Авторский блог Лев Козленко 21:23 24 июля 2019

Высоцкий - знамя пИтухов?

досадно, но именно алкоголизм барда затрудняет отрезвление россиян

Высоцкий – знамя пИтухов?

Покуда пил – Высоцкого любил,

а разлюбил, как только завязал

В 61 –м году прошлого столетия СССР впервые выходит в космос и планета Земля озаряется очаровательной улыбкой первого космонавта. Всеобщий подъём энтузиазма в Стране. Походит не так уж много времени(1967 г.) и ВСВ сочиняет «В сон мне жёлтые огни», которую нельзя отнести к лёгкой по настроению. Песня даже не томит, а рвёт душу. Что же произошло через 6 лет, чтобы людям нашим устроить этакую экзекуцию? А всё очень просто. Народ возбудился, но не принял вызов к обновлению своей души с выходом на восторг от трудовых свершений каждого дня. Всё осталось по – старому в смысле переживаний и по поводу тех же трудовых успехов стали пить всё больше. А само пьянство, оказавшись закольцованным, стало визитной карточкой советского человека. Продолжая нарастать вплоть до 80 –х, оно оказалась прологом в трагической судьбе знаменитого барда, сгинувшего уже от тяжёлых наркотиков(З.Прилепин, урок русского № 9 , Yоu Tube).

Вот и выходит, что полёт в космос подстегнул начавшееся галопировать алкогольпотребление с середины 50 –х под общим руководством N, одиозного своим «разоблачением» великого Сталина. В этой социальной динамике лишний раз проявилась негативная роль алкоголя на трудящиеся коллективы в целом. Мне могут возразить, ссылаясь на неуклюжую политику Партии и Государства. Так ведь и партийное руководство плотно подсело на коньяк и вместо того, чтобы наморщивать лбы, находя оптимальные решения тех или иных вопросов развития народного хозяйства , науки и культуры, являли волюнтаризм, обильно сдобренный нецензурщиной. А простой народ, видя бестолковость вождей, включая городские и районные звенья, и бравируя тем, что рыба гниёт с головы, сам продолжал благополучно загнивать. Тем более, что принял выпивку по любому поводу за закон жизни.

Но ВСВ то был не простачок малограмотный. Диву даёшься его интеллектуальному багажу и способностью проникать в самую сокровенную суть разных профессий и родов деятельности. Что ж это он, такой умница, не распознал волка в овечьей шкуре? Досадно ужасно!! Ниже поясню. Одарённый от природы мальчик получил в раннем детстве «прививку» на употребление алкоголя по праздникам. И она реализовала свой диктат в тех,

достаточно благоприятных для пития, условиях. Трезвенников тогда было крайне мало, поэтому ВСВ был по сути обречён стать жертвой. Люди наши в большинстве своём умиляются картинами пьяного быта, нарисованными ВСВ ( «Смотрины»), не давая себе отчёт в том, во-первых, какой ценой это далось ВСВ(алкоголизм), а во- вторых, это творчество, не работая на очищение, являлось талантливым, но не более, чем бытописанием .

И вот вопрос. А если бы ВСВ не пил, смог ли бы он развернуть свой талант в бОльшую мощь? Что бы он мог прибавить к своим военным песням или к балладам о борьбе и любви? Кстати во всём том, что я только что назвал, чувствуется страсть ума трезвого. Зелье снижает накал именно трезвой страсти и художник ведётся на суету и томление духа, что импонирует невзыскательному большинству.

Так вот, будучи абсолютно трезвым, ВСВ по своей способности проникать в суть вещей вполне мог бы с огромной художественной силой заявить об абсурдности питейной субкультуры. И те же песни, сочинённые на повышение, позвали бы к очищению нашего быта от алкогольной и табачной скверны. Но в отсутствие народного одобрения трудно рассчитывать на реализацию призыва к очищению, скорее всего всё оставалось бы на своих местах.

Хотя как сказать. Прослушав одну из лучших песен ВСВ, а именно «Райские яблоки», я бы не стал отрицать возможности сочинения сильнейшего текста, развенчивающего в пух и прах нетрезвую жизнь народа. А тут вся сила в разрыве души и горечи жизни. Да, конечно, потрясающе, но не более того. Душу рвёт, а духа не прибавляет. Коллективы остаются глухи. Драма ли, трагедия – всё сугубо личное. Конечно, можно сказать, что и 6-я Чайковского в бой не зовёт. Да, но она так богата, в ней вся жизнь, а в «Яблоках» лишь один её трагический срез. И симфония не рвёт душу, а каким то удивительным образом наполняет её. Приходится признать, что даже высоко образованные и одарённые личности, воспринимая жизнь с алкоголем как вполне, не только законную, но и интересную в смысле общения с друзьями, не могли прорваться к идее трезвости, как великого блага. Примеры Василия Белова, Валентина Распутина и Фёдора Углова в этом отношении по своему поучительны. Трезвость, конечно, имела место, но, увы, в штучном исполнении. И даже крупные деятели науки и культуры не могли повлиять на общий ход вещей. Только через год после гибели Высоцкого академик Фёдор Углов зачитал свой доклад в г.Дзержинске, который сдетонировал ощутимо широкое Трезвенническое движение(ТД) в Союзе ССР. Но даже пьяного ВСВ уже не было, не говоря уж о трезвом. Так что в пару к Углову к сожалению не нашлось трезвого трибуна масштаба ВСВ, а жаль.

Пьяный разгон Страны оказался так велик, что, во – первых, способствовал буйству масс по поводу даже не очень большого ограничения продажи алкоголя по Горбачёвскому Указу от мая 85 го, а, во – вторых, обусловил небывалый в истории России взлёт алкоголизации в перестройку и следующие за ней годы реформ. Подогревающим питие действием обладали регулярные два раза в году большие телепередачи, посвящённые ВСВ и особняком фильм «Спасибо что живой». Данная статья пишется в преддверии 39 –й годовщины со дня гибели Высоцкого.

По известности имени ВСВ в нынешней России несколько уступает только Юрию Гагарину( 35 и 32 %). Цифры могут оказаться лукавыми, но так или иначе солнечный Гагарин и мятущийся, рвущий душу закадычный пьяница ВСВ оказываются рядом. Что нам в этом может видеться?

Гагаринцы представляются наиболее нравственно здоровой частью народа. Фигура ВСВ ими воспринимается как одиозная, а песни его, исключая военные, с претензией на оккупацию чужой души. Томление духа им чуждо. Поклонников ВСВ много, они как раз склонны к рефлексии и душевному мазохизму. Это главным образом творческая и не очень интеллигенция, которая в массе своей сдала Советский строй. Не СССР, а именно социализм.

Вот такие неутешительные выводы, основанные на многолетних наблюдениях за разными людьми. Как бы хорошо было ошибиться, но маркёром негативной роли ВСВ в судьбе Страны – это попытка приватизировать ВСВ либеральной тусовкой. Это она не устаёт педалировать на советском негативе, беря в помощь Высоцкого. К слову: как «гнобили» ВСВ в Союзе блестяще осветил Захар Прилепин в 9-м уроке русского. Оказывается Партаппарат просто напросто берёг распоясавшегося барда, разбивавшего машину за

машиной и не спешившего платить налоги с сотен концертов.

Тем не менее феноменологичность ВСВ, как творца и его популизм на лицо. А его военные песни, подкреплённые сумасшедшей известностью фигуры, будут стоять на страже нашей Великой Победы. И за это ему огромное спасибо.

В заключение высказывание Фиделя Кастро о Советском Союзе: «Советский Союз-это великое благое государство.

Это самое чудесное, что создало человечество.

Это какая -то немыслимая сказка».

( Суть времени, 2016, № 188, с 4.).

А Высоцкий этого как то не заметил. «Лицом к лицу – лица не увидать».

19.07.2019г. Лев Козленко

1.0x