Авторский блог Литературный Коллайдер 17:07 18 апреля 2016

Виктор Воробьёв: Россия - Святая земля

О проекте скульптора Виктора Воробьёва памятнике "Отечество"

Россия - Святая Русь − Святая земля! Другой Святой земли у нас быть не может!

Мы живем в России, мы привыкли к ее пространствам, ее границам. А какова была Россия до нас? Какими были ее правители и жители? Фотография отображает жизнь приблизительно лет 150, документальное кино еще меньше. Приходится обращаться к рукописям, к преданиям, но не всем это под силу, да и рукописи эти хранятся за семью замками. А знать, чтить, свято сохранять свою историю необходимо. Поэтому на наших улицах и площадях ставят памятники людям, событиям.

Недавно я увидела уникальный по своему замыслу и исполнению скульптурный проект, отображающий становление российского государства. Он настолько прост для восприятия, что возникает ощущение прогулки сквозь время. Зритель смотрит не со стороны, а сам становится действующим лицом, и даже кажется, что можно услышать, о чем говорят застывшие, словно на мгновение, скульптуры. Кажется, еще миг и они оживут.

Можно десятки раз рассказывать школьникам, студентам, какими были древние новгородцы, какой была Марфа-посадница, каким был царь

Иван III, его воины. Какими были главные события великой эпохи созидания государства российского, но лучше бы все это показать. А для этого надо возвести скульптурный ансамбль, не помпезный, а достойный и доступный, чтобы можно было не только смотреть, но и как бы попасть в гущу событий.

К сожалению, до сих пор не изобретена машина времени, но, некоторым людям она и не нужна, они свободно перемещаются за грань веков силой своей мысли и видят ту, давно прошедшую жизнь. Переполненные впечатлениями они возвращаются к нам и пытаются рассказать о том, что им довелось узнать. Именно таким образом Виктор Воробьев создал проект своего скульптурного ансамбля. Через пластику глины он передал эмоции, движения людей, духовные устремления России времен Ивана III. Он восстановил давно ушедшие мгновения, он дает возможность увидеть наше прошлое.

Виктор Воробьев – человек с поистине русской душой, безмерно любящий свое Отечество. Человек открытый, красивый, умный и интересный собеседник. Талантливый скульптор, художник. В его огромном доме на стенах холсты, а в мастерских – творится удивительное: там живет Россия 15-го века. Открываешь дверь − и такое чувство, что входишь в прошлое. Персонажи сейчас вздохнут и спросят: «А что, Вы, те, кому мы передали Великое российское государство, знаете о нас?»

Т.Веснина: Концепция вашего памятника, на мой взгляд, совершенно необычна. Ничего подобного я не видела. Обходя вокруг него, возникают каждый раз новые скульптурные композиции, люди, межу которыми идет определенный диалог. Это всё персонажи исторические, или Вы просто воссоздавали человека эпохи?

В.Воробьёв: Это, конечно, исторические персонажи. Памятник показывает жизнь людей того времени: во что они верили, на что надеялись. Одни из них оставили большой след в нашей истории, другие практически незаметный, но они тоже были нужны для общего замысла, для участия в каких-то событиях в великий период созидания России.

Т.Веснина: Этот памятник посвящен эпохе царя

Ивана III?

В.Воробьёв: Да, хотя какими-то намеками он отсылает нас и в домонгольскую Русь к Владимиру Святому, и к эпохе раздробленности, следствием чего стало монголо-татарское иго, скинуть которое удалось Ивану III Великому. И он же объединил все русские земли в единое государство, поставив точку в шестивековой, начиная от Рюрика, истории древней Руси. История России, как единого государства, началась с Ивана III. Подчеркиваю: древняя Русь – это раздробленное государство, конгломерат различных княжеств. Россия – это единое государство.

Первоначально страну стали называть Русией, писали же по-разному: и Руссия, и Роуссия, потом закрепилось названия Россия. Хочу обратить внимание, что Иван был не просто очередным великим князем, а основателем, или, что вернее, создателем государства. Он первый из русских князей не стал получать ярлык на княжение в Орде и позже вообще скинул монголо-татарское иго.

Во времена регентства Елены Глинской и малолетнего Ивана IV, литовский посол в Москве писал об Иване III, что тот был спасителем и творцом государства. За избавление от монголо-татарского ига русские считают его Святым. Сейчас, к сожалению, так уже не считают, церковь забыла об этом факте.

Т.Веснина: Почему Вы увлеклись именно эпохой

Ивана III?

В.Воробьёв: Еще с детства я полюбил историческую литературу, фильмы. И однажды, читая какую-то книгу, обнаружил, что была такая историческая личность как Иван Великий. Думаю, что за Иван Великий? Знаю, что на Соборной площади Московского Кремля есть колокольня Ивана Великого. А общеизвестны − Петр Великий и Екатерина Великая. И все, больше никаких великих.

Таким образом, я заинтересовался действительно величайшей личностью нашей истории. Его нельзя сравнивать ни с Петром I, ни с Екатериной II, потому что они вторичны. Они основывались на мощи созданного им государства. Он же, создавая его, опирался на Великое княжество Владимирское и Московское, которое само состояло из более мелких уделов, а оставил Иван после себя огромное государство − Россию.

Знаете, какой мой любимый вопрос с подковыркой: «А где была восточная граница государства Ивана III?»

Т.Веснина: Не представляю!

В.Воробьёв: На печати Ивана III 1497 г., с которой, как принято считать, вспорхнул наш двуглавый орёл, написано, что он Великий Князь Владимирский, и Московский, и Новгородский, и Псковский, и Тверский, и Югорский, и Вятский, и Пермский, и Болгарский, и иных. А Югра – это Ханты-Мансийский автономный округ, Тюменская область, т.е. уже Уралом. И дальше − до Тихого океана государств вообще не было. Но россияне того времени не ведали, что их граница находилась на Тихом океане. Поэтому когда казаки Е.Хабаров, С.Дежнев двинулись в те края, то и никаких государств на своем пути не встречали.

Кстати, в период правления Ивана III было отправлено несколько экспедиций в Сибирь. А вот после него вплоть до Ермака никто ею не интересовался.

Иван III выдал «лицензию» на соляной промысел Строганову. И Ермак, собственно, нанимался на службу к тем же Строгановым. Это была, выражаясь современным языком, поддержка предпринимательства, геологоразведки.

Вообще, интересно было узнать, каким образом нищая, раздробленная, со всех сторон окруженная врагами страна, не имевшая ни нефти, ни газа, ни металла, ни денег, вдруг на протяжении одного правления превратилась в независимое государство. При этом территория ее увеличилась более чем в 10 раз, а численность населения в несколько раз. И, заметьте, почти без жертв, что вообще не очень-то характерно для нашей истории.

Независимое государство, по-другому – это самостоятельная держава, самодержавие. Правление Ивана III – это установление самодержавия, суть коего в СССР была искажена. Кадры кинохроники запечатлели, как революционные жители Петрограда шли с транспарантами: «Долой самодержавие!» Однако во времена Ивана III самодержавием гордились. Любой нормальный человек гордится независимостью своей страны. При Иване III Великом наша страна стала Державой. И, кстати, после него все русские цари именовали себя самодержцами.

Т.Веснина: Центральная фигура вашего памятника изображает Ивана III. Складывается такое впечатление, что он мчится вперед на коне и посохом, зажатым в руке, зовет следовать за собой армию. Но тогда почему посох, ему скорее был бы нужен меч.

В.Воробьёв: Я очень много лет занимаюсь этой эпохой. И у меня Иван III изображен в образе Моисея. Это мое историческое открытие. Известно, что средневековые книжки смотрели на мир через призму Священного Писания. И как-то я задался вопросом: «Какой персонаж из Священного Писания соответствовал бы Ивану?» Получилась интересная вещь! Иван III правил около 40 лет или 43 года. Моисей тоже 40 лет водил свой народ по пустыне. Иван объединил русские земли в одно государство, и люди, его населяющие стали единым русским народом.

Помните, в фильме «Андрей Рублев» набег Талыча на Владимир, когда один из нападавших собирается зарезать местного жителя, а тот говорит ему: «Что же вы делаете, ребята, мы же тоже русские!» − «Какие вы русские?! Я тебе покажу, сволочь владимирская!» Так вот после правления Ивана III такое уже было невозможно. С внутренними распрями было покончено.

Дальше, Моисей вывел евреев из египетского плена, но можно прочитать это как избавил от ига. А Иван III положил конец монголо-татарскому владычеству. Моисею помогло Красное море, т.е. водная преграда, которая встала между ним и египтянами. Иван же три раза встречал войска ордынцев на Оке и на Угре. Закончилось все это великим стоянием на Угре, т.е. тоже была водная преграда.

Моисей победил Золотого тельца. Иван победил Новгород, олицетворение корыстолюбия, и заставил его элиту служить государству. Если до него элита прежде всего заботилась о себе, то тут на первое место вышло служение Отечеству. То есть следовало сделать выбор: служить либо Богу, либо мамоне. А Отечество – это не только земля, это Троица, наш символ веры. Таким образом, Иван всю жизнь выступал еще и как поборник веры. Он не дал отколоться Новгородской епархии. Он защитил нашу церковь от Унии, от поползновений Константинопольского патриарха, который отлучил нашего митрополита и запретил принимать из Византии кого бы то ни было. При Иване III уже стало устойчивой традицией выбирать своих Предстоятелей церкви.

Далее, имя Моисей означает «спасенный из воды». Когда фараон Египта Рамзес приказал убить всех еврейских детей, уцелел лишь младенец Моисей. Мать положила его в корзину, которую пустила плыть по Нилу. Дочь фараона нашла младенца и усыновила его.

Ивана тоже можно назвать спасенным из воды. Об этом повествует Львовская летопись. В то время как отец Ивана Василий II попал в плен к Дмитрию Шемяки, рязанский архиепископ Иона, выдал ему детей Василия, Ивана и Юрия, которые находились у него. Ивану тогда было 6 лет. И однажды Шемяка по пьянке задумал зашить Ивана и Юрия в медвежьи шкуры и утопить в Волге, но кто-то или что-то отвело эту угрозу. С моей точки зрения, это еще один пазл в мозаику о совпадении судеб Моисея и Ивана.

И, наконец, следует сказать о медном змее. Как известно, Моисей сделал штандарт в виде медного змея. После многих лет странствий по пустыне иудейский народ, ведомый им из Египта, стал терять веру и роптать, за что последовало Божье наказание − дождь из ядовитых змей, от смертельных укусов которых защищал штандарт.

Иван тоже создал своего медного змея. Под ним я подразумеваю иконостас с иконой «Отечество» в построенном Иваном III Успенском соборе на территории Московского Кремля. Перед этой иконой давали присягу все русские цари во время венчания на царство.

Хочу отметить, что при коммунистах слово Отечество не приветствовалось, его заменили словом Родина. Однако во время гражданской войны коммунисты, хоть и были безбожниками, выдвинули лозунг «Социалистическое Отечество в опасности». Они понимали, что даже неграмотный крестьянин знает, что есть Отчество и что его надо защищать. Да и вообще, об Отечестве вспоминали каждый раз, когда на Россию шли полчища завоевателей: Отечественная война 1812 года, Отечественная война 1941 – 1945 гг.

Икона «Отечество», мне кажется, имеет много смыслов. Во-первых, это Троица – Православный Символ веры: Отец, Сын и Дух Святой. Во-вторых, она находится в праотеческом ряду. А сам иконостас как бы представляет собой картину небесного мира, сотворение мира, вплоть до страшного суда. Наши цари и великие князья присягали перед этой иконой на службу Отечеству, служа коему, они служили и Богу.

Поэтому те, кто говорят, что у русских рабская психология, они не понимают, что имеются в виду рабы Божьи. Это и царь, и князь, и любой простой человек. А иностранцы, к сожалению, в этом разобраться не могут. Я полагаю потому, что у них нет такого понимания Отечества. Но и у нас, когда задаются этим вопросом, то Отечество прежде всего воспринимают как землю, а это на самом деле более глубокое понятие, достаточно сказать, что у всех нас есть отчество, а это тоже Отечество.

Отечество это то, что досталось нам от отцов: не только материальное, но и духовное. Отечество – это Отче наш, Молитва Господня. Патриотизм – это заповедь: «Чти отца твоего и матерь твою». А монументальное воплощение этой заповеди − памятник. Если вы похоронили родителей, то должны поставить им памятник. Иначе все ваши разговоры, как вы их любили, когда могила бурьяном заросла, превращаются в жалкий трёп. А у нас, к сожалению, до сих пор нет монумента создателю России.

Т.Веснина: Мне бы хотелось, чтобы Вы немного рассказали о скульптурных группах. Я так понимаю, что вот это, например, персонажи древнего Новгорода. Какова их история?

В.Воробьёв: Когда присоединили Новгород, враги Ивана были разосланы по монастырям или выселены. На их место приехали новые люди, может, не такие знатные, как изгнанные новгородцы, и эти новоприбывшие получили поместья из конфискованных земель. Поместье – это государственная земля, которая выдавалась за службу. Также поместье еще называли двором. И с того времени у нас появилось дворянское служивое сословие. Это я опять о том, как Иван победил Золотого тельца. Почувствуйте разницу!

Новгородские олигархи думали только о своем кармане, а на их землях расположилось несколько сотен дворян, которые впоследствии составили поместное войско.

Т.Веснина: В каком году вы приступили к созданию своего скульптурного ансамбля? И что Вы хотели им сказать?

В.Воробьёв: Это городской памятник. Поскольку мы с детства воспринимаем мир через образы, то он, во-первых, должен быть понятным, во-вторых, должен давать представление о той далекой эпохи, т.е. исполнять культурно-просветительскую функцию. И, в-третьих, он должен вызывать гордость за свое Отечество.

Почему у меня Иван ассоциируется с Моисеем? Куда Моисей привел в итоге евреев? В Святую землю. После того, как было покончено с монголо-татарским игом, Россия стала единственным в мире независимым православным государством: Россия - Святая Русь − Святая земля! Другой Святой земли у нас быть не может!

Это одна из заложенных в памятник идей! О Святой земле надо заботиться, ведь это Отечество. Ей надо служить.

Отечество − более сложное понятие, чем патриотизм, эту идею я выразил языком скульптуры.

Т.Веснина: Как я поняла, Вы сделали макет великолепного, грандиозного памятника, но, получается, только для себя?

В.Воробьёв: Я обращался с предложениями о его воплощении, но, оказалось, что это никому не нужно. Я же сделал такой проект, какой не делал никто. И тему взял такую, которой до меня никто не касался. Я не хочу быть вторичным. А наша общая беда именно в том, что зачастую мы повторяем то, что сделали другие.

Увидим что-то на Западе или еще где, − и давай повторять. Мне вспоминается один случай, который произошел в Риме. Российские туристы отправились побродить по ночным улицам итальянской столицы и вышли на Пьяцца Навона, украшенную тремя фонтами с подсветкой в стиле барокко. И вдруг слышу сзади голоса женщин из моей группы: «Боже мой, какая красота! И в какой клоаке живем мы!»

Понимаете, мне за державу обидно, потому что мы реально можем делать не хуже и даже лучше. Но мой опыт показывает: да, мы будем жить так, как живем. У нас найдут государственные деньги на съёмку каких-то сомнительных фильмов, воплощение ненужных проектов, на уничтожение которых будут опять же выделять деньги, потратятся на миллионные контракты с футболистами, не задумываясь, а что же останется?

По закону г. Москвы «О произведениях монументального искусства» либо проводится конкурс работ и тогда обеспечивается бюджетное финансирование, либо делается подарок городу. Понимая, что я человек никому не известный, никаких иллюзий насчет конкурсов я не испытывал. К тому же такие вещи на конкурс не делаются. Поэтому я нашел спонсора.

В 2014 году меня попросили предоставить фотографии моих скульптурных групп на выставке «Символы Отечества», проходившей на ВДНХ. Там же я выступил с лекцией по истории и рассказывал о своем проекте. Не скрою, имел большой успех.

И руководствоРосвоенцентра, которое устраивало выставку, посоветовало мне обратиться к нашему мэру С. Собянину с предложением о воплощении моего проекта. И что я получил в ответ? – «Найдите спонсора, − сказала мне одна чиновница, − а мы устроим конкурс». При этом чиновники ссылались на какие-то якобы традиции. Но какие могут быть традиции, когда есть закон. Кто может указывать спонсору, на какой проект, ему следует выделить деньги? В итоге я потерял своего мецената. Сейчас той… здесь надо запикать слово, уже нет в Департаменте культуры Москвы, и никто не вспомнит о ней. Но на моей работе был поставлен крест, по крайней мере, на несколько лет. Кстати, согласно недавно вышедшему закону о меценатстве, запрещено оказывать влияние на спонсора.

Еще у меня есть уникальная, необычная идея создать под памятником музей «Собирания России», аналога которому просто нет. Тут, конечно речь о том, как это подать.

Я вам уже упоминал о границе у Тихого океана, и это факт показательный. Почему говорят, что мы не потеряли ни одного народа? Почему говорят, что мы не ходили в завоевательные походы? Обратите внимание: все войны, которые мы вели, были или оборонительные, или карательные. Помните?!

Как ныне сбирается вещий Олег

Отмстить неразумным хазарам:

Их села и нивы за буйный набег

Обрек он мечам и пожарам;

Ещё многие века со времен Вещего Олега мы были вынуждены ходить в такие походы. И народы, населявшие земли соседей-врагов, понимали, что лучше жить с Россией в мире. Ханы награбят и умчатся, русские идут и мстят всем, кто попадался по пути. Поэтому местные народы не поддерживали разбойничьи набеги своих правителей и хотели войти в состав России. Когда их чаяния осуществились, то они оказались под защитой нашего законодательства.

Изданный Иваном Великим Судебник начинался со слов: «...посулов от суда и от печалования не иметь, а судом не мстить и не дружить никому», т.е. законодательство не предусматривало различий по религиозным и национальным признакам. Для Отечества все народы были равны.

Судебник Ивана III − первое законодательство единой страны (опять сходство с главным ветхозаветным пророком, через которого Бог людям дал Закон).

Т.Веснина: Вы так долго занимаетесь эпохой Ивана III, расскажите немного подробнее об этом русском самодержце.

В.Воробьев: Если бы в то время был орден Св.Георгия 1-й степени или орден «Победа». Причем орденом «Победа» награждали за фронтовую операцию, а орденом Св. Георгия 1-й степени за выигранную кампанию. Так вот, Иван III был бы рекордсменом по выигранным кампаниям.

Три стояния, когда он отражал татар, − это три войны. Походы по присоединению Новгорода, Твери, Казани (дважды), Верховских княжеств, Северской земли, части нынешних Украины и Белоруссии.

Еще поделюсь таким наблюдением. Об Иване говорят, что он был нерешительный, чуть ли не трусоватый. Это глупость кабинетных стратегов и диванных молодцов, ни на чем не основанная. Во-первых, полководец, глава государства, не обязан с мечом в руках находиться в первых рядах. А те, кто поступали так, плохо кончали. В эпоху Ивана III такими безрассудно храбрыми можно назвать Владислава Ягеллона, польского короля; Ричарда III, короля Англии; Карла Смелого, герцога Бургундского, которые во время битвы были изрублены настолько, что тел их не нашли. Правда, останки Ричарда III недавно были обнаружены. Но я хочу сказать, что их государства в результате гибели правителей находились на грани развала.

Иван Великий был чрезвычайно смелый человек и при этом очень хладнокровный. Он неоднократно тушил московские пожары. А что такое пожар в Москве того времени? Город − сплошь деревянный, ширина улиц

4 м. В Новгороде, например, в 1507 году пожар унес каждого пятого жителя. Поджоги тогда были оружием массового поражения.

Так что Ивану смелости было не занимать. Он своими руками тушил пожары. А надо сказать, что воды в ту эпоху не было. Люди растаскивали соседние здания и накрывали места пожарищ мокрыми шкурами. Один порыв ветра и никакая охрана не спасёт.

И еще наблюдение, касающееся Ивана. До него в период властвования монголо-татар их полчища постоянно жгли Москву. После царствования Ивана – то же самое, но это уже были набеги крымчаков. То есть жгут Москву и при Иване Грозном, и Федоре Иоанновиче, вплоть до 17-го века. Поэтому об Иване III можно фантазировать что угодно, но при нем враги до Москвы не доходили.

Если и нападали, то на какие-то окраины. Кстати, одним из прозвищ Ивана было Грозный, которое потом закрепилось за его внуком. Вообще, он рекордсмен по историческим прозвищам: Великий, − если возникнет вопрос, кто создал Россию, вспоминайте колокольню Ивана Великого, − далее Грозный, Святой, Державный, Правосуд. Он считался справедливым судьей, при нем был издан Судебник, свод законов. Еще одно сходство с Моисеем. Через Моисея Бог дал законы – скрижали. Иван дал Судебник.

Еще можно сказать, что при Иване появилось понятие Отечество. Не местническое, удельное, а именно вся Россия стала Отечеством. Мне кажется, это вечные, вневременные ценности. Если не понимать этого, как мы дальше будем жить? Можно, конечно, но чем-то будем напоминать животных, наверное.

Т.Веснина: Вы сказали, что Казань брали два раза, почему?

В.Воробьёв: Чтобы объяснить, надо рассказать, каким образом Россия избавилась от монголо-татарского ига, об этом особо не распространяются. Обычно как? Куликовская битва, потом стояние на Угре. А что было между ними и что было потом – опускается.

На мой взгляд, Куликовская битва − это скорее исторический миф, потому что никаких вопросов она решила. Иго как было, так и осталось. Войска темника Мамая потерпели поражение, но через два года пришел хан Тохтамыш, законный правитель Золотой Орды и обманом захватил Москву. Выходит, что после Куликовской битвы стало даже хуже. Дмитрию Донскому пришлось в качестве заложника своего сына отправить в Орду.

Москва начала возвышаться при сыне Дмитрия Донского Василии I, которому удалось сбежать из татарского плена. Однако бежал он не сразу в Москву, а через Литву. Там он посватался к единственной дочери великого князя Литовского Витовта, Софье, и получил согласие.

У Софьи и Василии было несколько детей, но умирали они рано и из мальчиков остался только Василий. После смерти Василия I, вопреки завещанию Дмитрия Донского, бразды правления достались малолетнему внуку Витовта тоже Василию. Однако согласно завещанию должен был править второй брат Василия I Юрий Дмитриевич или как его по-другому зовут в истории Юрий Звенигородский и Галицкий.

Тем не менее пока был жив дед Василия Витовт, самый могущественный государь из пограничных стран, никто о завещании не заикался. Но, как только Витовт умер, Юрий Дмитриевич тотчас предъявил права на трон. Чтобы не доводить дело до столкновения, решили спор уладить в Орде и посему направили туда посольство. Хан выдал ярлык на правление Василию, что послужило (опуская подробности) поводом к началу самой долгой феодальной войны 15-го века. Смута длилась в течение 20 с лишним лет. Нам ещё повезло, что и в Литве была такая же ситуация, а Золотая Орда под ударами Тамерлана и от бесконечных усобиц распалась на несколько ханств и её преемницей стала Большая Орда.

Московский престол переходил из рук в руки. То дядя свергал племянника, то Василий изгонял его из первопрестольной. В конце концов уже сын Юрия Звенигордского Дмитрий Шемяка сверг и ослепил Василия, за что тот получил прозвище Тёмный.

Возникает вопрос: за что Шемяка столь жестоко поступил с Василием? А за то, что до этого Василий ослепил родного брата Шемяки тоже Василия. Поводом послужило вероломное нападение войск Василия Юрьевича на расположение армии Василия II. Дело было в том, что они условились о дне битвы, перед которой решили дать отдых своим войскам. Но Василий Юрьевич исподтишка напал на Василия II и потерпел поражение. Василий же в ярости ослепил своего кузена. А потом Шемяка ослепил его.

Почему они ослепляли друг друга? Это византийская казнь. Она имела религиозный смысл. Дело в том, что слепой не может вести за собой людей, мол, какой ты пастырь, вожак, если ты слеп. Таким образом, отметались все претензии на власть. Когда Шемяка ослепил Василия и сослал в Вологду, ему казалось, что этим в вопросе о власти положен конец. Василий, кстати, даже дал ему присягу. Но в Кирилло-Белозерском монастыре от присяги его избавили. Настоятель сказал: «Я беру все на себя. Тебя неволей заставили присягнуть». Московское боярство тоже не захотело сидеть под шемякинским боярством. Кстати, оттуда пошло устойчивое выражение для несправедливого суда – Шемякин суд. Видимо, с правосудием у Шемяки было не все в порядке.

Прошло еще несколько лет и Шемяку отравили в Новгороде. Это случилось как раз в годовщину падения Константинополя. Бесспорно, для русских это было шоком. Святой город, центр мира, Царьград, захватили мусульмане. Такое событие было воспринято как наказание божье. Тем более что через 40 лет ожидали конца света. Потому что по тому летоисчислению это был 7000 год от Сотворения Мира. По Библии Богу надо было 7 дней для сотворения мира. А по византийским пророчествам погибнуть мир должен тоже в 7 дней, правда, один небесный день соответствует тысячи лет на земле.

Здесь опять хочу сказать несколько слов об Иване III. Он с 8 лет наравне со взрослыми ходил в походы, т.е. будущий царь и его приближенное боярство с детства знали военное дело. Профессионалы были такие, каких попробуй найди сегодня.

Тем временем из Орды изгнали хана, который давал ярлык на правление Василию II. Это хан был вынужден откочевать в район Казани. Там в 1438 году он образовал казанское ханство.

И начались набеги на наши земли со стороны новоявленного ханства. Василий II собрал небольшое войско, и под Суздалем русские схлестнулись с татарами, однако потерпели поражение. Василий II попадает в плен. Татары его отпускают, но за огромный выкуп. Между прочим, одной из причин, почему Шемяке удалось свергнуть Василия II, было недовольство выкупом. Однако здесь есть интересная подробность. Так как он попал в плен к казанцам то, значит, стал их вассалом. И тогда получается, что Василий дважды вассал одного и того же хана. Но первый раз он был вассалом Большой Орды, а второй раз – казанцев. Никогда наши князья не были у них вассалами, а этот вот умудрился.

Как же все-таки произошло освобождение от ига? В 1459 год татары из Большой Орды пошли на Москву. Ивану (будущему Ивану III) было 19 лет. Во главе войска он встречает их на Оке и далее не пускает. Были, конечно, случаи, когда наши воеводы останавливали ордынцев, но тут Великий князь, наследник.

В те времена памятников не ставили, поэтому митрополит Иона строит предел к Успенскому собору в честь Похвалы Богоматери в благодарность за победу. Спустя три года умер Василий Темный, а Иван III уже не поехал в Большую Орду за ярлыком. И это наша декларация независимости.

Впоследствии уже другой хан, хан Ахмат многократно пытался силой восстановить свою власть. И Иван III встречал его, то на Оке, то на Угре. Так было с Большой Ордой. Но ведь отец его, Василий, был еще и казанским вассалом. В 1467 году был предпринят первый крупный поход русских на Казань, который окончился неудачей.

В 1469 русские начали готовиться к новому наступлению на Казань. Осадили город, перекрыли доступ к воде, и казанцы запросили мир. Мир был заключен по всей воле Великого князя. Казанцы выпустили всех пленных, заплатили выкуп. Но здесь, обратите внимание, раз мир был заключен по всей воле Великого князя, это означает, что он снимает то, что ему перешло от отца, т.е. он уже не данник, не вассал Казани, он уже, по меньшей мере, равноправный. Но на самом деле в зависимость попала Казань. Она уже не имела права на международные сношения, которые шли бы во вред Москве.

Потом была вторая Казань. В 1487 году просто взяли и посадили на царство хана, который воспитывался в Москве. И перед тем, как стать властителем казанским, он принес присягу Ивану. Это важно. Потому что когда говорят, что Иван Грозный завоевывал Казань, то на самом деле он ее не завоевывал, он уже родился великим князем Булгарским (так раньше называлось Казанское ханство).

В условиях, когда весь мир православный был либо под турками, либо под католиками, появилось единственное независимое православное государство да плюс еще казанское ханство попало в вассальную зависимость от него.

Т.Веснина: Все, что вы мне рассказали, было у вас в душе. И Вы это воплотили в памятнике «Отечество». Скажите, какие Вы питаете надежды на то, что памятник будет сооружен в Москве?

В.Воробьев: Подобное делается Промыслом Божьим. Я только могу сказать: все, что было в моих силах, я сделал, − дальше нужна помощь государства. Для воплощения моего проекта необходим большой коллектив и большие средства. А то, что может сделать один человек, я сделал. И считаю, что сделал довольно много. Во всяком случае, над памятником 1000-летия Руси в Новгороде трудилось множество скульпторов. Персонажи были подобраны историками из Академии наук. Я же − все в одиночку. А подбор персонажей – это очень сложная работа. Вы выступаете как судья: надо взвесить и за и против. Надо четко понимать, что должен нести тот или иной персонаж. Словом, я выстроил определенную картину мира, и считаю, что она отражает Россию. А все дальнейшее уже зависит не от меня.

Т.Веснина: Вот такой у меня получился портрет художника, скульптора, но, с моей точки зрения, он будет не полный, если я не скажу о добром гении Виктора Воробьева, сподвижнице, ярой сторонницы его идей, супруге Ольге. Она невероятно милая, очаровательная, гостеприимная, хлебосольная, доброжелательная и, не ошибусь, если добавлю: беспредельно терпеливая. Ибо жить с большим Мастером непросто!

1.0x