Авторский блог Александр Андрух 17:36 15 октября 2019

Вырваться из толпы

"по закону жанра все они (люди с особенными дарованиями), естественно, "родились не в своё время", равно как и не в надлежащем месте, и не в подобающем людском обществе или, как теперь выражаются, – системе, из которой, естественно, они всеми силами хотели бы вырваться, но, естественно, сил этих у них оказывается недостаточно"

Первой моей работой на сайте "Завтра", в которой я решился поделиться некоторыми своими соображениями по обозначенной теме (о чём ниже), была статья "Вырваться из системы". Это было давно. Это было пять лет тому назад. На днях перечитав её снова, я вдруг обнаружил, что, если бы теперь захотел разместить её на форуме, то мало что изменил бы в ней. Это удивило меня, потому что обычно на давно написанное смотришь как-то снисходительно, как-то свысока, с долей иронии и ухмылки: дескать, поди ж ты! ересь эдакую соорудил! Здесь же не тянуло на иронию и ухмылку, а захотелось вернуться к теме, но в несколько ином ракурсе, под несколько иным углом.

И вот под каким. Взросление человека (имею здесь ввиду не банальное становление в летах и формах, а, скорее, становление и взросление духовное – набирание духовной матёрости, читай мудрости, что, увы, происходит далеко не с каждым в точном соответствии с выражением: "Со старостью к человеку приходит мудрость… Но иногда старость приходит одна") как правило сопровождается некоторыми эпифеноменами. Не буду их перечислять, а лишь отмечу, что на первых ступенях среди них попадаются и как бы негативные, к числу коих можно отнести чувство этакого превосходства, этакой отгороженности от остальной массы людей т.с. непричастной к процессу, которая "не понимает, да и не может понять", "не вникает, да и не способна на это", "не ценит, да и не в состоянии оценить"! То бишь приобретается этакий синдром "маленького Наполеона" (как сказал бы наш Фёдор Михайлович; да и сказал в своём "Преступлении и наказании"!), одну из сторон проявления которого я в меру своих сил попытался разобрать в той своей давней статье.

Там в частности я писал: "по закону жанра все они (люди с особенными дарованиями), естественно, "родились не в своё время", равно как и не в надлежащем месте, и не в подобающем людском обществе или, как теперь выражаются, – системе, из которой, естественно, они всеми силами хотели бы вырваться, но, естественно, сил этих у них оказывается недостаточно". И далее: "Ошибочность самооценки подобного типа людей коренится в аберрации их осознания "СЕБЯ и мира", "СЕБЯ и общества", рассмотрение этих основополагающих категорий как разъединённых и никак не взаимообусловленных, как не коррелирующих друг друга и даже почти противоположных. Словом и проще говоря, подобные товарищи никак не желают находиться "в массе", как они полагают безликой. Им непременно, до болезненности, нужно быть "вне""вне толпы", "вне группы", "вне коллектива"... А коль уж некуда деться.., то обязательно найти своё место среди лидеров и вождей "людского сброда". Не всегда, а я бы даже сказал больше – почти никогда!, им такое не удаётся и, следовательно, конец один – бутылка, револьвер. Подобный выход и есть их выход из системы. Выход недостойный, с каплями соплей на носу, с примесью женской истеричности, с замесом мстительной обиды неоцененности на весь мир…"!

Затронутый тут тип "героев своего времени", всех этих чайл гарольдов, печориных и зиловых, имел и имеет место быть. Однако, кажется, что на смену ему пришёл тип более упрощённый и циничный ("не заморачивающийся"), более по-налимьи скользкий ("продвинутый"), более ловко-изобретательный ("креативный"), но вместе с тем и более маниакально уверенный в собственной неповторимости и даже величии ("ты этого т.с. достоин!"). Вырваться из толпы для таких называется "самореализацией". Т.е. остальное большинство людей мыслятся "самореализующимися" как сброд и стадо, ни на что не способная масса, годящаяся лишь на то, чтобы покорно повиноваться и внимать повелениям тех, кто изначально выше, умнее, способнее, т.е. тех, кто "самореализовался", кто относит себя к немногим избранным "креаклам", которые по определению должны вести толпу, руководить ею.

"Кому много дано, с того много и спросится"! Этот вечный для человечества закон приобрёл для подобных деятелей странный и даже противоположный смысл! Ибо в их головах произошло такое его завихрение, что каждый "самореализующийся" желает, чтобы ему было дано как можно больше, а спрошено было бы с него как можно меньше. И даже более того, именно максимально много имея этого дано, они стремятся с его помощью избежать соответственного спросится, что, при благоприятной и ними же выстроенной системе, им зачастую и удаётся! (Жаль только, что им не дано понять, что по большому-то счёту – спросится неотвратимо!). Именно в этом теперь состоит привлекательность высоких сановных чинов, популярности, влиятельности и прочих ныне как правило праздных, паразитических мест и должностей. В былые века было не так. Ведь тогда наделённые неординарной силою и умственными способностями люди, которых было меньшинство, брались защищать, обеспечивать необходимым нужды и саму жизнь, а уже как следствие этого, руководить остальным большинством соплеменников. Они по праву и по заслугам наделялись званиями и титулами. Они больше рисковали жизнью в боях с внешними врагами, тяжелее изматывались в трудах по благоустройству своего народа. Они несли за него огромный груз ответственности и того самого спроса перед своими людьми, перед самими собой, перед Богом. И у них было понимание такого своего положения, откуда и исходило чувство высокой ответственности.

Да ещё и относительно недавно, таких людей было немало, и работали они совсем не за звания и титулы! Вспомним, к примеру, фильм "Любовь земная" (о советском времени, 30-е годы). Там председатель колхоза Захар Дерюгин отрезал жене: "Пока последний из колхозников не переедет в новую избу, мы с тобой не имеем права на такую привилегию – будем жить в старой!". А у них детей – мал мала меньше…! (Не поленитесь провести параллели с нашими нынешними временами, с нашими теперешними руководителями: многие ли из них следуют подобным установкам?). И сомнительно, чтобы у людей подобных Дерюгину в их сердцах вместо переживаний и боли за других было одно лишь недостойное вульгарное чувство собственного превосходства.

Употребив выше (2-й абзац) к эпифеномену этого самого чувства превосходства наклонение "как бы", я тем самым оставил ему шанс для некоторого положительного смыслового оттенка, который состоит в том чувстве достоинства и несхожести талантливого человека с людской массой, о котором писал ещё Гёте: "Что же это, в самом деле? Другие в невозмутимом самодовольстве кичатся своими ничтожными силёнками и талантишками, а я отчаиваюсь в своих силах и дарованиях" ("Страдания юного Вертера"). То есть человек может чувствовать в себе мощь своего разума и духа, а значит и весомость своего достоинства, чувствовать, что ему дано больше, чем остальным! Но должен он чувствовать и понимать, что, если и пользоваться этим, то не в смысле пошленькой ростовщической выгоды, не в смысле иметь от этого разного рода дивиденды! В Библии сказано: "Даром получили, даром давайте" (Матф. 10:8)! И в истории лучшие люди так и поступали, отдавая все силы свои и дарования, а порой и саму жизнь, за ту самую тёмную массу, за то самое подавляющее большинство людей бесталанных! (О чём в частности я писал в своей статье "Дух истинного аристократизма").

Казалось бы – что это? зачем? Какой в этом смысл, когда человек одарённый жертвует собою ради людей косных и непросвещённых, коих и так великое множество? Нет ли тут некоего перегиба и своего рода расточительства? И кажется, что ответ лежит не так уж и глубоко: жертвенность эта исходит из подсознательного и интуитивного следования примеру Иисуса Христа, и как следствие – подсознательная и интуитивная уверенность, что именно так и должно поступать! Ибо это и есть то самое "Кому много дано, с того много и спросится"! Это и есть закон, согласно которому необходимо следует каждый человек, в особенности человек неординарный, человек с дарованиями! Это и есть закон, живя в соответствии с которым, такие люди приобщаются к высшим сферам и благодаря которому у них есть возможность спасения и обретения той награды, которой они заслуживают!

Жаль только, что такие вот соображения недоступны и не будоражат умы, не служат образцом и руководством к действию для касты нынешних "самореализовавшихся креаклов", ибо жалкие их потуги приобретательства и добывания "места под солнцем" ничего, кроме улыбки понимания и сожаления (а порой так и брезгливости) вызвать не могут. Посмотрите лишь на стайку всех этих весёлых до комизма персонажей, всех этих грефов и шуваловых, мутков и кудриных, набиулиных и силуановых, сечиных и иже с ними, так плотно вьющихся вокруг премьерчика и президента! О таких писал ещё Ницше: "…Они приобретают богатства и делаются благодаря этому беднее. Они хотят власти и, прежде всего, хотят обладать рычагом власти деньгами, эти несостоятельные.

Посмотрите, как лезут эти юркие обезьяны! Они перелезают друг через друга и сбрасывают друг друга в тину и грязь…

Все они стремятся к высшей власти: это их безумие, – как будто счастье в высшей власти!

…Поистине, кто обладает малым, тем менее им самим обладают..!" ("Так говорил Заратустра").

И понять-то их по-своему можно, ибо человек, будучи по сути своей Вселенной, Универсумом, способен и впитать в себя целую вселенную! Так предопределено ему Богом! Он должен усваивать и вбирать в себя что-то из окружающего его бытия, одновременно и созидая, положительно видоизменяя его! Другое дело, что именно он разумеет под этим что-то? Что именно он подразумевает под этим наполнением жаждущей души своей? Если это "небо в алмазах", то это одно! Если же кроме шмоток, особняков, блеска злата и власти он ничего не способен видеть, ни к чему не способен стремиться – то это уже совсем "иной центр тяжести", и …мы имеем то, что имеем.

P.S. Есть ещё один пунктик и предмет гордости для людей тщеславных – это родовитость. В наше время все словно помешались на этом, используя в качестве рычага, дабы "вырваться из толпы", пробиться в вожделенную касту избранных. В этом случае превозносятся уже не свои собственные достоинства, коих может не наблюдаться вовсе даже через мощный микроскоп, а достоинства предков, величие рода! Куда ни кинь – всюду потомки князей да баронов! Просто плюнуть некуда! И, увы, чаще всего и в подавляющем большинстве это потомки барона Мюнхгаузена.

Думается, что и это – суета и тщета. Ведь сказал же в своё время тот же философ: "Важно – не откуда ты идёшь, а куда!" (Ф. Ницше)…

………………………..

1.0x