Авторский блог Роман Илющенко 20:21 21 февраля 2020

«Накажу, но помилую»

Православие и Великая Отечественная война

В год 75-летия Победы доставшейся нам невероятно высокой ценой, грех будет не вспомнить не только о миллионах, павших на этой войне, но и о случаях незримой помощи Высших сил нашим воинам.

Сегодня, благодаря снятию запретов на подобные публикации, сохранившимся устным и письменным воспоминаниям, большой исследовательской работе, можно смело утверждать о многочисленных, но несистематизированных фактах. Упомянем лишь о некоторых, связанных с известными людьми или событиями.

Грозное предупреждение

К слову, война началась в непростой для Русской Церкви день – 22 июня в 1941 году чествовались все Святые в земле Российской просиявшие - праздник, который каждый год отмечается в разные дни. Среди верующих (а их, согласно переписи 1937 года, оказалось 56,2% от всех взрослых граждан), было понимание того, что она попущена Богом, как наказание русскому народу за богоотступничество. Ведь в результате гонений на Церковь, религиозная жизнь в СССР перед войной почти прекратилась.

К началу 1940-х гг. в 25 областях РСФСР не было ни одного действующего православного храма, а в 20 функционировало не более 5 церквей. На Украине в 6 областях не было на одного храма, еще в 3-х действовало по одному. В Москве к 1941 году было разрушено 119 храмов, 67 использованы в хозяйственных целях, многие просто закрыты. Оставалось не более 5% от дореволюционного числа. Такая же картина наблюдалась в Ленинграде. А в рядах Союза воинствующих безбожников числилось 3 миллиона человек.

В конце 1930-х была провозглашена «безбожная пятилетка», в ходе которой планировалось закрыть последний храм и ликвидировать последнего священника. Только в 1937 ᴦ. было закрыто более 8 тыс. церквей, расстреляно около 60 архиереев, арестовано 150 тыс. священников, более 80 тыс. из них расстреляно.

Но все русские святые, от первых - князей Бориса и Глеба, до последнего - Иоасафа Белгородского, канонизированного перед революцией, выступили адвокатами - ходатаями перед Всевышним за Россию, прося о её помиловании. И Спаситель открыл свою волю через одного из старцев-монахов, закрытого советской властью Валаамского монастыря, братия которого бежала в Финляндию: «Накажу, но помилую».

Вяземская Ратная

О том, как катастрофически для нас развивался ход войны напоминать, думаю, смысла нет. Красная Армия, сильней которой «от тайги - до британских морей» никого не могло было, дралась в окружении, попадала в плен и отступала. Все довоенные планы от «бить врага на его территории» - до надежд на пролетарский интернационализм и сознательность немецких рабочих в солдатских мундирах, потерпели крах. Даже сам Сталин, по некоторым источникам, определённое время пребывал в прострации, устранившись от управления страной и армией. Но если это неправда, то все его попытки остановить наступление врага терпели неудачу.

Одно из роковых событий лета-осени 1941 года т.н. «Вяземский котел», когда в районе одноименного города в окружение попали сразу пять армий, свыше миллиона человек. Все знают обстоятельства этого события, достаточно подробно описанного в мемуарах и исторических исследованиях, но вот то, что выйти из окружения советским солдатам помогли Высшие силы – известно немногим. Об этом в частности свидетельствовал участник тех боев связист, рядовой Михаил Балаев, позже ставший насельником Троице-Сергиевой Лавры, схиархимандритом.

14 октября 1941 года – в праздник Покрова Богородицы группа солдат среди которых были верующие, пыталась вырваться из окружения в районе села Богородицкого, что под ураганным огнём противника долго не удавалось. Вдруг некоторые заметили Женщину, которая словно шла по верхушкам деревьев вдоль русла реки Курьяновки. Видели её не все, а те, кто увидел и поверил, что это не мираж, пригнувшись, побежали за ней. Несмотря на непрекращавшийся ни на минуту обстрел, никто из них не был даже ранен.

Пробежав таким образом около пяти километров, Женщина вдруг стала быстро удаляться, а солдаты поняли, что спасены и вырвались из окружения. В честь этого события в 2009 году была написана икона «Вяземская Ратная», которая сейчас находиться в Спасо - Богородицком женском Одигитриевском монастыре Вязьмы.

Тихвинская Морозная

Битва за Москву закончилась первой нашей серьёзной победой, позволившей не только остановить немцев, но и отбросить их на 100 и более километров от столицы. Ход сражения достаточно полно задокументирован, хотя дотошных историков ещё ждут свои «белые пятна». Очень много алогичного и необъяснимого скрыто в датах начала операции и ее ходе.

Как известно, контрнаступление началось сразу после праздника Ведения во храм Богородицы на Калининском фронте 5 декабря 1941 года в день памяти святого князя Михаила Тверского, убитого за веру в Орде в 1318 году. А на следующий же день, когда оно стало успешно развиваться, празднуется память другого князя-воина Александра Невского, которого И.В. Сталин публично призывал на помощь с трибуны мавзолея за месяц до этого!

По признанию руководившего операцией маршала Г.К. Жукова, высказанному им в интервью корреспонденту «Военно-исторического журнала» в 60-е годы, начинать контрнаступление тогда было по всем канонам нельзя из-за почти полного отсутствия танков и необходимого резерва. Но оно удалось! Немцы дрогнули и, впервые нарушив приказ фюрера, начали отходить, подгоняемые кроме наших лыжников, кавалеристов лютыми морозами и…?

Самое время вспомнить рассказ, услышанной мной лично от писателя Н.В. Блохина (1944 года рождения), позже ставшего священником и проживающего до нынешнего дня в Москве. Его отец был хорошим знакомым маршала авиации А.Е. Голованова – в 1941 году командира авиасоединения дальнего действия, любимца Сталина. Он, в присутствии маленького Коли рассказывал приятелю об устном приказе Верховного облететь с Тихвинской иконы Богородицы вокруг столицы. Это произошло на третьи сутки после начала контрнаступления. В тот же день, как сообщило Совинформбюро: «советскими войсками был освобожден город Тихвин».

В мемуарах генерала К.А. Мерецкова, чьи войска освободили город, вы не найдете внятного объяснения: как и почему буквально за один день был занят хорошо укрепленный населенный пункт (где к тому же находился штаб одного из соединений 16-й полевой армии Вермахта), который почти месяц до этого безуспешно пытались взять. В своём очерке «Тихвинская. Морозная» писатель со слов известных ему участников этого странного штурма двух приятелей-танкистов, первыми ворвавшимися в город, объясняет причину.

Немцев охватила странная паника и они оставили Тихвин практически без сопротивления. Данная икона, по некоторым сведениям, находиться сегодня в храме Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском, что близ ВДНХ. А в другом храме во имя святого князя Александра Невского, что в Подмосковном посёлке Ашукино, есть икона, посвященная этому событию.

Казанская Сталинградская

Следующее сражение – Сталинградская битва, которая длилась более полугода с июля 1942 по февраль 1943 и унесла жизни почти полумиллиона советских солдат и офицеров. Немцы и их союзники тогда потерпели сокрушительное поражения, потеряв убитыми, ранеными и пленными более 1,5 млн. человек.

Кажется, какая тут мистика, ведь всё довольно подробно описано и есть масса примеров подлинного героизма, когда люди умирая, свято верили данной ими клятве, что за Волгой земли для них нет. Но с другой стороны разве не было перед этим других священных рубежей: Днепра, Дона и грозного приказа Верховного: «Ни шагу назад!»

Всё так, но давайте дадим слово биографам и историкам. В интервью известному писателю Ю.В. Бондареву, маршал Г.К. Жуков признал факт, что по указанию И.В. Сталина вдоль Волги в самые трудные дни 1942 года совершался полёт самолёта с Казанской иконой Богородицы на борту. Видели эту икону и мирные жители левобережья о чём есть свидетельства. Перед ней же на левом берегу Волги служил молебны митрополит Киевский и Галицкий Николай (Ярушевич).

Вспоминали об этом и офицеры 62-й армии генерала В.И. Чуйкова, которые видели стоявшие в районе переправы иконы и портреты выдающихся полководцев России, перед которыми священство неусыпно служило молебны. Среди них, командир батальона 42-го полка 13-й дивизии генерала А.И. Родимцева (тоже верующего человека), лейтенант А.Е. Жуков, чьи подчиненные и захватили ставший известный в последствии «Дом Павлова». Есть информация, что и само контрнаступление 19 ноября 1942 года началось лишь после молебна перед Казанской иконой.

Но и это не всё. Мало кому известно, что едва ли не единственным уцелевшим зданием в Сталинграде был храм во имя… Казанской Божией Матери. Легендарный кормандар-62 тоже вовсе не был атеистом и после освобождения города заходил в церковь, ставил свечи, молился.

Ещё один реально подтвержденный факт из жизни В.И. Чуйкова нашёл автор составитель книги «Спаси и сохрани», одобренной Синодальным отделом Московской Патриархии по взаимодействию с ВС и правоохранительными органами, куда и вошли почти все описанные здесь случаи, недавно почивший А.И. Фарберов. Получив доступ к бумагам покойного полководца, он нашел среди них краткую молитву, написанную его рукой, которая, очевидно, была с ним в Сталинграде. Вот она: «О, Могущий день в ночь превратить, а землю в цветник! Мне всё трудное лёгким содей и помоги мне!».

двойной клик - редактировать изображение

Есть и ещё один вполне официальный документ, хранящийся в государственном архиве (ГА РФ.Ф.6991.Оп.2Д.16.Л.105.), который подтверждает… настоящее чудо. Это докладная записка уполномоченного по делам РПЦ в УССР тов. Ходченко, поданная на имя своего шефа полковника НКВД Г.Г. Карпова. В ней он докладывает, что прибывшие на Украину солдаты одной из частей 62-й армии, в массовом порядке свидетельствуют, что были очевидцами какого-то небесного явления в ноябре 1942 в Сталинграде, потрясшего их.

Об этом знамении нашлись подтверждения и других участников битвы. В их числе майор СМЕРШа Г.И Голубев, офицер Особого отдела Сталинградского фронта, который в тот день - 11 ноября 1942 года лично доставлял секретный пакет с одного берега Волги на другой. Он при свидетелях рассказывал о виденном им явлении над Сталинградом Богородицы с Младенцем.

Другой очевидец сохранил свои воспоминания об этом, оставив соответствующую запись в журнале посетителей музея-панорамы «Сталинградская битва». Есть и ещё зафиксированные на бумаге или на аудионосителях именные свидетельства. Имеется информация, что явление Богородицы – Мадонны видели в Сталинграде и наши противники: немцы, итальянцы, румыны.

Блокадная Ленинградская

В продолжении подтверждений фактов помощи Божией на войне, нельзя не вспомнить героическую оборону города на Неве. Жителям «колыбели революции» выпала страшная участь расплачиваться своими жизнями в блокадном Ленинграде за т.н. голодный бунт февраля 1917-го. Тогда имели место всего лишь временные перебои с чёрным хлебом, закончившиеся свержением законной власти. Но Бог не мстит, но только требует воздаяния.

Вместе с горожанами все 872 дня блокады добровольно находился Ленинградский Митрополит Алексей (Симанский), который так же, как и все они терпел голод, холод, рисковал жизнью. Утомленный годами старец ежедневно молился в Князь-Владимирском соборе перед главной святыней города – Казанской иконой (перенесённой сюда из закрытого властями Казанского собора, переделанного в музей атеизма), испрашивая у Богородицы и Её Сына прощение народу и даровании победы. В последствии Митрополит Алексей был награжден медалью «За оборону Ленинграда».

Установлено, что возглавивший в июне 1942 года Ленинградский фронт будущий маршал Л.А. Говоров с членами своего штаба регулярно посещал эти службы и тоже усердно молился. Существует предание, что с этой иконой совершили вокруг Ленинграда облёт по границам города, но, к сожалению, пока не найдено серьёзных документальных подтверждений этому. Есть, однако, письменные свидетельства солдат, видевших над городом образ Спасителя.

двойной клик - редактировать изображение

Благовещенская Кёнигсбергская

Сохранились зафиксированные воспоминания о чудесных явлениях и знамениях на Курской дуге, перед штурмом Кёнигсберга, а так же множество личных воспоминаний солдат и офицеров, о которых распространяться тогда было не принято.

Так о явлении Божией Матери на Курской дуге свидетельствовали самые разные люди, но отберем рассказ наиболее известных. В упомянутой выше книге А.И. Фарберова приводятся среди прочих свидетельство сына режиссёра Ю.П. Любимова – Никиты, который был свидетелем рассказа о явлении Богородицы. Звучит это в записи так: «… Мой дядя видел во время войны Матерь Божию. Это было на Курской Дуге. Она явилась на небе, сияющая, сделала рукой движение в сторону немцев, как бы указывая направление наступления. И с этого дня война пошла в обратную сторону… это видела вся рота, все упали на колени… уверовали, и дядя стал верующим»…

Кёнигсберг – мощнейшая город - крепость, оплот и цитадель прусского милитаризма, за который немцы дрались очень упорно, объявив её своим Сталинградом. Это понимало и советское командование. Для взятия города был сформирован 3-й Белорусский фронт, которым вскоре стал командовать маршал А.М. Василевский (сын священника). 16 марта 1944 года он представил на утверждение Верховному Главнокомандующему план операции штурма города, который не обещал быть лёгким.

Он начался накануне праздника Благовещения Богородицы 6 апреля в 9 часов утра, с мощной артподготовки. Затем, под прикрытием огневого вала в наступление пошли пехота, танки и самоходные орудия. Однако, оборона города, состоявшая из трёх колец, держалась стойко и перелома не произошло. И вот тогда, на следующий день, как свидетельствуют сразу несколько очевидцев, на командном пункте фронта, появились священники с иконами, впереди всех несли Казанскую.

Как вспоминал очевидец – артиллерист, сержант Дмитрий Хмель (ставший позже священником), находившийся в тот момент непосредственно в штабной землянке, где производил необходимые расчёты: «Наши командующие Крылов (Николай Иванович, командующий 5-й армией, генерал-лейтенант, участник Сталинградской битвы – Р.И.), Василевский, Людников (Иван Ильич, командующий 39-й армией, генерал – лейтенант, участник Сталинградской битвы – Р.И.) принесли икону Казанской Божией Матери, поставили на стол, склонив головы, помолились».

Затем, по приказу Василевского все присутствующие построились и сняли головные уборы. Священники отслужили молебен и пошли с иконами, хоругвями и песнопениями в сторону передовой. На удивление присутствующих, немцы на этом участке фронта стрельбу не открывали. По словам одного из участника атаки – рядового Николая Бугаенко наши солдаты с громовым «Ура!» бросились за ними и без потерь овладели доселе неприступными вражескими позициями. Немцы, взятые в плен, утверждали, что видели в небе Мадонну, а у многих заклинило оружие.

Победная Пасхальная

Накопилось немало материалов и свидетельств и об отношении к вере самого И.В. Сталина, который, как известно, учился в духовной семинарии. Не выразилось ли это и в его вполне церковном радиообращении к согражданам по случаю начала войны: «Братья и сёстры»? А почему бы собственно и нет, ведь Генералиссимус в отличии от рьяных гонителей Церкви, никогда не выступал активным богоборцем, что было свойственно, увы, многим в его окружении.

Известно, что с началом войны по его прямому указанию перестала издаваться атеистическая литература, прекратилась воинствующая антирелигиозная пропаганда, а в сентябре 1943 произошло неслыханное – в Советской России состоялся поместный Собор РПЦ на котором с 200-летним перерывом был избран Патриарх! Есть неподтверждённые документально сведения, что к этому шагу его подвигли письма православного митрополита из Ливана - Илии Карама, которому являлась Богородица. Найти эти письма пока не удалось, тем не менее установленный факт, что он трижды посещал после победы Советский Союз и даже был удостоен Сталинской премии.

Кажется, вполне уместны аналогии из евангельской притчи о возвращении к Небесному Отцу блудного сына Иосифа, который незадолго перед своей смертью имел многочасовую исповедь у Алексея, ставшего к тому времени Патриархом. Можно только догадываться в чём каялся большой грешник, ведь таинство исповеди не подлежит разглашению.

Подводя итог, нельзя не признать явное вмешательство Небесных сил в самую беспощадную и кровопролитную войну за всю историю человечества. И на наше счастье они были на стороне России, вымолившей и выстрадавшей своё прощение и Победу! Недаром она совпала со светлыми пасхальными днями – Воскресением Христовым, а посвященный ей парад прошел в Москве 24 июня в день Святой Троицы.

Об этих и других фактах небесполезно знать нынешним защитникам Отечества, для которых впервые в истории России в парке «Патриот» строится главный воинский храм Воскресения Христова. Его открытие и освящение приурочено к 75-летия Великой Победы. В нём, думаю, найдется место и святыням, спасавшим не раз Россию от вражеского нашествия – иконам Тихвинской, Казанской, Владимирской, Вяземской, другим; и документам – свидетельствам ветеранов и участников войны.

1.0x