Сообщество «Коридоры власти» 02:48 30 апреля 2020

Владимир Владимирович всё делает правильно

нам надо пережить ещё два сложных месяца, это не десять лет, как в девяностые

Май должен стать самым тяжёлым для российской экономики. Национальный карантин может быть продлен и до конца месяца. Сокращение спроса на нефть, вызванное мировым карантином, не компенсируется снижением добычи в рамках соглашения ОПЕК+.

При этом в целом ситуация для России лучше ожиданий. По данным Reuters, на спот-рынке стоимость российской нефти составляет $13,7–15,5 за баррель, в то же время Brent торгуется по $11,5 за баррель. Urals — тяжелая нефть, а в настоящий момент на рынке существует переизбыток легкой и сверхлегкой нефти из-за высокого предложения Саудовской Аравии. Так что можно сказать, что России подфартило на нефтяном рынке.

Начинают работать и рыночные механизмы саморегулирования. Международные инвесторы активно наращивают вложения в нефть. По данным Emerging Portfolio Fund Research (EPFR), за минувшую неделю в соответствующие фонды поступило $4 млрд, а за пять недель — более $11 млрд. Однако этих объёмов недостаточно, чтобы компенсировать выпадающий спрос на нефть из-за карантинных мер, принятых во всем мире. Мы не сильно удивимся, если в мае нефть упадёт в моменте значительно ниже $10. А доллар/рубль просядет до 85-90 руб. за доллар США.

Ближайшее заседание Банка России состоится 19 июня, к этому моменту валютный кризис должен закончиться, и Банк России, вероятно, снова снизит ставку на 0,25% или даже на 0,5%. Сейчас ключевая ставка 5,5%. В России ЦБ таргетирует инфляцию, а не валютный курс. Инфляция будет тормозиться слабым внутренним и внешним спросом. Основная проблема сейчас не инфляция, а безработица. Точную цифру за май по безработице сейчас вряд ли кто-то скажет.

При этом падение ВВП во втором квартале может составить около 20%. Грубо говоря, месяц карантина стоит России 6% ВВП. Однако, глядя на дивиденды, которые объявляют российские компании, в том числе нефтегазовые, такие как «Роснефть» или «Газпром», можно сделать вывод, что не всё так плохо. На крайний случай часть долговых обязательств можно будет заместить акционерным капиталом, выпустив привилегированные акции, привязав дивиденды по ним к консолидированной чистой прибыли по международным стандартам.

Решение Путина продлить карантин, конечно, прежде всего продиктовано желанием сохранить жизни людей. Но и с точки зрения экономики это лучший выбор. В этом контексте интересна пандемия "испанки", которая была сто лет назад. Карантин в то время привел к уменьшению смертности и значительному падению экономики. Вместе с тем после окончания пандемии экономика показала взрывной рост, который был выше в тех странах, где карантин продержался дольше. На деловую активность после пандемии влиял уровень смертности. Чем он был выше, тем ниже была экономическая активность.

В принципе, нам надо пережить ещё два сложных месяца, это не десять лет, как в девяностые. Владимир Владимирович всё делает правильно.

1.0x