Авторский блог Владимир Винников 15:25 26 сентября 2018

Вчера мы съели ваше, а теперь будем есть каждый своё

речь Трампа в ООН: национализация прибылей, глобализация убытков

Когда 45-й президент США, выступая на Генеральной ассамблее ООН 25 сентября 2018 года, заявил о том, что его администрация за неполные два года своей работы добилась большего, чем все предшествующие за двадцать лет, по залу пробежал смех, и этот момент зафиксировали все мировые масс-медиа.

«Не ожидал такой реакции. Ну, что ж…» — сказал довольный произведённым эффектом Дональд Трамп и продолжил свою почти 34-минутную речь, в ходе которой уже всем стало не до смеха.

«Окопная война»

Здесь следует отметить один небольшой, но очень важный нюанс.

Изначально планировалось, что выступление Трампа состоится уже после того, как станут известны результаты «предвыборного» заседания комиссии ФРС по открытым рынкам (FOMC), на котором должно быть принято решение об изменении учетной ставки. «Предвыборным» оно названо потому, что это последнее заседание FOMC перед промежуточными выборами в США 6 ноября, следующее назначено как раз на 7—8 ноября, а величина учетной ставки сильно влияет на экономическую ситуацию в Америке и, соответственно, на настроения американских избирателей.

Это заседание было намечено на 24—25 сентября, но в последний момент ФРС перенесла его на 25—26 сентября, то есть сдвинула на один день. И поэтому Трампу пришлось выступать перед представителями мирового сообщества в состоянии полной неопределенности, исходя лишь из самого вероятного развития событий (в данном случае — повышения учетной ставки ФРС на 0,25%, до 2—2,25% годовых). Это сильно сказалось и на его уверенности в себе, и на энергетике его речи, и — самое главное — на ее содержании.

Действующему хозяину Белого дома, который неожиданно для себя оказался в положении «ведомого», пришлось обойтись, что называется, «без акцентов» и нигде не рубить сплеча. Подобная «окопная война» — это не стиль Трампа, поэтому на трибуне ООН он был внутренне скован и не слишком убедителен. Но представленная им, пусть и в «демо-версии», программа дальнейших действий официального Вашингтона на мировой арене все равно заслуживает внимания.

Америка — равнее всех

Начал он, как отмечено выше, с перечисления своих внутриамериканских успехов: в экономику США вернулось 10 трлн долл., снизилась безработица, в том числе среди этнических меньшинств, создано 4 млн новых рабочих мест, в том числе более 500 тыс. в промышленном секторе, приняты рекордные военные бюджеты в 700 и 716 млрд долл., Америка стала сильнее, безопаснее и богаче, чем была до Трампа. В этом пассаже, конечно, присутствовала доля самовосхваления, но его главная цель была иной — придать больший вес словам настолько сильного и успешного политического лидера.

После чего американский президент перешел к основной части своего выступления. Если кратко передать его смысл, то он будет приблизительно таким: «Вчера мы съели ваше, а теперь будем есть каждый своё».

Конечно, в формулировках Трампа это звучало иначе: «Америка выступает против глобализма, за патриотизм», «Америка не будет принимать иностранные товары в процессе несправедливой торговли, увеличивая свой торговый дефицит», «Америка не будет никого защищать без справедливого вклада этих стран в свою безопасность», «Америка не будет оказывать помощь тем странам и международным институтам, которые не признают наши интересы», и так далее.

Самым ярким моментом здесь была угроза в адрес ОПЕК, вернее Саудовской Аравии: американская военная поддержка этой страны будет прекращена, если мировые цены на нефть продолжат расти. Про выход США из Совета ООН по правам человека и непризнание ими юрисдикции, легитимности и компетенции Международного уголовного суда (МУС) в отношении американских граждан даже говорить не приходится.

Также из слов Трампа следовало, что США не будут указывать другим странам, как им жить и что делать, но вот Западное полушарие, в полном соответствии с доктриной Монро (от 1823 года), — это полностью «наше дело», и сюда вход иностранным государствам будет запрещен. Ну, и понятно, есть агрессивные государства и правительства, которые мешают миру и процветанию во всем мире, а также вызывают возмущение у населяющих их народов. Это прежде всего Иран, Венесуэла и (по умолчанию) Сирия с Кубой (которая названа «спонсором» Венесуэлы!).

Есть также преступные идеологии, которые сеют коррупцию и насилие во всем мире, — это социализм (привет Китаю и, наверное, Вьетнаму!) и коммунизм. Таким государствам, правительствам и идеологиям Америка, приверженная идеалам свободы и демократии, всегда противостояла, противостоит и будет противостоять, а потому призывает все нации мира следовать своему примеру. А кто не с нами — тому отключим газ (то есть прекратим помощь и введем санкции). Но в целом все нации в мире равны, Америка — равнее всех, поэтому давайте жить в мире, согласии и процветании, у кого как это получится…

Афоризм Гейне

Наша страна в речи Трампа была упомянута лишь однажды, да и то — через Германию, которой якобы грозит полная энергетическая зависимость от России; слово «Путин» не прозвучало вообще. Китай тоже был упомянут единожды — как государство, которое с помощью плановой экономики и прочих нерыночных преференций демпингует на мировом рынке. И, хотя лично Трамп с большим уважением относится к своему другу, председателю Си, это неправильно и подлежит исправлению.

Украины для «Большого Дональда» просто не существовало, как будто президент США совсем забыл об этой периферийной стране, тогда как «друзья» Америки и просто «правильные» государства были названы поименно. Это (в порядке перечисления президентом США) Индия, которая улучшила благосостояние своего миллиардного населения, Саудовская Аравия, Израиль и Польша.

В целом можно сказать, что антиглобализм Трампа стоило бы охарактеризовать как современную американскую форму глобализма, суть которой хорошо выражена известным афоризмом Гейне: «Честность — прекрасна. Особенно, когда все вокруг честны, а сам ты — бесчестен». Соединенные Штаты в лице своего 45-го президента стремятся к тому, чтобы все их привилегии были сохранены за счет всего мира, включая бывших союзников, получавших свою долю в рамках этой модели. Словом, вперед, к национализации прибылей и глобализации убытков США!

Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно. Согласится ли с подобной программой остальной мир, и особенно недавние союзники Америки, — очень большой вопрос.

Источник

1.0x