Авторский блог Олег Котолупов 12:20 14 сентября 2018

Власть без ответственности и ответственность без власти – абсолютно неэффективны!

Власть без ответственности и ответственность без власти – абсолютно неэффективны!

На недавно прошедшем Международном Экономическом Форуме в С.-Петербурге среди многих выступлений прозвучало одно, которое заслуживает пристального внимания всех ветвей российской власти и средств массовой информации. После такого объективного и жесткого диагноза, власть обязана была проанализировать критику в свой адрес и принять практические меры для исправления ситуации в стране. Но и власть и СМИ сделали вид, что никакого выступления не было и реагировать не на что. А ведь выступал не рядовой гражданин страны и не какой-нибудь оппозиционер, выступал человек не просто близкий к власти, а Председатель Комитета по бюджету и налогам ГосДумы РФ, видный функционер правящей партии «Единая Россия» - А.М. Макаров.

Выступление было предельно жестким и предельно объективным. В кратком изложении оно прозвучало так: «Сегодня в стране две беды – абсолютная неэффективность и абсолютная безответственность (мы бы еще добавили абсолютную несправедливость), никто не отвечает за результаты деятельности. При такой системе эффективно можно только воровать! Но мы ничего не делаем по реформированию этой системы».

В справедливость этих выводов можно привести массу фактов и показателей. Остановимся лишь на некоторых. Выполнение Майских Указов Президента от 2012 года провалено полностью. Тем не менее, Президент на последнем совещании Правительства в декабре 2017 года выразил благодарность за хорошую работу, так как Правительство, по его словам, сделало больше, чем можно в таких сложных условиях. Пожелал им таких же успехов и в дальнейшем. О каких же успехах идет разговор? Правительство отчиталось о выполнении Майских Указов на 78%, что является полной фикцией, так как по заявлению «Объединенного Народного Фронта» (ОНФ), предельно лояльного власти, выполнение Указов составило менее 20%. За такой провал, однако, никто не понес никакой ответственности, никто не сделал никаких выводов, все остались на своих креслах, а потому провал президентских Указов 2018 года, также неизбежен. Кроме абсолютной безответственности, ситуацию в стране усугубляет абсолютная неэффективность существующей социально-экономической модели. Ряд независимых экспертов, в том числе авторы этой статьи, прогнозировали, что послекризисный отскок, без смены существующей модели или хотя бы серьезных структурных реформ, продлится не более 2-3 лет. Однако, экономическая ситуация начала ухудшаться уже в текущем году и это тревожный сигнал о том, что посткризисный незначительный рост экономики может перерасти в затяжную стагнацию и более того, как наихудший вариант, не исключено, что страну ожидает срыв в очередной кризис. А для выполнения Майских Указов 2018 года необходимо изыскать дополнительно 25-28 трл. рублей и это соответственно дополнительные 2% ВВП. Для этого необходима не догоняющая экономическая модель, а прорывная, обеспечивающая темпы роста ВВП ежегодно 7-8%, а не 1,3-1,4%, как сегодня. Но либеральное Правительство вместо смены экономического курса, пошло на дальнейшее затягивание поясов у населения. В ряду этих антинародных мер, которые уже начали воплощаться в жизнь: повышение НДС, повышение пенсионного возраста, планируемое увеличение тарифов на ЖКХ два раза в году, сокращение Минфином социальных расходов на 52,9 млр. рублей, в том числе на пенсионное обеспечение 51,5 млр. рублей. Уже сегодня Минфин и ЦБ прогнозируют повышение инфляции в 2019 году свыше 4%. В 2018 году вместо запланированных в бюджет дополнительных нефтегазовых доходов в 53,0 млр. рублей, фактически поступит 2,7 трл. рублей, но все эти деньги пойдут на закупку резервной валюты и золота, ни один рубль из этих средств не пойдет на развитие экономики и на улучшение благосостояния населения. Власть заранее создает «подушку безопасности», так как понимает неизбежность ухудшения экономической ситуации. К тому же необходимо учитывать последствия всё ужесточающихся санкций. В этих условиях, как никогда необходимо уйти от существующей либерально-олигархической модели в экономике, работающей только на правящий класс, к модели служащей государству и народу. Но для власти ныне функционирующая абсолютно неэффективная социально-экономическая система «священная корова». Все идет к тому, что у народа будут затягивать пояс не на талии, а на горле, что еще более усугубит и так преступное расслоение в России на сверхбогатых и крайне нищих. Может созреть критическая ситуация, но власть озабочена не государством и народом, а спасением олигархов. Как известно 70% национального богатства России сосредоточено в руках представителей нового класса, которые держат активы и получают доходы на Родине, но при этом не платят налоги, поскольку большую часть времени проживают за границей. Трудно придумать что-нибудь более циничное. Однако власть предержащая придумала. В связи с международными санкциями, было принято решение о создании в России Специальных Административных Районов (САР), направленных на спасение капиталов российских олигархов. Пакет законов о САР совершенно не предусматривает возврата капиталов из-за рубежа в Россию, уплату всех положенных налогов. Таким образом, речь об интересах нашего государства и каком-либо патриотизме в этих решениях даже не ведется.

Если сейчас весь цивилизованный мир довольно жестко борется с офшорными компаниями, то российская власть стимулирует «офшорную аристократию». Закон об открытии САР полностью дискредитирует Закон РФ о деофшоризации, который правда и так не заработал из-за бойкотирования его «офшорной аристократией» при полном попустительстве власти.

Отсутствие в России прогрессивного налога, который существует во всех развитых экономиках и плюс новый Закон о САР, направленный на минимизацию налога для российских олигархов, приведет к совершенно недопустимому разрыву в доходах между сверхбогатыми и нищими. О том, что в стране резко растет социальная напряженность свидетельствуют данные социологических опросов. Особенно остро граждане России воспринимают рост цен и обнищание населения. Социологи отмечают, что эти два фактора более тревожные, чем в преддефолтном 1998 году почти в 2 раза. А на все это еще накладывается и предстоящее неизбежное ухудшение в экономике, что создает ситуацию, которая уже была в истории России и чем она закончилась, мы прекрасно помним. Хотелось, чтобы об этом помнила власть и не наступала на одни и те же «грабли».

д.э.н., профессор, академик КАН д.с.н., профессор, академик КАН Котолупов О.А. Хриенко П.А.

1.0x