Авторский блог Дмитрий Скворцов 00:26 27 августа 2019

Варфоломей нацелился на Белоруссию

Франциск напрягся. Но ненадолго

В прошлые выходные в Чернигове представители учреждённой Варфоломеем «Святейшей церкви Украины» («СЦУ») сослужили т.н. «Белорусской автокефальной православной церкви». Начали с «панихиды» по «павшим за свободу и независимость Украины в сегодняшней, гибридной, российско-украинской войне» (на фото). Закончили «молебном за Беларусь» в храме, принадлежащем «СЦУ».

Несмотря на то, что в мероприятия «освятил» сам «митрополит Черниговский СЦУ Евстратий Зоря», они не нашли отражения ни на сайте «СЦУ», ни на аффилированных с данной структурой ресурсах, всегда готовых раструбить о «новых и новых фактах международного признания СЦУ». Очевидно потому, что сослужение «канонической церкви» – пусть, только с т.ч. зрения Стамбула (самого – сомнительной каноничности уже) – с непризнанной вообще никем самозваной «БАПЦ» ставит этот самый Стамбул в крайне «неудобное положение». Ведь получается, что Варфоломей, якобы «залечивший раскол на Украине» посредством этих самых «залеченных»... культивирует раскол в Белоруссии.

И это в то время как не улеглись ещё волны скандала сослужения «предстоятеля СЦУ Епифания» с представителем столь же непризнанной как «БАПЦ» самозваной «Черногорской церковью». «Архимандрит» этого самочинного сборища, действующего на канонической территории Сербской православной церкви, сослужил Епифану на «именины» последнего. Тому пришлось публично выкручиваться: мол, архимандритов там был целый легион, всех в лицо не знаю, вот и просочился непризнанный на службу, да прямо в алтарь кафедрального собора. Представляете, специально потратил чел. тысячу долларов на авиабилеты, чтобы просто так, без приглашения, слетать на именины к «незнакомцу» (с которым, на самом деле, в дёсна лобызался со времён «епископства» того в «Киевском патриархате»).

Извиняться пришлось по требованию истинного главы «СЦУ» – Варфоломея.

Так почему же теперь правая рука Епифана Зоря решается на «духовное общение» с такими же «архимандритами»? Возможно ли помыслить, что это могло быть организовано без ведома Стамбула? Но в чём тогда интерес последнего? Ради чего согласие на такую «подставу» в глазах мирового православия? В поддержке которого так нуждается ныне Варфоломей, теряющий последние остатки некогда «вселенского» авторитета. Ведь «БАПЦ» ещё более карликовая, чем «Черногорская церковь».

«Сама по себе БАПЦ – это несколько зарубежных приходов (США, Канада, Великобритания, Австралия) и один незарегистрированный приход в Минске, – напоминает телеграм-канал «Религия сегодня». – Большинство прихожан БАПЦ настроены, во-первых, крайне националистически, во-вторых, оппозиционно по отношению к режиму Лукашенко, во-вторых, резко антироссийски. Часть клириков и прихожан БАПЦ входит в оппозиционную партию «Белорусский народный фронт»… Единственный проживающий в Белоруссии священник БАПЦ Леонид Акулович (также член партии БНФ), считает, что у его структуры в Белоруссии большое будущее: некоторые прихожане на почве солидаризации с Украиной уходят из Белорусского экзархата РПЦ в его общину, «власть также поворачивается уже к белорусскому языку: с вышиванками, белорусскоязычной рекламой».

Но количество этих «некоторых, уходящих из РПЦ» столь ничтожно, что даже не особо комплементарная к Московской патриархии «Религия Сегодня» прогнозирует: «Епископата, клириков и прихожан БАПЦ столь мало, что воспринимать серьезно эту общину никто в Константинополе не будет. Однако ее могут использовать западные интересанты как одну из дестабилизирующих сил, в случае политического кризиса в Белоруссии».

И почему бы в случае «кризиса» подобного тому, что случился в 2014 г. с Украиной, Фанару просто не взять и не объявить Белоруссию своей канонической территорией. Каковой она и была до 1688 г. вместе с Малороссией. Не остановила же Варфоломея численность канонической УПЦ (МП), в два раза превышающая всех тех, кого сгребла «СЦУ».

«Руководитель БАПЦ архиеп. Святослав (Лонгин) давно хочет, чтобы Константинополь признал его структуру, – продолжают эксперты «Религии сегодня». – В эфире подконтрольного Конгрессу США «Радио Свобода» он заявил: «Пример Украины показывает, что и Беларусь должна стремиться к духовной независимости от Москвы. То, что Беларусь как православная держава не имеет своего независимого первоиерарха, – это нарушение канонов и нарушение историчности нашей белорусской церкви». С точки зрения БАПЦ, их церковь была основана в 992 году, когда князь Полоцкий Изяслав Владимирович – сын Владимира Святого – пригласил византийцев основать в своем уделе епископскую кафедру».

Представляете, основание кафедры приравнивается к основанию поместной церкви, а независимость государства объявляется каноническим основанием для автокефалии! Но такого же рода бред украинских «канонистов» ведь не остановил стамбульских «богословов». Варфоломей ещё и своих ересей в обоснование украинского «томоса» добавил.

Поэтому позволим себе не во всём согласиться с мнением председателя Синодального отдела по взаимоотношениям со СМИ Московского Патриархата. Владимир Легойда усмотрел «намерение Патриарха Варфоломея консолидировать под своим омофором раскольничьи движения по всему миру, раз уж с укреплением единства Поместных Православных Церквей у него, мягко говоря, ничего не выходит». Это, пожалуй, «план Б»: на тот случай, если мировое православие не признает Белоруссию и Украину канонической территорией Стамбула (а «томос» и устав «СЦУ» прямо указывают на подчинённость этой структуры Фанару).

И лишь в том случае, если даже церкви греческой традиции (на которых всё ещё рассчитывает Варфоломей) не признают вторжение на Украину, Фанару уже придётся объединять под своим «омофором» «БАПЦ», черногорскую и македонскую «церкви», чтобы хоть такие «дары» возложить к ногам папы римского. А претензии на роль наместника папы в «восточных церквах» Варфоломей даже не скрывает.

Впрочем, в Белоруссии услуги Стамбула Ватикану могут не понадобиться. Ведь униатская «церковь» здесь куда заметнее «БАПЦ». И местных грехо-католиков уже окучивает глава «УГКЦ» Шэвчук. При этом католическая теория «Киевской церкви» (по которой Русь была крещена до Великого раскола, а значит, «под омофором папы Римского») пусть и опровергнутая не раз, но для профанов куда более убедительная, нежели откровенно фантасмагорическое «основание Белорусской церкви Мстиславом Владимировичем».

Ещё два года назад Шевчук, отслужив мессу в Минске, нагородил: «Наверное, последний раз митрополит Киевский, глава нашей церкви, мог молиться со своими людьми на этой земле сотни лет назад, еще до ликвидации УГКЦ в Российской империи (хотя никакой «УГКЦ» в Российской империи не было хотя бы потому, что даже униаты не знали ещё, что они украинцы, – Д.С.)… Мне особенно трогательно и трепетно стоять на этой минской земле, откуда происходит митрополит Михаил Рагоза, митрополит «Брестского единения» (новый эвфемизм, чтобы не произносить дискредитированное в народной памяти белорусов слово «уния», – Д.С.), который именно отсюда, из монастыря из-под Минска, был избран митрополитом Киевским (православным митрополитом, «забыл» уточнить иезуит, – Д.С.). А он потом, как глава Киевской церкви восстановил единство Киевской митрополии с Римским Апостольским престолом». И потому, разумеется, и сегодня «Мать белорусов» – «Киевская Церковь» «не забывает своих детей».

Для «детей» самых свядомых – именующих себя «литвинами» – Украинский католический университет расширил «теорию Киевской церкви» до «киево-виленской христианской традиции». Тем же, что ещё не успел отречься от имени русского, предлагается концепция «руськой греко-унийной нации».

Впрочем, как бы там не делили «своих чад» в Белоруссии «непогрешимый» со «всесвятейшим», в случае ожидаемого кое-кем «политического кризиса», «БАЦ» и «БУЦ» – не просто «дестабилизирующие силы» самим фактом своего существования. Это подлинно «кадрированные дивизии» ненавистников, как канонической БПЦ – естественного (от Бога) представителя Русского мира в Белоруссии, так и самого, какого-никакого, но союзного русского государства. Вспомним, что именно «УГКЦ» стала настоящим инициатором русофобской «революции гидносты». И в первый же день своей победы гиднюки осадили Киево-Печерскую лавру, требуя присоединения УПЦ (МП) к «Киевскому патриархату».

Так что не стоило обольщаться православному экзарху Белоруссии митрополиту Павлу, приглашая в свой домовой храм (!) католических бискупов, прибывших в Минск на празднование «400-летия возрождения монашества Киевской церкви в Базилианском чине». Один из приглашённых – глава «УГКЦ» Шэвчук уже усмотрел в таком нарушении канонов православным экзархом начало воплощения «идеи единого патриархата униатской церкви».

Фонд стратегической культуры

1.0x