Сообщество «Форум» 15:18 19 мая 2017

Выдающийся вывих

Музыка на радио "Орфей"

В ы д а ю щ и й с я в ы в и х

Музыка – это то, что Бог оставил нам от бывшего Рая

Термин: выдающийся вывих - принадлежит медицине, это смещение кости в суставе, когда «кости смещаются за пределы их нормальной подвижности», т.е. выдаются.

Выдающийся Ростропович – это вывих либерально-демократический. Особенно, когда виолончелист стоит с автоматом на груди, у танка, с которого выступает Ельцин. Здесь возможны уже любые определения: величавый, державный, монументальный…

Без эпитета выдающийся, никогда не произносилась фамилия Шостакович. Радио «Орфей» устраивала циклы передач: «От Гайдна до Шостаковича»; «Бетховен и Шостакович»; «Соллертинский и Шостакович»; «Шостакович и Есенин – «Чёрный человек». Далее - цепочка, обрывается. По-видимому, к нему подходит определение: «Искусство расцветает в неволе (которую ему постоянно навязывали, что абсолютно не соответствует действительности) и погибает на свободе» - француз Андре Жид.

Нам удалось слушать радио «Орфей» со дня его основания, с 1991 года. Мы купили радиоприёмник «Океан» 214, настроили его на волну радио «Орфей», и не переводили на другие радиостанции в течение многих лет. Четверть века – можно и поделиться своими впечатлениями.

В начале 90-х годов, передачи радио «Орфей» являли собой образец нашего высокого культурного наследия. Честно признаться – это удивительно, ибо в середине 90-х годов были утрачены все жизненные ориентиры, страна была потеряна, многие люди становились безвольными и спивались, даже те, которые были хорошо обеспечены, что касается деятелей различных кооперативов, которым были доступны шальные деньги. Страшные годы; отчаянный период…

Вот в эти годы, как чистая родниковая вода, спасало нас радио «Орфей». Приведу лишь некоторые наиболее яркие примеры.

В 1993 году пошёл уникальный цикл передач, которые вёл пианист Виктор Рябчиков, и который был посвящён фортепьянному наследию русских композиторов, «до глинковской» эпохи. Мы ничего об этом не знали: оказывается крепостных музыкантов было более 50 человек! В мировом справочнике – более 40-а, русских композиторов, многие из которых были крепостными.

Лев Степанович Гурилёв и Александр Львович его сын; Д.С. Бортнянский, И.Е. Хандошкин, А.Е. Варламов, А.А. Алябьев, слепой музыкант Алексей Дмитриевич Жилин… Короленко, видимо, о нём писал свою знаменитую повесть.

О композиторах вёл трепетный рассказ Виктор Рябчиков, и давал чУдную музыку, в качестве иллюстрации.

Гурилёвы – отец и сын были крепостными Орловых и жили в имении Отрада, что в Ступинском районе, где мы не однажды бывали. Что мы знаем из музыкальных произведений крепостных Гурилёвых ?

«На заре туманной юности, всей душой любил я милую…»; «Вам не понять моей печали…».

Вот, пожалуй, и всё. А Льва Степановича Гурилёва называли – русский Бетховен. Рябчиков играл его сонаты и прелюдию до-мажор… И говорил, что это аналог Шопена – ми-минорный концерт.

Лежит передо мной книжка: «Русские песни и романсы», издание – «Художественная литература», М., 1989г. Так вот в этой объёмной книжке не упоминается ни одна, из приведённых мною фамилий.

Другой пример. Мы знаем один романс А.А. Алябьева – «Соловей». У него более 450 сочинений, из них – восемь опер, один балет, оратории, кантаты, увертюры… В. Рябчиков

говорил, что Алябьев, с удивительными карими и добрыми глазами был пианист- виртуоз, и обладал прелестным тенором. Подполковник Алябьев не был крепостным. Дворяне в России обязательно владели клавиром, наряду с фехтованием и танцами.

В 1825 году ему предъявили тяжкое обвинение в «убийстве» помещика, при карточной игре, и он долгие годы провёл в тюрьме и ссылке. В тюрьме им был написан балет «Волшебный барабан». В. Рябчиков играл его великолепные мазурки…

Редкие произведения других русских композиторов: Алябьева, Аренского, Балакирева, Лядова.., радио «Орфей» давало только в исполнении Анатолия Шелудякова. Кажется, никто больше эту музыку не играет…

Постараюсь лишь только перечислить, о ком шла речь в цикле передач, ибо подробно писать о каждой личности – это совсем другой жанр.

В передачах рассказывалось о Александре Ивановиче Дюбюке и Джоне Фильде, о А. Григорьеве, о А. Верстовском и его женитьбе на Надежде Репиной. Кстати, они венчались в храме Симеона Столпника, что на углу Нового Арбата и Поварской улицы, где венчались П. Жемчугова с графом Шереметьевым, и много ещё знаменитых личностей. В этом храме отпевали Вадима Кожинова…

Что характерно в русской музыке, «до глинковского периода» - это, прежде всего: задушевность и певучая манера игры, где и тоска, и любовь, и печаль – «язык сердца»…

Виктор Рябчиков с таким репертуаром побывал во многих странах мира, и рассказывал, что люди плакали на его фортепианных концертах.

В далёком 1994 году, в юбилей 150 – летия, со дня рождения Римского-Корсаково (1844-1908), «Орфей» посвятил этой дате передачу, которую вела Марина Рахманова, с очень щадящими, краткими комментариями, и звучала музыка – весь день!! Восторг – неописуемый!

Только раз, за 24 года, что я слушаю радио «Орфей», явилась такая славная трансляция.

Весьма неожиданно. В этот год яростно крушили советскую систему, а заодно и всё русское, и вдруг великий мелодист Римский-Корсаков! Искусствоведа Марину Рахманову больше не слышал, никогда.

Буду краток. В те далёкие годы, благодаря радио «Орфей» мы узнали много интересного,

о забытых певцах: Николае Печковском, Иване Жадане, которые соперничали с Виталием Собиновым; впервые звучали их голоса…

Геннадий Голубин рассказал о Иване Васильевиче Ершове и его ученицы Софье Преображенской. Г. Голубин сделал несколько передач на радио «Орфей», но потом он вдруг пропал, как и М. Рахманова, и больше в эфире мы их не – слышали.

Прозвучала интересная передача о сотрудниках радиокомитета: О.Л. Пиотровской и Н.А. Казанцевой, которых я помню со времён Великой Отечественной войны. Чёрная тарелка радио никогда не выключалась в нашем доме, и всегда звучала русская классическая музыка. Оказывается сотрудники радиокомитета, в то время, не имели права на пенсию… Помню бас И. Петрова: «О поле, поле… и далее и …струны звонкие Бояна не будут га-а-ва

-рить о нём…». Он выпевал каждое слово, как и И.С. Козловский. Уникальная певческая культура!

А в 1950-51 годах я бегал к своему приятелю слушать записи Ф.И. Шаляпина. У него был патефон и практически все записи прославленного певца.

«Орфей» дал очень хорошую передачу о В. Давыдовой и Н. Ханаеве. В их исполнении прозвучала знаменитая сцена из оперы «Кармен». Развенчали пасквиль, о Вере Давыдовой. Я держал в руках (кажется год 1994) эту книжку, и сказал, что читать эту гадость не буду…

В одной из передач звучала редко, исполняемая музыка, Антона Аренского – фантазия на былинные темы И. Рябинина, для фортепиано с оркестром. Затем Балакирев – «Эсламей»…

В 50-х годах ещё выступали на сцене Большого театра, ныне совсем, забытые: Евгений Белов, Антон Григорьев, Алексей Большаков, Анатолий Арфёнов, Геннадий Пищаев, Ксения Держинская, Бранислава Златогорова, Софья Преображенская, Елена Катульская, Наталья Рождественская, Елена Шумская, Галина Писаренко, Тамара Милашкина, Константин Лаптев, Георгий Неллип, позже - Евгений Нестеренко… О них рассказывал «Орфей» и давал записи.

Не забываемая передача о Иване Михайловиче Скобцове, где прозвучал никогда, не слышанный мною романс: «…на речном песочке – долго милой дорогой, я искал следочки… Иван Скобцов - его дочь Ольга Ивановна Доброхотова, жена В. Федосеева. Великий дирижёр говорит о ней, что она «не просто верная супруга, но друг, помощник, и опора в работе».

Несколько запоминающихся передач были посвящены Валерию Гаврилину (!) – уникальный русский композитор! Один из его романсов, великолепно исполнила Ирина Богачёва, который удалось слышать единственный раз…

Трогательная передача о Марии Вениаминовне Юдиной (1899-1970)! Глубоко религиозный человек(!), недаром она говорила, что «играет с Евангелием в руках»; дружила с митрополитов Сурожским Антонием. Жила очень скромно, фортепиано брала напрокат, играла только музыку европейских романтиков. Регулярно подкармливала котов и кошек, что жили в подвале её дома. Помню её чУдное исполнение Ф. Шуберта, квинтет ля мажор «Форель».

Отпевали её в церкви Иоанна Воина, что на Якиманке…

Передача, посвящённая Виктории Ивановой прозвучала единственный раз; давали романсы в её трепетном исполнении. В течение последующих 20 лет, не слышал её ни разу.

Я ещё много готов перечислять фамилии русских певцов и музыкантов. Почему? Все они были не выдающиеся…

Не выдающиеся были: И. Козловский и С. Лемешев; Е. Образцова и Т. Синявская…

Есть мировые рекорды в спорте, есть великие достижения в науке и технике, которые порою, не повторяются. То же случается и в искусстве. Невозможно же повторить «Кармен», кстати, на русском языке, с Еленой Образцовой и Владимиром Атлантовым, где Образцова вышла на сцену босой, как настоящая цыганка.

Или: Любашу в «Царской невесте» Римского-Корсакова, в исполнении Тамары Синявской.

Или: Галину Ковалёву из Мариинского театра, в роли Виолетты, которая с К. Плужниковым пели в «Травиате», на русском языке; последний акт – потрясающий; завораживающий голос!! Уникальная – неповторимая певица!

Когда слушаешь оперы «Кармен» или «Травиату» на русском языке, а сейчас принято петь только на языке оригинала, то, кажется, что оперы написаны на русском языке и плохо переведены на иностранный язык.

Многоцветие великой музыкальной русской культуры!

Не выдающиеся: великие дирижёры – Евгений Светланов и Владимир Федосеев.., великие композиторы – Георгий Свиридов, Валерий Гаврилин, Тихон Хренников, Сергей Прокофьев, и даже Сергей Рахманинов…

В. Федосеев произнёс блестящую фразу: «Человеку, чтобы им быть, необходима внутренняя гармония, как «несущая конструкция» ДОБРА, а это могут дать ему только ВЕРА и КУЛЬТУРА».

Евгений Светланов – совершил настоящий подвиг, записав 500 дисков русской музыки.

Если проигрывать по одной записи в день, то потребуется полтора года, что бы услышать русскую музыку, в интерпретации Е. Светланова.

Музыка Валерия Гаврилина и Тихона Хренникова – не исполняются. Мелодичную музыку Т. Хренникова помню со времён войны: «…давным - давно», пели – давным давно…

В начале 2000-х годов издана книга Г.В. Свиридова: «Музыка как судьба». Почти 600 страниц текста. Выписал из неё несколько цитат. Вот яростный монолог Г.В. Свиридова о советской интеллигенции, и поэте А. Вознесенском.

«Сытый бунт. Сытые бунтари. Бунт сытых. Люди, выдумавшие себя…

Бунт мельчайшей советской буржуазии. Она хочет достатка и комфорта… вышла она со своей непомерной злобой и непомерным честолюбием нувориша, понимающего, что если не сегодня, то завтра будет поздно…

Прочитал стихи поэта Вознесенского, целую книгу. Двигательный мотив поэзии один – непомерное гипертрофированное честолюбие.

Непонятно откуда в людях берётся такое чувство. Собственного превосходства над всеми окружающими. Его собеседники – только великие (из прошлого) или знаменитые (прославившиеся) из современников, неважно кто, важно, что «известные».

Слюнявая, грязная поэзия, грязная не от страстей (что ещё можно объяснить, понять, извинить), а умозрительно, сознательно грязная. Мысли – бедные, жалкие, тривиальные, при всём обязательном желании быть оригинальным.

Почему-то, противен навеки стал Пастернак, тоже грязноватый, умильный…

Претензия говорить от «высшего общества»…

Малокультурность, нахватанность, поверхностность. «Пустые» слова: Россия, Мессия, Микеланджело, искусство, циклотрон, «хиппи», имена «популярных» людей, которые будут забыты через 20-30лет.

Пустозвон, пономарь, болтливый, пустой, бездушный, рассудочный, развращённый парень!..».

«О дирижёрской славе. Люди, заинтересованные в чужой славе, которую они надувают с целью получения славы для себя. Набивая цену чужой музыки, они как бы приобщают себя к грандиозности замыслов…» По этой указке можно узреть многих дирижёров…

Далее:

«…деловая, банковская, «антимузыкальная» страна – Англия…»

Л.Н. Толстой говорил хлеще: «Нация - сволочей», в своём эссе «О Шекспире и его драме».

«Культурная изоляция – благо!» Про наше время – увы, не состоявшееся.

«Когда вы любезны – вы вдвое противней» …

Г. Свиридов – могучий человек(!) Он ощущал пульс эпохи. Его музыкальная мелодия «Время вперёд» долгие годы предваряла новостную программу Первого канала ТВ. Казалось, он не любил Владимира Маяковского, но сочинял музыку на его стихи: «Патетическая оратория» - «Левой, левой…», ибо понимал, что стихи поэта явились могучим мобилизационным потенциалом для молодой советской инженерии, 30-х годов прошлого века, который недоступен нашему «рыночному» поколению…

Г. Свиридов говорил, что: « Моя музыка – некоторая маленькая свеча «из телесного воска», горящая в бездонном мире преисподней».

«Природа творит по законам музыки».

В начале нового века на радио «Орфей» всё изменилось: «Власть служит чужому дяде» говорил Г. Свиридов. Так оно и случилось. Пришли другие люди.

Русская музыка практически исчезла. Артистов и композиторов, которых упоминал в начале статьи, больше не пускали в эфир.

Самой исполняемым композитором явились Моцарт, Бах и его родственники: братья, дети, племянники, шурины, зятья и др. Баха с упоением играет Глен Гульд. Мне всегда хотелось, чтобы при исполнении Баха, рядом с фортепиано стоял контрабас, который давал ритм! Было бы блестяще. Бах - первый джазист! Его «Хорошо темперированный клавир» прекрасно ложиться в джазовые интерпретации.

И совершенно не возможно себе представить контрабас, рядом с исполнителем, который играет 12 миниатюр «Времена года» П.И. Чайковского, где мелодичность, душевность, и чистота русских просторов.

Музыку Моцарта проиграли, кажется, всю, т.е. весь каталог Kuhel. Если бы Моцарт был жив, получал бы неслыханные гонорары…

В отличие от хорошей музыки Моцарта, стали давать «музон» (именно музон, а не музыку) Генри Перселла, Д. Бестона, Гуммеля, Канабиха, Бакстехуде… Г. Перселл – упоминался, как английский Орфей, о нём говорилось с нескрываемым пиететом, с восторгом, благоговением, и придыханиями. Кстати, явился и ещё один «немецкий соловей» - Р. Штрайх, и ещё какие-то «соловьи» - теперь уже запамятовал.

Музыку стали давать только в исполнении английских и других оркестров: Лондонский симфонический оркестр, Королевский оркестр, «Оркестр Святого Мартина в Полях», Берлинский симфонический оркестр, и мн. др. Среди дирижёров также появились -выдающиеся и великие.

В 1998 году, в юбилей Евгения Светланова (1928-2002) - радио «Орфей» давало передачу: о выдающимся голландском дирижёре Вилли Менгельберге…

Вы знаете, кто такой Тревол Пинок? Этот с собачьей кличкой английский дирижёр до сих пор на радио «Орфей»… За музыку, в исполнении иностранцев, видимо, мы должны платить? Кто бы сказал - сколько это стоит?

Чтобы не утомлять читателя больше не буду приводить фамилии - великих и выдающихся…

Только одно, последнее замечание. Сегодня в эфир на радио «Орфей», вместо музыки, присутствует такое обилие говорунов: один из них Казинник – не знаю, кто такой. Он хватает микрофон и буквально заплёвывает его своим неуёмным темпераментом: Бах, Бах, Бах… По словам Г. Свиридова - карьера на чужом имени…

В заключение могу сказать только одно: Великая русская культура – вершина мировой цивилизации! Увы, как айсберг, спрятана - весьма глубоко…

1.0x