Сообщество «Экономика» 00:00 13 ноября 2014

Вертикаль

Дом Мельникова был рассчитан на проживание семьи из четырёх человек. Здание спроектировано под определённые, заданные нагрузки. В нём множество инженерных находок. Так, например, кирпичные стены конструктивно представляют собой ту же сетку, которая образует Шаболовскую башню. Фактически, это оболочка. Именно она дала необычную форму окон, буквально ставшую символом архитектуры авангарда, она родилась естественно, следуя за формой сетки. Мельников рассчитывал строения с упором на экономию, учитывая каждый кирпич.

В прошлый раз речь зашла о встрече двух великих русских людей — Шукшина и Мельникова. Ничего в жизни не происходит случайно, так же и это событие — когда человек, выросший в сибирской деревне, и человек, родившийся в Москве, встретились и обнаружили много общего во взглядах на культуру, на историю, на Россию.

Мельников — один из величайших архитектурных гениев. Среди наших архитекторов ХХ века таких неоспоримых светочей — двое: Мельников и Леонидов.

К сожалению, Мельников оставил после себя немного построек. Наверное, самым главным шедевром на сегодняшний день является его дом. Ещё сохранилось несколько гаражей и клубов. В последнее время судьба дома Мельникова вызывает значительные опасения. Ради этого архитектурного памятника туристы приезжают в Москву, для знающих людей это один из символов нашей столицы.

До прошлого года дом Мельникова был частной собственностью: там жила внучка архитектора Екатерина Викторовна. Поэтому посещение было практически невозможно. Здесь возникала сложная и спорная ситуация, касающаяся вопроса: как должен существовать памятник? Либо он должен продолжать выполнять заложенные в него функции, как и происходило до прошлого года, либо ему суждено стать музеем, но в таком случае его ожидают значительные изменения и некоторые потери.

Назрело скандальное положение. Часть дома с некоторых пор принадлежит музею архитектуры имени Щусева. Но там продолжала жить внучка Мельникова. Сейчас, после долгих судебных разбирательств, было решено освободить здание, соответственно, Екатерину Викторовну выселить. Это произошло как-то грубо, буквально насильственно. Большую семью выдворили из их дома.

Трудно в данной ситуации выбрать сторону, но характер предпринятых действий демонстрирует грубость и топорность, всё ненормально, неестественно. И это вызывает тревогу за судьбу дома. Казалось бы, свершилось благое дело — мы получили памятник архитектуры, который стал доступным для всех, но здесь есть множество нюансов и последствий, которые нужно предвидеть и учитывать.

Дом Мельникова был рассчитан на проживание семьи из четырёх человек. Здание спроектировано под определённые, заданные нагрузки. В нём множество инженерных находок. Так, например, кирпичные стены конструктивно представляют собой ту же сетку, которая образует Шаболовскую башню. Фактически, это оболочка. Именно она дала необычную форму окон, буквально ставшую символом архитектуры авангарда, она родилась естественно, следуя за формой сетки. Мельников рассчитывал строения с упором на экономию, учитывая каждый кирпич.

Кстати, пустоты сетки, незанятые окнами, заполнены строительным мусором. Получается, перед нами пример практически безотходного строительства. Помимо этого, в доме используются уникальные деревянные перекрытия из перекрёстных досок. Это решает одну из главных проблем круглой постройки, где соорудить перекрытия обычно довольно сложно.

Все эти деревянные конструкции, в том числе лестницы, эксплуатируемая крыша на одном из цилиндров дома, были рассчитаны на умеренную нагрузку, исходящую от членов семьи. И вот теперь этот дом может стать музеем.

Для того, чтобы музей окупался, а существуют мнения, что на сегодняшний день у нас в стране самоокупающихся музеев нет, нужна определённая и весьма высокая посещаемость. В общем, пять посетителей в день или даже двадцать проект совершенно точно не окупят. А нагрузки от большего количества людей оригинальные перекрытия могут попросту не выдержать. Дом Мельникова — жилой, он не рассчитан на массовое и регулярное использование. У него есть специальная угольная система отопления, которая является неотъемлемой частью памятника и за которой необходимо внимательно следить. В здании нужно поддерживать определённую температуру и влажность.

Поэтому как будет функционировать данный музей и какова судьба дома, пока что не ясно и это вызывает тревогу. Говорится о том, что государство возьмёт на себя часть финансирования. Заявление сомнительное, так как все мы знаем, что на культуру в наши дни выделяются ничтожно малые суммы. Государство отказывается от такого признанного международным сообществом шедевра, как Шаболовская башня, которая, к тому же, гораздо заметнее дома Мельникова — где она находится, знают все. Поэтому надеяться на то, что при создании музея будут произведены серьёзные финансовые вливания и продуманы пути рациональной эксплуатации архитектурного памятника, на мой взгляд, опрометчиво.

Дом Мельникова — шедевр отечественного авангарда — ждут непростые времена. Трудно сказать, не будет ли эта постройка через несколько лет утрачена вообще. Настораживает и тот факт, что этот архитектурный памятник передали в ведение музея Щусева, который и сам сейчас находится далеко не в лучшем состоянии.

1.0x