Авторский блог Владимир  Бровкин 13:26 21 января 2017

ВИРАЖИ "СЛАВЫ"

По какому из этих двух путей пойдет Россия?

По какому пути пойдет Россия?

В судьбе всякой страны, большой или маленькой, есть национальные катастрофы.

И неизменные спутники их — изменники и предатели.

Какова же бывает судьба у наиболее «заслуженных» из них?

Какая о них память остается в памяти людской?

И ставит ли им памятники?

Как не странно — ставят.

Вот два красноречивых примера. Правда, не из отечественной истории.

Весьма поучительные.

Кстати, порой в изменники и предатели записывают у нас Колчака, Деникина, Врангеля и других персонажей отечественной истории, которым в России во время демократических преобразований, снося памятники вождям советской эпохи, спешно поставили памятники.

Деятелей как минимум авторитарных, жестоких.

Но как, видим, демократия любви к авторитаризму, даже колчаковского разлива, ничуть не исключает.

Что касается того, что назвать их изменниками и предателями, то я бы тут столь категоричным не стал.

Они присяги своей не нарушали, Родине они не изменяли.

Они — фигуранты гражданской войны.

При их упоминании вспоминается расхожая фраза в соцсетях и отвязанных СМИ, желающих Ленина унизить, и которого российская буржуазия все пыталась тоже в изменники и предатели записать:

«Ленин развязал братоубийственную войну».

На что я всегда, хохотнув, спрашиваю — это Колчак-то брат? Вот уж не знаю, кому он тогда братом приходился.

Хороши, впрочем, и иные «братья»…

Особых дел за ними на поле брани как у Брусилова, который перешел на сторону Красной армии, и которому тоже поставили очень даже приличный памятник, за ними не числятся, а вот в гражданской войне «братья» более чем расстарались. Особенно Колчак в Сибири… В каждом сибирском селе до сих пор стоят еще памятники тем, кого при нем расстреляли или замучили.

Куда как проще обстоит дело с изменником и предателем Власовым.

Присяге изменил? Изменил! На сторону лютого врага перешел? Да! Мало того не просто перешел, но и участвовал в боевых действиях.

А вот с Мазепой, которому ныне на Украине ставят памятники, дело ясное — изменник и предатель.

Правда в истории постановки ему памятника есть один нюанс.

Он стал героем нации, в результате национального размежевания во время демократических преобразований, когда изменников и предателей в срочном порядке стали перекрашивать в герои и ставить им памятники.

Мазепа — в числе их.

Может, и с генералом Власовым доживем до чего-либо подобного. Кто даст тут гарантию. Но вот по этой примитивной схеме его не перекрасить. Если только каким-то образом отыскать ему иную национальность и потом протрубить о том, что он не то жертва большевизма, не то русского шовинизма.

Если только какое-то размежевание не пойдет дальше. И у кого-то на героев будет край как дефицит.

На эту тему о том, ставят ли им когда, где и как памятники — натолкнуло меня стихотворение венгерского поэта Михая Вёрёшмарти.

Такими, вот, словами прославленный поэт «увековечил» одного из деятелей венгерской истории.

ПРОКЛЯТИЕ

Зовется Гёргеем* тот негодяй позорный,

Кто предал родину, свой долг презрев.

Так пусть всегда, везде, до гроба и за гробом,

Его преследует господень гнев.

Ста тысяч храбрых вождь, вождь пламенных героев

В победе славен и в беде велик!

А он отбросил честь, отверг он путь к величью.

Подножный корм найдя, к нему приник.

Ему вручен был меч карающий народа,

Народа сердце было вручено.

Он предал их врагу, как шалопай побитый,—

За плату, даром ли, не все ль равно.

.

Как видим и Венгрию бог ни героями, ни изменниками не обидел.

Но вы думаете тут все так просто?

Путь и без особых почестей, пусть и с небольшими неприятностями, Гёргей прожил долгий век. Читал лекции по химии. Кроме революционных наклонностей был он еще силен и в химии. И вообще он был приятный во всех отношениях человек. И уже в конце его жизни общество и родственники стали заботливо будировать всюду вопрос о его реабилитации. Открыв тучу обеляющих его фактов, и абсолютно игнорируя главный. Измена его объяснялась вынужденной мерой.

У нас подобная история была в случае с Зоей Космодемьянской.

На страницах «Правды» есть свидетельство почетного работника прокуратуры Российской Федерации, старшего советника юстиции Н.П. Астафьева, о том, что в конце 80-х — начале 90-х годов прошлого века когда в нашей стране проходила очередная волна реабилитации жертв политических репрессий, то в прокуратуру Московской области, где он работал, обратились с заявлением о реабилитации родственники лиц, осужденных за причастность к задержанию, избиению и выдаче немцам Зои Космодемьянской.

Ни более! И не менее.

В чем им, слава Богу, отказали.

А потом в Будапеште ему буржуазное правительство, потопившее Венгерскую советскую республику в крови, и восстановившее в стране монархию, как революционеру(!?) поставило памятник. И как полководцу — пост министра обороны, который он занимал непродолжительное время о чем-то да говорит.

Чин чином памятник, на коне.

В войну памятник пострадал.

Но с началом в Венгрии «демократических» перемен на прежнем же месте один к одному его восстановили. Педалируя снова на то — революционер, каких естественно не видел белый свет, а еще на то, это ведь так сегодня звучит душевно и трогательно — остатки первого памятника, какое варварство, — коммунисты пустили на памятник Сталину. Видимо того, изуродованные фрагменты которого они в 1956 году с радостным изуверством, не уступающем сценам крушения памятников Ленину на Украине, таскали с улюлюканьем по улицам и площадям с повешенными на фонарных столбах коммунистами.

А как же стихотворение Вёрёшмарти? Одно другому, что — не противоречит? Как назидание потомкам. Выходит — нет.

Но самое удивительное, что и Вёрёшмерти тоже сидит на постаменте в центре Будапешта.

Кстати у памятника Гёргею, все, как и положено, чин чином и культурно — венки.

Жму плечами — зачем Верешмарти стишок писал?

А второй персонаж на эту же тему припомнился мне из китайской истории.

В книге одного из ведущих советских китаеведов профессора, доктора исторических наук, первого заместителя председателя Центрального правления Общества советско-китайской дружбы О. Б. Рахманина «Из китайских блокнотов» мне запомнилась история о памятнике именитому изменнику и предателю, который был установлен в городе Чунцине на юге Китая.

На мою беду привести отрывок из этой книги я сейчас не могу, ибо книга где-то погрязла в моих книжных завалах, и сыскать ее — нужно время.

В Китае жил толи император, толи князь — всем изменникам изменник. Впору его даже назвать «заслуженным» деятелем в этой области человеческой деятельности. Чей позорный поступок принес неисчислимые беды стране. Хотя рекорды нашей страны, кажется, в свете нынешнего времени переплюнуть уже просто невозможно.

Книгу читал давно. Детали не помню. Только суть. В книге, кажется, даже была фотография этого памятника. Да и уж какой такой мне резон его вычурное китайское имя, вызубрив, помнить?

Китайцы поставили ему памятник с подтекстом, чтобы дать каждому китайцу возможность на этот памятник плюнуть.

И тогда я обратился к вездесущему Интернету. Предвкушая отыскать там детали этой истории и увидеть там, в полном блеске и памятник этому персонажу китайской истории и его имя.

Не может быть, чтобы такое да не выставили.

И чего я там не нагляделся, перерыв все.

А там ныне чего только не найдешь. На любой вкус и любой порок он твое любопытство, казалось бы, безоговорочно удовлетворит.

И парки просмотрел на всем юге Китая.

Увы! — памятник исчез.

И я вдруг понял.

Дело не в том, что я плохо искал. В парке развлечений эта фигура, скорее всего, в силу веления времени оказалась несвоевременной.

Только и всего.

Но внушительных размеров здание, с захлебывающимся комментарием — в виде мускулистого мужского полового члена — это было растиражировано там более чем объемно.

Ох уж эти шалуны-китайцы!

Но вернемся к России.

Россия — страна богатая. В ней всего навалом: нефти, газа, угля, урана, героев, предателей и изменников. А последние полвека в подтверждение сказанного тут рассыпаются просто праздничным фейерверком.

Вопрос тут вот какой — по какому из этих двух путей пойдет Россия?

Тем более нам ведь есть кого чествовать. Есть кому ставить памятники. Время реформ с лихвой побило все рекорды человеческой подлости, беспринципности и алчности.

Вот два примера.

Первый — венгерский.

Второй — китайский.

*«Гёргей Артур (1818—1916) — венгерский генерал, один из воена­чальников национально-освободительной войны Венгрии против Австрии 1848— 1849 гг.; был главнокомандующим революционной армии. На заключительном этапе борьбы вступил на путь соглашения с противником, завершившийся полным предательством — капитуляцией возглавляемой им армии. Имя Гёргей стало в Венгрии символом капитулянта, предателя».

Цитата из книги «Библиотека мировой литературы для детей»,

Москва, 1986

** «Никому не позволено пачкать святое имя»,

«Правда» № 1, 10-11 января 2017

1.0x