По какому пути пойдет Россия?
В судьбе всякой страны, большой или маленькой, есть национальные катастрофы.
И неизменные спутники их — изменники и предатели.
Какова же бывает судьба у наиболее «заслуженных» из них?
Какая о них память остается в памяти людской?
И ставит ли им памятники?
Как не странно — ставят.
Вот два красноречивых примера. Правда, не из отечественной истории.
Весьма поучительные.
Кстати, порой в изменники и предатели записывают у нас Колчака, Деникина, Врангеля и других персонажей отечественной истории, которым в России во время демократических преобразований, снося памятники вождям советской эпохи, спешно поставили памятники.
Деятелей как минимум авторитарных, жестоких.
Но как, видим, демократия любви к авторитаризму, даже колчаковского разлива, ничуть не исключает.
Что касается того, что назвать их изменниками и предателями, то я бы тут столь категоричным не стал.
Они присяги своей не нарушали, Родине они не изменяли.
Они — фигуранты гражданской войны.
При их упоминании вспоминается расхожая фраза в соцсетях и отвязанных СМИ, желающих Ленина унизить, и которого российская буржуазия все пыталась тоже в изменники и предатели записать:
«Ленин развязал братоубийственную войну».
На что я всегда, хохотнув, спрашиваю — это Колчак-то брат? Вот уж не знаю, кому он тогда братом приходился.
Хороши, впрочем, и иные «братья»…
Особых дел за ними на поле брани как у Брусилова, который перешел на сторону Красной армии, и которому тоже поставили очень даже приличный памятник, за ними не числятся, а вот в гражданской войне «братья» более чем расстарались. Особенно Колчак в Сибири… В каждом сибирском селе до сих пор стоят еще памятники тем, кого при нем расстреляли или замучили.
Куда как проще обстоит дело с изменником и предателем Власовым.
Присяге изменил? Изменил! На сторону лютого врага перешел? Да! Мало того не просто перешел, но и участвовал в боевых действиях.
А вот с Мазепой, которому ныне на Украине ставят памятники, дело ясное — изменник и предатель.
Правда в истории постановки ему памятника есть один нюанс.
Он стал героем нации, в результате национального размежевания во время демократических преобразований, когда изменников и предателей в срочном порядке стали перекрашивать в герои и ставить им памятники.
Мазепа — в числе их.
Может, и с генералом Власовым доживем до чего-либо подобного. Кто даст тут гарантию. Но вот по этой примитивной схеме его не перекрасить. Если только каким-то образом отыскать ему иную национальность и потом протрубить о том, что он не то жертва большевизма, не то русского шовинизма.
Если только какое-то размежевание не пойдет дальше. И у кого-то на героев будет край как дефицит.
На эту тему о том, ставят ли им когда, где и как памятники — натолкнуло меня стихотворение венгерского поэта Михая Вёрёшмарти.
Такими, вот, словами прославленный поэт «увековечил» одного из деятелей венгерской истории.
ПРОКЛЯТИЕ
Зовется Гёргеем* тот негодяй позорный,
Кто предал родину, свой долг презрев.
Так пусть всегда, везде, до гроба и за гробом,
Его преследует господень гнев.
Ста тысяч храбрых вождь, вождь пламенных героев
В победе славен и в беде велик!
А он отбросил честь, отверг он путь к величью.
Подножный корм найдя, к нему приник.
Ему вручен был меч карающий народа,
Народа сердце было вручено.
Он предал их врагу, как шалопай побитый,—
За плату, даром ли, не все ль равно.
.
Как видим и Венгрию бог ни героями, ни изменниками не обидел.
Но вы думаете тут все так просто?
Путь и без особых почестей, пусть и с небольшими неприятностями, Гёргей прожил долгий век. Читал лекции по химии. Кроме революционных наклонностей был он еще силен и в химии. И вообще он был приятный во всех отношениях человек. И уже в конце его жизни общество и родственники стали заботливо будировать всюду вопрос о его реабилитации. Открыв тучу обеляющих его фактов, и абсолютно игнорируя главный. Измена его объяснялась вынужденной мерой.
У нас подобная история была в случае с Зоей Космодемьянской.
На страницах «Правды» есть свидетельство почетного работника прокуратуры Российской Федерации, старшего советника юстиции Н.П. Астафьева, о том, что в конце 80-х — начале 90-х годов прошлого века когда в нашей стране проходила очередная волна реабилитации жертв политических репрессий, то в прокуратуру Московской области, где он работал, обратились с заявлением о реабилитации родственники лиц, осужденных за причастность к задержанию, избиению и выдаче немцам Зои Космодемьянской.
Ни более! И не менее.
В чем им, слава Богу, отказали.
А потом в Будапеште ему буржуазное правительство, потопившее Венгерскую советскую республику в крови, и восстановившее в стране монархию, как революционеру(!?) поставило памятник. И как полководцу — пост министра обороны, который он занимал непродолжительное время о чем-то да говорит.
Чин чином памятник, на коне.
В войну памятник пострадал.
Но с началом в Венгрии «демократических» перемен на прежнем же месте один к одному его восстановили. Педалируя снова на то — революционер, каких естественно не видел белый свет, а еще на то, это ведь так сегодня звучит душевно и трогательно — остатки первого памятника, какое варварство, — коммунисты пустили на памятник Сталину. Видимо того, изуродованные фрагменты которого они в 1956 году с радостным изуверством, не уступающем сценам крушения памятников Ленину на Украине, таскали с улюлюканьем по улицам и площадям с повешенными на фонарных столбах коммунистами.
А как же стихотворение Вёрёшмарти? Одно другому, что — не противоречит? Как назидание потомкам. Выходит — нет.
Но самое удивительное, что и Вёрёшмерти тоже сидит на постаменте в центре Будапешта.
Кстати у памятника Гёргею, все, как и положено, чин чином и культурно — венки.
Жму плечами — зачем Верешмарти стишок писал?
А второй персонаж на эту же тему припомнился мне из китайской истории.
В книге одного из ведущих советских китаеведов профессора, доктора исторических наук, первого заместителя председателя Центрального правления Общества советско-китайской дружбы О. Б. Рахманина «Из китайских блокнотов» мне запомнилась история о памятнике именитому изменнику и предателю, который был установлен в городе Чунцине на юге Китая.
На мою беду привести отрывок из этой книги я сейчас не могу, ибо книга где-то погрязла в моих книжных завалах, и сыскать ее — нужно время.
В Китае жил толи император, толи князь — всем изменникам изменник. Впору его даже назвать «заслуженным» деятелем в этой области человеческой деятельности. Чей позорный поступок принес неисчислимые беды стране. Хотя рекорды нашей страны, кажется, в свете нынешнего времени переплюнуть уже просто невозможно.
Книгу читал давно. Детали не помню. Только суть. В книге, кажется, даже была фотография этого памятника. Да и уж какой такой мне резон его вычурное китайское имя, вызубрив, помнить?
Китайцы поставили ему памятник с подтекстом, чтобы дать каждому китайцу возможность на этот памятник плюнуть.
И тогда я обратился к вездесущему Интернету. Предвкушая отыскать там детали этой истории и увидеть там, в полном блеске и памятник этому персонажу китайской истории и его имя.
Не может быть, чтобы такое да не выставили.
И чего я там не нагляделся, перерыв все.
А там ныне чего только не найдешь. На любой вкус и любой порок он твое любопытство, казалось бы, безоговорочно удовлетворит.
И парки просмотрел на всем юге Китая.
Увы! — памятник исчез.
И я вдруг понял.
Дело не в том, что я плохо искал. В парке развлечений эта фигура, скорее всего, в силу веления времени оказалась несвоевременной.
Только и всего.
Но внушительных размеров здание, с захлебывающимся комментарием — в виде мускулистого мужского полового члена — это было растиражировано там более чем объемно.
Ох уж эти шалуны-китайцы!
Но вернемся к России.
Россия — страна богатая. В ней всего навалом: нефти, газа, угля, урана, героев, предателей и изменников. А последние полвека в подтверждение сказанного тут рассыпаются просто праздничным фейерверком.
Вопрос тут вот какой — по какому из этих двух путей пойдет Россия?
Тем более нам ведь есть кого чествовать. Есть кому ставить памятники. Время реформ с лихвой побило все рекорды человеческой подлости, беспринципности и алчности.
Вот два примера.
Первый — венгерский.
Второй — китайский.
*«Гёргей Артур (1818—1916) — венгерский генерал, один из военачальников национально-освободительной войны Венгрии против Австрии 1848— 1849 гг.; был главнокомандующим революционной армии. На заключительном этапе борьбы вступил на путь соглашения с противником, завершившийся полным предательством — капитуляцией возглавляемой им армии. Имя Гёргей стало в Венгрии символом капитулянта, предателя».
Цитата из книги «Библиотека мировой литературы для детей»,
Москва, 1986
** «Никому не позволено пачкать святое имя»,
«Правда» № 1, 10-11 января 2017