Сообщество «Салон» 00:00 21 апреля 2016

Важнейшее из…?

В условиях последовательного увеличения источников информации кино должно было бы уйти на периферию внимания, как радио, но этого не происходит. Почему — можно понять из существования самого посещаемого отечественного киносайта — "Кинопоиск". Главное слово тут — даже не кино, а именно поиск. Кино — первое из медиа, невозможное для восприятия без технических средств. И при этом — последнее концентрированное (не сепарированное) из технических. Никому не приходит в голову концентрировать на одном сайте поиск музыки (слишком далеко зашла специализация, любителю техно не нужны оперы). Рецензии, описания, отзывы специалистов, расписания концертов — всё отдельно. Примерно та же проблема у архитектуры, когда застройщикам с "архитекторами будущего" ненавистны строения прошлого, хотя лучше всего продаются типовые многоэтажки. Про театры на этом фоне вспоминать и вовсе незачем.

Существуют безошибочные маркеры идиотов. Один из них — когда человек после фразы "из всех искусств для нас важнейшим является кино" добавляет "и цирк". Если спросить у знатока цитат, откуда взялось нелепое дополнение, то он ответит "из Ленина", не зная о том, что цитируется пересказ Луначарского. То, что среди доверчивых лиц, незнакомых с первоисточниками цитат, много режиссёров — не удивляет. Это солнечные, светлые человечки, им не до ерунды, "пипл хавает". То, почему не цитируются гораздо более достоверные киноведческие произведения Сталина или Муссолини, — тоже понятно. Не для того существуют профильные вузы и исследовательские институты, чтобы давать образование или исследовать. Гораздо интереснее вопрос реальной важности кино среди других видов искусства. Да и проходит ли оно по разряду искусства.

Даже название журнала "Искусство кино" звучит застенчиво. Никто же не издаёт журнал "искусство скульптуры" или живописи, музыки, архитектуры — и без первого слова понятна функция деятельности. Форма легитимации кино в качестве искусства через заимствование способов презентации у традиционных форм (тянет написать "карго-культ", но этот термин — тоже индикатор идиотизма), путём создания "музея кино" — потеряла какую-либо логику с появлением интернет-трекеров. И в связи с тем, что интернет опосредовал кино, может ли он или предшествующее он-лайн общению телевидение — претендовать на статус искусства?

В реальности атрибуция кино "искусством" (настойчивое приложение "Ворд" подчёркивает: "возможно, нужно написать это слово слитно") ни на что, кроме степени пафоса участников процесса, не влияет. Гораздо логичнее использовать нейтральный термин "медиа", которое, по Маклюэну, — "месседж". И тогда степень значимости медиа, действительно, оказывается пропорциональной их капиталоёмкости. Эта иерархия средств коммуникации, "важности для нас" — относится не только к большевистскому, но и к любому правительству. Нравится — не нравится, гаджеты, совмещённые с интернетом, а в них соцсети, "игрушки" и "образовательные проекты" будут поглощать всё больше времени, а с ним труда и капитала. С рекламой и пропагандой, конечно. Очень занятно наблюдать, как посредством манипуляций в социальных сетях рекламируют кино и телешоу, требуя оградить и защитить, последовательно стимулируя возмущения то либеральной, то патриотической части общества.

В условиях последовательного увеличения источников информации кино должно было бы уйти на периферию внимания, как радио, но этого не происходит. Почему — можно понять из существования самого посещаемого отечественного киносайта — "Кинопоиск". Главное слово тут — даже не кино, а именно поиск. Кино — первое из медиа, невозможное для восприятия без технических средств. И при этом — последнее концентрированное (не сепарированное) из технических. Никому не приходит в голову концентрировать на одном сайте поиск музыки (слишком далеко зашла специализация, любителю техно не нужны оперы). Рецензии, описания, отзывы специалистов, расписания концертов — всё отдельно. Примерно та же проблема у архитектуры, когда застройщикам с "архитекторами будущего" ненавистны строения прошлого, хотя лучше всего продаются типовые многоэтажки. Про театры на этом фоне вспоминать и вовсе незачем.

Примерно так же обстоит дело и с поиском в "новых медиа". Объединяющей можно считать только программу телепередач, хотя любители и так знают, во сколько и где нагрянет сериал или Якубович с "Домом‑2". Но уже никто не ищет себе новую компьютерную игрушку. Подсел человек на "Танки" — и рубится ночи напролёт, забыв про "Постал". Ждёт кто-то "Фоллаут-4" — и эта игра, созданная инопланетянами, начинает высасывать землянину мозг. Столь же инертно пользование соцсетями. Кто-то может превосходно чувствовать себя в Твиттере и Инстаграме, не понимая, зачем так много букв в Фейсбуке. А у кого-то интернет не тянет видео, поэтому дайте текст. Важно то, что нигде в медиа "идущих после" — нет "поиска". Пользователь новых коммуникаций — изначально опосредован, от чего не сильно переживает.

Поиск пока просматривается только в кино, которое, по Маклюэну, есть "агрессивная имперская форма". Может быть, это ещё одна причина, по которой столь неудачно всё произведённое при помощи краудфандинговых платформ (от перемены названия на "народное финансирование" ничто принципиально не изменится). В Голливуде, осуществляющем свои имперские функции, как-то обходятся без этого. И проблема кинопроизводства в РФ — не в отсутствии индустрии (её и в СССР не было), а в имитационной борьбе старых и новых номенклатурных кланов, поддерживающих свою гегемонию исключительно идеологическим накалом.

А то, что проходит по ведомству кино "коммерческого", — топит себя само, выдавая на-гора нелепейший шлак. Вероятно, основываясь на телевизионных рейтингах, продюсеры с деньгами, но без мозгов требуют таких же показателей и от независимой инстанции, основные пользователи которой — не самые утончённые эстеты. Пробиваться через это сложно, но не всё потеряно. Ведь есть и хорошие примеры: как-то исполнитель главной роли в "Кавказской Пленнице‑2" получил от благодарных зрителей по лицу. Хотя лучше бы режиссёр с продюсером, и до съёмок.

И конечно, существование поиска в кино, так же как формы самоорганизации участников сообщества, — это явное послание (месседж) операторам рынка "Галактики Гутенберга" в её первоначальном значении книгопечатания и распространения информации. Отсутствие "Книгопоиска" характеризует руководителей отрасли словами менее лицеприятными, чем руководителей кино. Хотя казалось бы, куда уж хуже.

Cообщество
«Салон»
19 марта 2024
Cообщество
«Салон»
14 апреля 2024
Cообщество
«Салон»
1.0x