Авторский блог Алина Уханова 21:08 13 марта 2017

Ведь это было так давно // И где-то там за небесами...(Н. Гумилёв) *

Стремление к внутреннему благополучию и преобразованиям в стране – вот основная движущая сила декабризма

Селенгинские просторы (https://yandex.ru/images/search?img_url=)

...Как воспеть эту землю, всё, что прожито-пройдено,
Всё, что в будни и в праздники именуется родиной,
Со степями широкими, с перелётными стаями,
С городами далёкими - молодыми и старыми?

Света тебе и радости, мира и благоденствия,
Верных друзей хороших, солнечных дней в судьбе.
Желаю тебе, земля моя, желаю тебе, земля моя,
Высокого неба ясного и счастья желаю тебе...
Л. Завальнюк

21, 22 февраля в утреннем эфире на канале Культура демонстрировался 2-серийный художественный фильм Свердловской киностудии "Нет чужой земли", 1990 г.

Как всегда, благодарна родителям. Они поняли, что это моя тема, рекомендовали посмотреть. Смотрю в интернете. Для заинтригованных и любознательных читателей даю ссылку на сайт: https://yandex.ru/video/search?filmId=12522994248863211637&text=%D0%BD%D0%B5%D1%82%20%D1%87%D1%83%D0%B6%D0%BE%D0%B9%20%D0%B7%D0%B5%D0%BC%D0%BB%D0%B8

Спасибо режиссёру фильма Барасу Халзамову за постановку, но особенно Владимиру Валуцкому за любопытный сценарий.

Вот кратко его содержание. 1839 год. Декабристы, братья Бестужевы Николай и Михаил, отбыли срок на каторге. Но ссылка продолжается, и Бестужевых переводят в заштатный городок Селенгинск. Они живут среди бурятского народа, занимаются просветительской деятельностью, сельским хозяйством, создают семьи...

А помните, Пушкин сделал зашифрованную запись: «Узнал о смерти Р.П.М.К.Б.-24-го». Вяземскому же писал открыто: « Повешенные повешены, но каторга 120 друзей, братьев, товарищей ужасна». На полях рукописей, рабочих тетрадей появляются рисунки: профили декабристов, виселицы. Перо выводит: «И я бы мог...».

Среди инициалов в записи Пушкина со школьной скамьи под литерой Б - известное имя Бестужева-Рюмина Михаила Павловича.

Бестужевы же с одинарной фамилией, следовательно, - среди 120 каторжан. Помню, в названном выше фильме упоминается, что братьев было пятеро.

Ранее в цикле лекций, заснятых на эстонском ТВ, "Беседы о русской культуре" 1988-1989гг. Юрий Михайлович Лотман в фильме 1-08 "Декабристы" упоминает фамилию Бестужевых в связке имён Александра и Николая.

Недавно я писала о двух братьях-декабристах Бобрищевых-Пушкиных. В романе "Сказания древа КОРЪ" С.А. Сокуров называет братьев-декабристов Беляевых.

Вот и ещё большая семья единомышленников.

(Под рукой книги Н. Эйдельмана "Пушкин и декабристы" и Л. Черейского "Пушкин и его окружение").

Их имена:

Бестужев, Николай Александрович (1791—1855)

Бестужев, Александр Александрович (1797—1837); он же - знаменитый писатель Марлинский.

Бестужев, Михаил Александрович (1800—1871)

Бестужев, Пётр Александрович (1804—1840).

Бестужев, Павел Александрович (1808—1846).

Как уже было сказано, в фильме речь шла о старшем и третьем братьях. Показан период их жизни после Петровского завода. Время же пребывания ссыльных на каторге нам известен по многим воспоминаниям декабристов. А также, к примеру, по фильму "Звезда пленительного счастья" В. Мотыля.

Из диалога Николая Бестужева с Константином Торсоном, другом, также отбывающим ссылку на берегах Селенги, нам становится понятно и название фильма "Нет чужой земли": "Земля чужой не бывает. Она не знает плох ты или хорош, она даёт всем поровну. А люди, люди могут сказать, что ты им чужой. Могут отвернуться, отречься, отказаться. Это от них зависит какая эта земля, родная или чужая. А без людей мы не выжили бы здесь".

Памятью же пребывания братьев Бестужевых на каторге стала Галерея акварельных портретов друзей-декабристов кисти Н.А. Бестужева. Об этом рассказано в документальном 18-ти минутном фильме студии Центрнаучфильм 1961г. режиссёра А. Гендельштейна по сценарию искусствоведа И.С. Зильберштейна "Во глубине сибирских руд" (https://www.net-film.ru/film-39228/).

Две акварели даю в качестве иллюстрации огромного труда.

двойной клик - редактировать изображение

Автопортрет Н.А. Бестужева. 1838г.

двойной клик - редактировать изображение

Н. Бестужев. Портрет И. Пущина. 1837г.

Галерея портретов декабристов, собранная И.С. Зильберштейном, хранится в Музее личных коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина.

О Михаиле Александровиче следует сказать как о составителе стенной азбуки. Тюремная азбука широко распространилась по застенкам России, была усовершенствована и применялась несколькими поколениями политзаключенных.

Бестужев Пётр Александрович, четвёртый из братьев, в 1825 году - мичман 27 экипажа, адъютант командира Кронштадтского порта и губернатора Кронштадта, так же, как и старшие братья, принимал активное участие в декабрьских событиях...По суду был разжалован в солдаты. Служил на Кавказе. В 1832 году комиссован по ранениям (психическому заболеванию???). Скончался в 1840 году.

Семнадцатилетний Бестужев Павел Александрович, самый младший, активного участия в событиях на Сенатской площади не принимал. Однако был сослан на Кавказ, где сначала юнкером, а затем офицером участвовал в двух кампаниях Кавказской войны. В 1835 году вышел в отставку. Скончался в 1841 году.
Известен усовершенствованием прицела Кабанова для артиллерийских орудий.

Ну вот! Пришло время поговорить и о втором брате дружного семейства, Александре Александровиче Бестужеве (Марлинском), декабристе и писателе.

двойной клик - редактировать изображение

А.А. Бестужев

Как раз этот знаменитый человек был в нашей семье первой бестужевской ласточкой с 80-х годов прошлого века. Весточку о нём нам принесла книга избранных его произведений. Наверное, старшему поколению памятна книжная серия "Классики и современники" (каэски), выпускаемая полиграфией во времена книжного бума для удовлетворения читательского спроса. Книга в тонкой обложке с жёлтыми от времени страницами издательства "Художественная литература" 1988 года сейчас является раритетом. Так сложилось, что она из этой серии в домашней библиотеке осталась единственной. (Остальные со временем удалось заменить на более долговечные, а эту - не случилось).

Считается, что лучший биографический очерк и полная оценка литературной деятельности Бестужева принадлежат Н.А. Котляревскому ("Декабристы кн. А.И. Одоевский и А.А. Бестужев-Марлинский", СПб., 1907).

У меня под рукой ещё три источника:

Лидия Чуковская. "Избранное. «Былое и думы» Герцена. Декабристы – исследователи Сибири. Н. Н. Миклухо-Маклай. Мои чужие мысли. Статьи".

Н. Лернер. А.А. Бестужев-Марлинский.

А.Л. Осповат. "Несколько слов об Александре Бестужеве".

Чтоб утвердиться в активности участия нашего героя в декабрьских событиях, наверное, достаточно, как пароль, назвать имя Кондратия Рылеева. Ещё в 1820г. А. Бестужев вступил в "Вольное общество любителей российской словесности" под председательством Ф.Н. Глинки, где и сблизился с Кюхельбекером и Рылеевым...

(Пушкин не был членом ВОЛРС. "... существует свидетельство П. А. Плетнева, что в ответ на его предложение принять Пушкина Ф. Глинка ответил: «Овцы стадятся, а лев ходит один»).

С Рылеевым Бестужев в 1823-1825гг. издаёт альманах "Полярная звезда", который у нас у каждого на слуху со школьной скамьи.

Как пишет Н. Лернер, на суде А. Бестужев пал духом и "первый сделал важное открытие о тайном обществе". Откровенность, о которой он впоследствии жалел, смягчила его участь, и после полутора годового сиденья в Петропавловской крепости и в одной из финляндских крепостей он был отправлен на поселение в Якутск.

А. Бестужев прибыл в Якутск 31 декабря 1827 года.

двойной клик - редактировать изображение

Зима в Якутии (https://yandex.ru/images/search?img_url=)

В ряде очерков, названных им «Отрывки из рассказов о Сибири», описывал этот край. Красота сибирской природы, живописные берега ее могучих полноводных рек, бесконечные просторы плодородных полей, тайга...

Наверное, он узнавал тогда места, описанные его другом Рылеевым, никогда не бывавшим в Сибири, в поэме "Войнаровский" и проецировал на себя переживания героя:

В стране метелей и снегов,

На берегу широкой Лены,

Чернеет длинный ряд домов

И юрт бревенчатые стены.

Кругом сосновый частокол

Поднялся из снегов глубоких,

И с гордостью на дикий дол

Глядят верхи церквей высоких;

Вдали шумит дремучий бор,

Белеют снежные равнины,

И тянутся кремнистых гор

Разнообразные вершины...

Всегда сурова и дика

Сих стран угрюмая природа;

Ревёт сердитая река,

Бушует часто непогода,

И часто мрачны облака...

...Горит напрасно пламень пылкий,

Я не могу полезным быть:

Средь дальней и позорной ссылки

Мне суждено в тоске изныть...

А вот и стихи Бестужева 1829г. :

ШЕБУТУЙ

(Водопад Станового хребта)

Стенай, шуми, поток пустынной,

Неизмеримый Шебутуй,

Сверкай от высоты стремнинной

И кудри пенные волнуй!

Туманы, тучи и метели

На лоне тающих громад,

В гранитной зыбля колыбели,

Тебя перунами поят...

Декабрист Михаил Лунин писал: "Настоящее житейское поприще наше началось со вступлением нашим в Сибирь, где мы призваны, словом и примером, служить делу, которому мы себя посвятили". Однако, Александру Бестужеву таковой деятельности было недостаточно. Патриотически настроенный, он рвался из ссылки в действующую армию на Кавказ туда, где двое его младших братьев тянули солдатскую лямку.

Неожиданно для ссыльного просьба его была уважена.

В апреле 1829 года о Бестужеве было отдано распоряжение: «определить на службу рядовым в один из действующих против неприятеля полков Кавказского отдельного корпуса… с тем, однако же, чтобы в случае оказанного им отличия против неприятеля не был он представляем к повышению».

Как читаем в одном из источников, солдат одного из кавказских линейных полков – рядовой Александр Бестужев жестоко страдал от ран, от лихорадки, от бесконечной муштры, от горьких мыслей об участи братьев. «Сколько познаний, дарований погребено вживе!» – писал он о Николае и Михаиле, отбывающих каторгу. Больной, ежечасно оскорбляемый, одинокий, Александр Александрович находил в себе силы писать – его бурные романтические повести печатались за подписью А. Марлинский в лучших столичных журналах. Они имели у публики шумный успех и давали автору возможность посылать деньги матери, братьям каторжникам и братьям солдатам. Но когда в 1836 году автор знаменитых повестей Александр Бестужев-Марлинский стал проситься «на службу по гражданской части, чтобы быть полезным отечеству и употребить досуг на занятия литературой», Николай I написал: «Не Бестужеву с пользой заниматься словесностью; он должен служить там, где сие возможно без вреда для службы».

Эти слова царя были для Бестужева вторым и окончательным приговором. Он понял, что на этот раз помилования ждать нечего.

«Могу ли, – писал он одному из братьев, – не проводя двух месяцев на одном месте, без квартиры, без писем, без книг, без газет, то изнуряясь военными трудами, то полумертвый от болезней, не вздохнуть тяжело и не позавидовать тем, которые уже кончили земное скитальчество?».

7 июня 1837 года, когда русская эскадра высадила десант на мысе Адлер, начальник экспедиции вызвал охотников на геройское дело: занять лес, где залег неприятель. Александр Бестужев шагнул вперед. Он кинулся в бой впереди цепи стрелков. Стрелки заняли лес, но смельчак-командир был изранен десятками пуль, десятками шашек.

Казалось, наступил в России "чёрный год". Судьба связала двух Александров одним годом смерти. А ведь ещё совсем недавно Александр Бестужев находился в Тифлисе, когда пришла весть о гибели Пушкина. Он писал тогда своему брату Павлу: "В монастыре св. Давида, на могиле Александра Грибоедова слушал я панихиду, которую просил служить в память Александра Пушкина... и Александра Грибоедова... Когда священник возгласил за убиенных боляр Александра и Александра, я заплакал, зарыдал; мне казалось, мне чувствовалось, что отец духовный уже поминает и меня..."

О своём знакомстве с Грибоедовым, а оно было недолгим, всего с июня 1824г. по апрель 1825г., Бестужев писал, по всей видимости в Сибири, в очерке "Знакомство моё с А. С. Грибоедовым", напечатанном в "Отечественных записках" лишь в 1860 году. Грибоедов с интересом следил за творчеством Бестужева.

А вот с Пушкиным (читаем у Л. Черейского) Бестужев познакомился ещё до высылки поэта на юг. Они встречались у А. А. Шаховского и в литературных кругах столицы. В 1822—1825 годах между ними завязалась переписка, в которой преобладали литературные темы.

В своих статьях Бестужев, как критик, высоко оценил «Руслана и Людмилу», «Кавказского пленника» и oco6eнно «Цыган»; считал последнюю поэму лучшей. Вместе с тем он отверг с позиции гражданского романтизма реалистический роман «Евгений Онегин». «Прощай, мой поэт, будь самим собою. Помни друзей, которые желают тебе счастья и славы»,— заключает Бестужев свое первое письмо к Пушкину.

Пушкину были близки критические статьи Бестужева, его смелые независимые суждения о русской литературе с передовых декабристских позиций. В одном из писем Пушкин назвал его «представителем вкуса, верным стражем и покровителем» русской словесности. В альманахах Бестужева (и Рылеева) напечатаны 15 стихотворений и отрывки из «Кавказского пленника», «Цыган», «Братьев-разбойников» и «Евгения Онегина».

Летом 1829 года Пушкин и Бестужев были на Кавказе. «Мы встретились с ним на Гут-горе, не узнавши друг друга»,— признавался позднее Пушкин. О том же писал и разжалованный декабрист: «Я рвал себе волосы — с досады,— сколько вещей я бы ему высказал».

В 30-е годы литературная известность Бестужева-Марлинского, по свидетельству Белинского, «росла с чудовищной быстротой». Увлечение им было всеобщее. Марлинского называли «Пушкиным в прозе» и даже «царем прозы». Пушкин же называл его русским Вальтер Скоттом и думал, что он в России будет "первый во всех значениях слова" (влияние Бестужева на Пушкина отмечено в "Выстреле", "Дубровском").

Сохранилось 9 писем Пушкина к Бестужеву, 1 письмо Бестужева к Пушкину и краткая приписка Бестужева в письме Рылеева к Пушкину. Их переписка свидетельствует о принципиальном различии в понимании задач современной критики и литературы. (http://az.lib.ru/p/pushkin_a_s/text_1825_perepiska_s_marlinskim.shtml).

С библиографией писателя за неполные сорок лет жизни можно ознакомиться на сайте:
(http://az.lib.ru/b/bestuzhewmarlins_a_a/) "Собрание сочинений".

1837, 1840, 1846, 1855, 1871гг. - крайняя граница жизней братьев Бестужевых.

С уходом из жизни в 1871 году в Москве единственного вернувшегося из ссылки Михаила Бестужева засохла ещё одна веточка на древе "дум высокого стремленья".

И дум и дел земных цари,

Часы, ваш лик сияет страшен,

В короне пламенной зари,

На высоте могучих башен,

И взор блюстительный в меди

Горит, неотразимо верный,

И сердце времени в бесчувственной груди

Чуть зыблется приливом силы мерной...

"Часы". А. Бестужев

P.S.

Как говорят источники: "У декабристов не было единого понимания о дальнейшем пути политического развития, о целях, а также необходимых мерах по достижению поставленных задач".

Война 1812 года свела дворян-офицеров с простыми тружениками – в защите Отечества, и поэтому заставила их задуматься над судьбами России и ее народа. Поэтому стремление к внутреннему благополучию и преобразованиям в стране стало основной движущей силой декабризма.

В одном из ранних набросков своего конституционного проекта П. И. Пестель писал: «Любовь к Отечеству – сей источник всех государственных добродетелей и сия сильнейшая подпора существования и благоденствия царств».

Предтечей же для успешного проведения восстания некоторые руководители заговорщиков (декабристами их в то время ещё не называли) считали цареубийство.

Вспомним известную оду А.С. Пушкина "Вольность", написанную 18-летним юношей, только что окончившим учебное заведение. А конкретно вот эту строфу из неё:

...Самовластительный злодей!

Тебя, твой трон я ненавижу,

Твою погибель, смерть детей

С жестокой радостию вижу...

Боюсь, что я не выскажу своё отношение к ней лучше, чем написал Борис Акунин: "В школе меня, помню, мутило от «Оды к вольности». Нам ее читали в усеченном виде, пропуская строфы про «преступную секиру», казнившую бедного ЛюдовИка. И получалось, что это поэт говорит от своего собственного имени: «Твою погибель, смерть детей с жестокой радостию вижу». Я был мальчик с живым воображением и сразу начинал представлять, как Пушкин – с бакенбардами, в крылатке – стоит и потирает ладоши, глядя, как революционеры убивают маленьких царевичей и царевен.
В истории множество раз происходило одно и то же: люди, уверенные, что сражаются на стороне Добра, стремились искоренить Зло до донышка, выдернуть все корешки, чтобы сызнова не проросли. «Корешками» часто оказывались ни в чем не повинные дети венценосных злодеев, иногда совсем маленькие.
Не знаю, стоит ли «высшая гармония» слезы ребенка (может, и стоит – дети легко плачут и быстро утешаются), но вот детской крови точно не стоит. Тем более, что на детских костях никакой гармонии не выстраивается. Да и тем, кто выпалывал такие «корешки», история обычно платила той же кровавой монетой".

(http://borisakunin.livejournal.com/101544.html)

Слава Богу, этого в 1825 году не случилось.


Сосны за дальним логом –
Можно глядеть часами!
«Тронулись, что ли, с богом», -
Крикнул капрал и – в сани.

В дымке морозной кроясь,
Встали под крик солдатский –
Так завершалась повесть,
Начатая на Сенатской…

Как объяснить, что было,
Знает ли кто, что сталось?
Вёрсты ползут уныло,
Сколько ещё осталось?

Меньше бы крови было,
Да лёд на Неве непрочен.
Вышла на силу сила!
«В чём же был план неточен?»

Что не сказал оратор,
Высказал залп орудий.
Сам Государь Император
не скоро о том забудет,

Как, от зарниц кровавый,
Снег залепляет очи.
«Господи, боже правый,
В чём же был план неточен?"

Меряя пол шагами,
Распределяли роли…
«Эй, шевели ногами!
Заснул на морозе, что ли?»

Снова пуста дорога, -
Зимний пейзаж российский.
До ближнего до острога
Путь далеко не близкий.

Жившие не балами –
Новой святою верой,
Бряцают кандалами
Русские офицеры.

Кто и кому в угоду
Скорый успех пророчил?
Спешке цена - свобода.
«В чём же был план неточен?»

Падали, но вставали –
Рано пока что гнуться,

Там, на суде узнали:
Не суждено вернуться.

Но не погибла Вера
Даже в работе адской!
Так продолжалась Эра,
Начатая на Сенатской.

"Декабристы". Прокофьев

http://www.stihi.ru/2007/01/09-1669

Примечание:

* строки из романса композитора Александра Луначарского на стихи Н. Гумилёва, прозвучавшего в фильме "Нет чужой земли".

1.0x