Авторский блог Владимир  Бровкин 07:11 12 февраля 2019

веселая палитра

о тружениках карандаша и кисти с улыбкой

двойной клик - редактировать изображение

ВЕСЕЛАЯ ПАЛИТРА

о тружениках карандаша и кисти с улыбкой

Хорошая весточка из Новосибирска — пакет от друга и однокурсника Жени Прокопова, с которым когда-то вместе мы учились в институте в славном и прекрасном городе Новосибирске. Пакет с его книгой «Веселая палитра. Байки сибирских художников».

Надо сказать, что и Новосибирск для людей одаренных и творческих — не такая уж земля сверх обетованная, и чтобы что-то там сделать и как-то себя обозначить в этой жизни — там тоже надо более чем много попыхтеть и попахать.

И тем не менее, вот у моего друга что за спиной.

Вот короткая биографическая справку о нем из этой же книги, рассказывающая о том, чего он достиг:

«Прокопов

Евгений Васильевич

Родился в 1953 году в Новосибирске. Печатался с 1976 года в газетах и журналах, коллективных сборниках СССР, России, Украины, Латвии. Выпустил семь книг (проза, очерки о художниках, пьесы).

Член Творческого Союза Художников России и Международной Федерации Художников (секция: искусствоведение);

Член Союза писателей России; Член Союза журналистов России. Председатель Некоммерческого Партнерства «Сибирское культурное наследие».

А что? — не так уж это и мало.

К этому еще добавлю: Евгений — автор жестких социально-заточенных рассказов и повестей о том, как в трехмерном пространстве сегодняшних буден, на грешной нашей земле живет-колотится простой трудяга. Написанных нервно, неровным мазком. Что придает им особую прелесть. А главное — редкую свежесть. На фоне модного ныне всякого сумбура, всякого феерического полета фантазии, купеческих историй столетней давности — читать их интересно. Как ты сегодня живешь человек? — вот главный вопрос, стоящий в них всегда ребром.

Этот же вопрос трехмерно означен и в его взглядах на святую и грешную жизнь тружеников карандаша и кисти — а как ты на этой земле живешь, художник?

Сегодня кто-то в сетях с гиканьем и улюлюканьем раскручивает над головой как кота за хвост очередной новостью, жаждая затем ею шмякнуть о стену, толи о пройдохах, которыми полнится ныне весь свет в купе с информационным пространством. Толи о забубенно улыбчивых администраторах, осчастлививших своим присутствием регионы и ведущих их как бы к счастью. Кто-то строчит трактаты о державниках, которые вот еще момент, и должны выскочить как черт из табакерки и вознести державу к горним высям процветания и всеобщей любви при тотальной распродаже всего и вся. В долах ли и весях беззаветного скудоумия кто-то кого-то уличает и страстно желает натыкать носом, жаждая духовного просвещения всех и вся.

И порою до кошачьего мяукания хочется чего-то человечески простого, чего-то человечески незамысловатого.

Вот книга таких рассказов из жизни сибирских художников, окрашенных в цвета легкой улыбкой, где собраны истории из их жизни.

К сказанному стоит добавить, — что эта книга, по-приятельски, оформлена мною.

Вот пара баек из нее:

О ПОЛЬЗЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В ИСКУССТВЕ

Пригласил меня к себе в мастерскую один маститый художник, узнав о моих пла­нах написать о нем статью.

Пришёл я. Он открыл дверь. В ответ на привет­ствие, он прижал палец к губам и заговорщицким тихим голосом сказал:

— Тихо! Не шуми. Заходи скорее. У нас по мастерским ходит по­жарный инспектор. А у меня сплошные нарушения. Он в прошлый раз грозился опечатать мастерскую. Я прячусь от него. Не открываю.

По роду службы мне доводилось часто общаться с ин­спекторским племенем. Тут не до шуток: правила пожар­ного надзора писаны кровью.

А у маэстро сплошные нарушения: мастерская битком забита шкафами, стеллажами с папками, баулами, чемода­нами явно утильного вида. С устроенных, где только мож­но, антресолей свисают листы ватмана, картоны, рулоны с эскизами. Пути эвакуации, то бишь коридор, загромож­дены подрамниками, рамами, картонами. Огнетушителей нет.

— С огнём играешь, Семеныч! — тихонько пожурил я хо­зяина, бочком пробираясь к дивану.

— Да знаю я! А что поделать. Я ведь работаю!

— Ни дня без строчки, понимаю, — нескладно пошутил я.

— Мне не до шуток. Садись на кресло. Это для гостей. Тут освещение правильное.

— Да мне не темно. Не иголки подбирать.

— Садись, — настойчиво повторил он. — Изображу гостя дорогого.

Польщённый таким вниманием известного художника, я сидел, словно проглотив аршин.

Художник скоренько навел краски (палитра у него — в четыре цвета: синий, красный, жёлтый, чёрный), достал картонку 30x40 см и присел на детский стульчик в трех ме­трах от меня. Он приступил к работе, я расспрашивал его. Собеседник он интересный. Очень начитанный.

Через полчаса беседа закончилась. Работа над портре­том тоже.

— Ну как? — протянул он мне картонку.

— Я разглядывал очередную вариацию его излюбленного сюжета «гость в мастерской».

— Не похож! — простовато брякнул я.

— Что это тебе, фотография, что ли? Это образ!

— А-а.

— Дай-ка подпишу, — он забрал у меня картонку и каран­дашом четко стал надписывать.

Я заглянул ему через плечо. Надпись содержала мою фа­милию, инициалы, дату. И какую-то пятизначную цифру.

— Это что за цифра, Семеныч?

—Порядковый номер произведения. Хочу, чтобы не было путаницы, когда будут разбирать наследие. Люблю порядок. Учет нужен.

— Ты что, помирать собрался?

— Нам не дано знать времена и сроки.

— Это и в Писании сказано.

— Ну вот.

— А что за цифра огромная: 14834?

— Столько работ, такая и цифра! — гордо сказал мастер и стал укладывать подсохшую картонку в папку.

— Я думал, ты мне подаришь, — обескураженно брякнул я.

— Нет, не могу. Давай, что-нибудь поменьше подберу.

Он достал какую-то коробку из-под конфет и высыпал

передо мной десятка три открыточного размера листков ватмана.

— Выбирай!

Хотел я отказаться от столь щедрого дара, да неудобно как-то стало. Обидится еще маэстро.

Выбрал листок. Посмотрел на обороте. Там подпись, цифра еще старая, четырехзначная.

Работает человек.

двойной клик - редактировать изображение

НЕ ОТДАМ Я ЕМУ МАРГАРИТУ!

Известный новосибир­ский писатель рассказывал мне.

— Работал я тогда в изда­тельстве. Был редактором. Готовили мы к печати «Ма­стера и Маргариту» Булга­кова. Художник М. прознал об этом. Принес папку ри­сунков. Якобы давно мечтал иллюстрировать булгаковский шедевр.

Собрались мы на совет: директор издательства Ж., ре­дактор, то бишь я, и опытнейший художественный редак­тор М. Обсуждение в этом узком кругу проходило не без крепких выражений. Уж слишком необычно отнесся ху­дожник к героям великой книги. Серегина Маргарита была точь-в-точь как разбитная ляжкастая героиня недавно вы­пущенного им эротического календаря с похабными ри­сунками.

Почти все основные сцены и эпизоды романа бойкий иллюстратор умудрился «отразить», в работоспособности ему не откажешь.

Вот Азазелло вручает героине баночку с чудодействен­ным кремом. Вот Маргарита превращается в ведьму и ис­полняет роль королевы на великом балу сатаны. Вот ее за­ветная мечта осуществляется: Воланд устраивает встречу

Мастера с возлюбленной и возвращает им рукопись со­жженного романа.

Вот ночью Москву покидает группа летящих всадников; среди них не только мессир и его свита, но и автор романа о Понтии Пилате со своей возлюбленной.

Редактор, задыхаясь от возмущения, повторял:

— Это из­девательство! Я против глумления!

Художественный редактор объяснял позицию художни­ка:

— Он говорит, что он так видит героев.

У каждого, де­скать, своя Маргарита.

Редактор попытался прекратить спор:

— Пусть остается со своей Маргаритой, а читателям не нужны эти карикату­ры! Не отдам я ему Маргариту!

Но времена наступали другие, рыночные.

Директор издательства настаивал на скорейшем запуске в печать хотя бы и с такими иллюстрациями. Время — день­ги. Кредиты банковские надо отбивать.

Мудрый худред М. (много лет работавший с такими ти­танами книжной иллюстрации, как В. Чебанов, Ю. Ефимов и т. п.) предложил компромиссный вариант — дать молодо­му перспективному графику возможность донести до чи­тательской массы свое видение романа, а самые вызываю­щие карикатурные изображения голой Маргариты убрать.

На том и порешили. Книга вышла приличным для тех непростых времен тиражом.

двойной клик - редактировать изображение

1.0x