русского провинциального обывателя на самом деле вылуплялись на очах слезы сострадания такой величины, будто покинул наш мир человек уровня Льва Толстого. Не припомню, чтобы так скорбели по великим нашим современникам, ушедшим из жизни, например, писателям В. Белову или В.Распутину…

Но почему такой всетелевизионный плач по любителю мотоциклетных гонок? Был ли покойный нравственным журналистом? Что-то припоминается иное. Но прежде хочется пояснить: бывает журналистика … и журналистика. К какой принадлежал безвременно ушедший из этой сферы деятельности по случаю нелепой гибели своей? «…И журналистике». То есть, ко второй древнейшей профессии. Из словаря крылатых выражений выпишем толкование:

С английского: The Second Oldest Profession.
Название романа о журналистах (1950) американского писателя Роберта Сильвестра. Это же выражение естьи в эпиграфе, который писатель предпослал своему произведению: «Газетное дело — профессия столь же древняя, как... словом, это вторая древнейшая профессия» (рус. пер. Т. Озерской).
Под первой древнейшей профессией автор подразумевает проституцию. см. также Древнейшая в мирепрофессия.

Недавно почивший в бозе журналист был ярким представителем этой второй древнейшей профессии. Его яркое, не лишенное остроумия перо с удовольствием покупали соперничающие друг с другом олигархи. «Перо» ловко пользовалось ситуацией, политическим раскладом и отдавалось с такой лихостью и бравадой, что кое у кого трещали тазобедренные суставы. Например, у бедного, ныне покойного Евгения Максимовича Примакова, вздумавшего вместе с Лужковым баллотироваться на политический Олимп.

Это был незабываемый 1999 год. Тот лихой журналист обрушился на Примакова и с такой кровожадностью «мочил» того, что отбил охоту у обывателя хоть как-то смотреть в сторону выдающегося Премьера, оттянувшего страну от гибельной пропасти и отважно развернувшего свой лайнер над океаном, чтобы не лететь в Вашингтон, нагло бомбивший Югославию.

Ошельмованные продажным телекиллером, Примаков и Лужков уже не могли быть избранными во власть.

С такой же настойчивостью и блеском купленное олигархами «перо» «мочило» всех неугодных, в первую очередь коммунистов.

Ельцин и Березовский, взявшие на содержание блескучее «перо», победили.

Что ж, «перо» прекрасно прожило жизнь. Каталось, на чем хотело. Но и на старуху бывает проруха…

А нынешние телевизионные журналисты завидуют тому, кто их обошел в умении продавать себя. Потому деланно, не взаправду, скорбят. Им не хватает такого блистательного остроумия, веселого слова и рельефного образа, чтобы исполнить «верхний» заказ так, как это исполнял погибший на своем «железном коне».

Конечно, жаль погибшего в аварии журналиста, пожелавшего работать так, как оценил его пофессиию Роберт Сильверский. Жаль его родственников, детей и внуков.

И все мы смертны. Но очень хотелось, чтобы о каждом из нас после нашего ухода было бы сказано: «Это был нравственный человек». А кто владеет пером, тому и пожелание: «Пишите по указке собственного сердца, а не за деньги власти или олигархов».

1.0x