Шестой и финальный сезон популярного канадско-ирландского сериала про викингов стартовал 4 декабря минувшего года (на данный момент вышло уже 8 эпизодов, последний – 22 января 2020 года). И что характерно – круг почитателей телевизионной саги ещё больше интернационализировался.
Произошло это, как оно и было заведено у варягов, через вторжение. Новая территория, куда вторглись сценаристы Metro-Goldwyn-Mayer со своими персонажами – Древняя Русь. Время действия: конец IX века от Рождества Христова, перенос столицы древнерусского государства из Новгорода в Киев при Вещем Олеге, опекуне малолетнего князя Игоря.
Удивительно, но факт: телесериал «Викинги», первый сезон которого вышел на экраны в далёком марте 2013 года, оказался неожиданно (или, напротив, ожидаемо) популярен. Теперь уже трудно сказать – угадал или же подстегнул всеобщий интерес к эпохе норманнских походов создатель телевизионной саги, английский сценарист и режиссёр Майкл Хёрст. Но очевидно одно – историческими реконструкциями и фенечками из куриных лапок и кошачьих черепов дело не обошлось. На зрителей первой четверти XXI столетия обильно хлынули кровь и страсти персонажей (реальных и вымышленных) столетия IX.
В центре эпического действа – легендарный герой скандинавских саг конунг Рагнар Лодброк, его многочисленные жёны и возлюбленные, среди которых отметилась даже супермодель Алисса Сазерленд (Аслауг), и их сыновья: Бьёрн Железнобокий, Сигурд Змееглазый, Убба, Хвитсерк, Ивар Бескостный и другие. Именно Рагнар впервые предпринял (а впоследствии сделал национальным ремеслом) разбойничьи набеги (научно-исследовательские экспедиции) на близлежащие и отдалённые земли. Времена были простые – и древние скандинавы, возникая буквально из-под земли перед ошеломлёнными туземцами (англичанами, французами, итальянцами, арабами) заявляли просто: мы пришли за золотом, рабами, женщинами и едой. То есть никакой тебе защиты демократии и гуманитарных бомбардировок – всё честно и по существу.
двойной клик - редактировать изображение
Может быть, именно поэтому главные персонажи сериала оказались востребованы и близки современному европейцу: мужчины – прямиком из спортзала, в татуировках и пирсинге, с затейливой и ухоженной растительностью на черепах; женщины – мужеподобны и фертильны, с непредсказуемой сексуальной ориентацией по принципу «как пойдёт».
Я думаю, что феномен успеха сериала как раз в том, что в нём – европейцы увидели себя такими, какими хотели бы видеть. Только вместо обрыдших офисов и прочих техногенных реалий – в экстерьере экологического рая, где пища и удовольствия добывались не бессмысленным массажем клавиатуры, а простым ударом по голове – тех, кто выбрал неправильную сторону жизни.
И вот – в шестом сезоне обозначилась тема, которой, совершенно очевидно, было не избежать при рассказе о Средних веках и времени норманнов. Хотя бы потому, что именно Древняя Русь и её варяжские князья контролировала один из двух мировых торговых путей того времени, самый короткий маршрут из Северной Европы в Южную, знаменитый путь «из варяг в греки». Неудивительно, что и первая столица Руси (Новгород), и вторая (Киев), – были в разы больше (и богаче) тогдашних захолустий бывшей Римской империи вроде Лондона и Парижа.
И здесь – расширяя территорию и аудиторию сериала, голливудские чудотворцы вновь содеяли невозможное и заставили неровно стучать не только русские, белорусские и малороссийские (что ожидаемо), но и татаро-монгольские, а заодно и китайские сердца! Потому что буквально с первых же сцен шестого сезона перед зрителями появляются верные телохранители конунга Олега («Вещего») в татаро-монгольских шапках и малахаях. Возможно, это и казаки (la kozak). Но всё равно приятно.
Кругом, разумеется, снег. Он не тает на протяжении всех показанных эпизодов «про Русь». И это только начало.
Следом приходит очередь радостно содрогнуться зрителям полуторамиллиардного Китая, потому что несовершеннолетний княжич Игорь (равно как и половозрелый конунг Олег) любят играть в китайские куклы (даже не в матрёшки – la matrioshka). Что ж – у нас широкая душа. И земля – тоже широкая, вплоть до Китая. Всё ещё: самая широкая в мире.
двойной клик - редактировать изображение
Не оспаривая этого – дальше создатели фильма переходят к непосредственному восхищению.
И там, где закоренелый квасной патриот (или сегодня правильно говорить – пивной патриот?) увидит очередную развесистую клюкву a la rus, мы увидим нескрываемое восхищение стратегических партнёров нашими предками.
Так – голливудский Вещий Олег в образе российского актёра Данилы Козловского задолго до братьев Монгольфье осваивает воздухоплавание, и летает на шаре из коровьих шкур, наполненном горячим воздухом. Режиссёрам и сценаристам можно ставить твёрдую «пятёрку» за историю мирового кинематографа – «Андрей Рублёв» Тарковского просмотрен, и творчески переосмыслен. Со сдвигом во времени на 4-5 столетий назад.
Это должно объяснить неискушенному западному зрителю, почему русские первыми вышли в космос – уже в IX веке тянулись! Заодно оно должно примирить норвежского налогоплательщика с астрономическими тратами на приобретение американских истребителей F-35: выходит, русские летали уже тогда, когда их предки ещё на лошадях нетвёрдо ездили.
То, что конунг Олег ещё за столетие до Крещения Руси живёт в православном соборе-дворце со множеством главок, увенчанных восьмиконечными крестами, а его покои освещают аж целых два церковных паникадила – свидетельствует о неразрывности церковно-государственных скреп России на протяжении как минимум последней тысячи лет.
двойной клик - редактировать изображение
Стрельцы с бердышами из эпохи Ивана Грозного, охраняющие покои Олега Вещего, и его сценарная жена, сотворившая себе джакузи в крещенской проруби – убеждают юных брейвиков в неизменности всего русского, а главное подводят к самому заповедному североатлантическому тренду наших дней: Русские готовятся напасть на Запад. Всегда!
Объединение Норвегии под властью Харальда Прекрасноволосого перед лицом неизбежного нашествия русских – вот, пожалуй, главный посыл 6 сезона. Для тех, кто ещё не понял (Швеция, Финляндия – ау?). Русские обязательно нападут! И начнут обязательно со Скандинавии (тема страдающей Польши остаётся нераскрытой – и это минус). Кто там всё ещё колеблется вступать в НАТО?
То, что исторический Вещий Олег больше интересовался юго-восточным направлением в своих походах (Византию брал, Хазарию брал, закаспийскую Персию брал, Норвегию… нет, не брал) – не важно. На юго-востоке Европы все, кроме ПолуУкраины, куда надо уже вступили. И Греция, и Болгария, и Румыния давно в НАТО. Даже Турция формально участвует в этом миролюбивом военном клубе по интересам. А вот Скандинавия медлит.
Дождётесь ужо! – как бы намекают авторы фильма.
… В остальном финальная часть, то бишь обнародованные первые восемь эпизодов, вполне позволяет сказать об основном месседже сериала. Вне зависимости от того, продолжит ли Вещий Олег отплясывать a la kozak над трупами убиенных им братьев или же усвоит более благопристойные манеры душегубства у своих европейских сородичей.
Выводы таковы: белая Европа вполне себе созрела для «новой дикости» и даже жаждет её – отсюда такое обилие человеческой и жертвенной крови на объективах камер, лицах актёров, земле и воде, а также горы отрубленных голов, рук и прочих частей тела. Это не столько напоминание о боевой юности, сколько призыв к бодренькой старости. В сериале соблюдены и более того – освящены древностью – все основные тренды новоевропейской человеческой общности: феминизм и его логическое завершение в лесбиянстве (Лагерта и другие «девы щита»), садомазохизм и эвтаназия, тоже осмысленные до конца (тема «добровольных» человеческих закланий на фоне предсмертных соитий: похороны Лагерты), толерантность (город разграбили, муэдзина и мусульманскую мечеть не тронули: Флоки), русофобия (ну здесь всё понятно), сарказм по поводу европейского христианства и страх перед «христианством русским» (епископ-воин Хемунд, Вещий Олег), грибы и наркомания (Хвитсерк), «люди с ограниченными возможностями» (Ивар Бескостный), беспорядочное совокупление (все).
Из недочётов: тема мужской содомии недостаточно освещена, избиение жертвенных животных не находит достаточного осуждения (беспокоит затянувшееся молчание «зелёных»), недораскрыты проблемы легализации педофилии и зоофилии с опорой на древнейшие традиции. В общем, есть над чем потрудиться. Не исключено, что в оставшихся 12 эпизодах создатели коснутся этих острых вопросов, живо волнующих европейские умы и чресла. Но можем остаться и без ответа…
Отдельным пунктом можно порадоваться тому, что звёздный состав саги в 6 сезоне обогатился славянским элементом: помимо Кэтрин Винник (она же «Лагерта», она же Катерина Винницька), дочь украинскоподданного, родившегося в нацистской Германии и бежавшего оттуда в Канаду, в новом сезоне появляется прирождённый москаль (родился в Москве) Данила Козловский, он же «Вещий Олег».
двойной клик - редактировать изображение
Что характерно – даже здесь создатели умудряются попасть в тренд: в едином драматическом пространстве оказываются внучка «січового стрільца» армии Петлюры и внук лётчика-истребителя Красной армии, и хотя в кадре они не встречаются – но современненько…
В остальном же – как неоднократно уже было сказано и предсказано – самое непререкаемое ощущение от просмотра: вперёд!!! К радостному постапокалипсису с трансгендерами в звериных шкурах со стразами и топорами из компьютерных плат!
Европа уже готова. Остаётся, как всегда, главный вопрос: позволят ли русские?