Вертикаль
Сообщество «Форум» 00:00 19 ноября 2015

Вертикаль

Самое странное в процессе объединения в том, что ему подвергаются те учебные заведения, которые обладают историей и уже успели неоднократно положительно зарекомендовать себя в течение многих десятилетий. Причём данные ВУЗы всё это время создавали и совершенствовали собственные учебные программы. Из их стен вышли сотни блестящих специалистов. Тем не менее, сейчас они по неясной причине вдруг оказались в чёрном списке. ВУЗы, которые в перестроечное время появлялись в подъездах жилых зданий и занимали порою единственную квартиру, как раз почему-то умудряются уцелеть. Здесь вновь напрашивается вывод о разнице в занимаемых ими площадях.
0

И снова у нас в стране сгущаются тучи над образованием. Как-то президент США Джон Кеннеди сказал, что Советский Союз выиграл соревнование в космосе за школьной партой. К сожалению, сегодня мы рискуем проиграть битву не только за освоение космического пространства, но и за наше будущее.

Когда-то мы гордились отечественным высшим образованием —оно по праву занимало первое место в мире. Сейчас идут бесконечные проверки, стены ВУЗов не покидают представители буквально кафкианских комиссий, которые занимаются сбором одних им ведомых данных. Заботятся ли эти люди об улучшении качества образования? Все факты, к сожалению, свидетельствуют о том, что преследуется иная цель.

Идёт повальное слияние ВУЗов. Недавно все узнали, что МАИ, многие годы бесперебойно поставлявший кадры для космической и авиастроительной промышленности, присоединён к крохотному авиационно-технологическому институту МАТИ. И ректором нового объединённого учебного заведения становится бывший глава МАТИ Александр Рождественский, который даже не имеет профильного образования. Он с некоей гордостью заявляет, что в наши дни для того, чтобы руководить ВУЗом, не обязательно быть профессионалом: нужно являться эффективным менеджером.

Схожая угроза нависла и над другими ВУЗами. Что, как правило, движет такими вот "менеджерами", и какова истинная цель слияния институтов и университетов? При минимальном анализе можно выявить очень простую причину, диктуемую элементарнейшими коммерческими приёмами: дельцам нужно побыстрее освободить площади и сдать их в аренду. Ректор-профессионал, который прекрасно осознаёт ценность ВУЗа и его значение для промышленности и науки, никогда не пойдёт на то, чтобы лишать вверенную ему образовательную структуру помещений, например, лабораторий или складов. У ректора-предпринимателя в голове одни цифры и помыслы о наживе, поэтому, скорее всего, он быстрее пойдёт на любые подлости.

При таких схемах в зоне риска чаще всего оказываются технические ВУЗы по той простой причине, что они обладают большими, в сравнении с гуманитарными учебными заведениями, площадями. Речь идёт о бесчисленных квадратных метрах, от которых так и веет коммерческой выгодой. Когда падают самолёты, иногда вспоминают о том, что наша авиация в прошлом имела успехи, превосходящие достижения всех мировых авиаконструкторов. Создавались даже такие машины, которые до сих пор остаются современными и обладают преимуществами перед нынешними Боингами и Аэробусами. Если совместить проблемы нашего государства и происходящее с техническими ВУЗами, то получается, что мы не просто пилим ветку, на которой сидим, а травим почву, из которой произрастает само дерево.

Самое странное в процессе объединения в том, что ему подвергаются те учебные заведения, которые обладают историей и уже успели неоднократно положительно зарекомендовать себя в течение многих десятилетий. Причём данные ВУЗы всё это время создавали и совершенствовали собственные учебные программы. Из их стен вышли сотни блестящих специалистов. Тем не менее, сейчас они по неясной причине вдруг оказались в чёрном списке. ВУЗы, которые в перестроечное время появлялись в подъездах жилых зданий и занимали порою единственную квартиру, как раз почему-то умудряются уцелеть. Здесь вновь напрашивается вывод о разнице в занимаемых ими площадях.

В прошлом серьёзный удар по образованию уже был нанесён вместе с введением Болонской системы, но наши ВУЗы его каким-то непостижимым образом его выдержали. Сейчас опасность подступила с другой стороны. Чем это кончится — пока неясно, но промежуточные результаты неутешительны. Наше высшее образование — тот золотой капитал, на котором до сих пор держится страна.

Другой пример деградации предоставляет спортивное образование. Совсем недавно прошёл чемпионат мира по спортивной гимнастике. Без слёз на эти соревнования смотреть было невозможно. Наши спортсмены не смогли занять ни одного призового места. В советские времена как в командных видах спорта, так и в индивидуальных мы были лидерами и, как правило, восходили на пьедесталы почёта. Сейчас наши спортсмены откатились на самые дальние позиции.

Воспитание будущих спортсменов тоже начинается со школьной парты. К сожалению, увеличение финансирования детских спортивных школ не помогло. Здесь беда в другом. Подавляющее большинство детских тренеров стало коммерсантами. То есть они привыкли получать деньги. Я знаю, исходя из конкретных реальных примеров, что современные тренеры берут в свои группы только тех детей, чьи родители ежемесячно оплачивают занятия. Таким образом, дворовому мальчишке без богатых мам-пап уже никак не попасть в секцию олимпийского резерва, несмотря на то, что он, быть может, невероятно талантлив.

Как излечить тяжёлое заболевание коммерцией? Вряд ли удастся найти простой ответ на данный вопрос. Тот, кто привык получать за свою работу большие деньги, не станет от них отказываться и переходить на фиксированную зарплату. Возможно, пути выхода из кризиса стоит искать в регионах.

Загрузка...

Комментарии Написать свой комментарий

К этой статье пока нет комментариев, но вы можете оставить свой