Авторский блог Отдел Культуры 02:17 1 октября 2019

В тихом омуте

авторская программа кинокритиков Дениса Горелова и Гордея Петрика - жемчужины протоперестроечного и перестроечного кино СССР

С 1 октября по 6 ноября в «Звезде», «Факеле» и «Юности» пройдёт авторская программа кинокритиков Дениса Горелова и Гордея Петрика «Синематека: В тихом омуте». В этой уникальной коллекции вас ждут жемчужины протоперестроечного и перестроечного кино СССР, как известные, так и совсем редкие – от прибалтийского наци-эксплойтейшена «Воскресный день в аду» и культовой драмы про неформалов и гопников «Меня зовут Арлекино» до аллегорической «Ступени» из Грузии, тинейдж-драмы «Братан» из Таджикистана и дикого концерта памяти Башлачёва, снятого на студии Довженко.

«В тихом омуте» - это панорама сюжетов, характерных для кино перестройки. Она фиксирует новшества в его языке, свидетельствует о падении института цензуры и полной идеологической и моральной распущенности. Все фильмы, правые и левые, этапные и забытые – продукция союзных республик, внезапно ставших независимыми от партийного центра.

Фильмы будут показаны с пленки 35 мм из архива Москино. Вход свободный по регистрации на сайте Москино.

1 октября 19:00 «Юность»

Женщина дня. 1989. 86 мин. СССР. Реж. Александр Баранов, Бахыт Килибаев. 12+

Один из интересных фильмов казахской новой волны, инициированной студентами режиссерской лаборатории Сергея Соловьева, на которую впервые не принимали по партийному блату. Здесь в своей первой главной роли появляется актриса Алика Смехова и играет хрестоматийная песня «Я зову вчерашний дождь», написанная Кареном Кавалеряном специально для фильма. Режиссеры мимикрировали под «новую волну» — но с бандитским флером. Смехова играла женщину с любовниками по расписанию. У нее был успешный художник, большая шишка, которого она не любила. Она пела, танцевала, ужинала в дорогих ресторанах и передавала приветы своему тогдашнему мужу Сергею Ливневу по телефону. И к ней приходил преследуемый бандитами юноша и признавался в любви. Позже режиссерский дуэт распадется, Бахыт Килибаев снимет культовый фильм «Гонгофер» по сценарию Луцика и Саморядова, после чего оба режиссера, как и многие в нулевые, уйдут создавать новое телевидение.

2 октября 21:00 «Звезда»

Обвиняется свадьба. 1986. 79 мин. СССР. Реж. Александр Итыгилов. 12+

Кровный отец «Свадьбы» Лунгина и «Горько» Крыжовникова, фильм Итыгилова был одним из первопроходцев в жанре «свадебное безумие». Он также ввел линию постфактумного детектива с опросом гостей-свидетелей. В заштатных городах проводить досуг негде, вот все и прутся на свадьбы за праздником. Тут выстраивается паноптикум позднего советского и украинского общества. Продавцы, которые почему-то стали самыми влиятельными людьми города, и ряженые бандиты, беспардонная деревня и городские, держащиеся за свои места. Русские посмеиваются над украинцами, а фальшивящий тамада притесняет престарелых гостей. В этот раз – как утверждают титры, и в реальности тоже – кого-то убили. Сценаристы (режиссер «Вия» Ершов и написавший «Зонтик для новобрачных» Рамиз Фаталиев) настаивали: всему виной была водка. Все же «Обвиняется свадьба» задумывалась студией Довженко, как пропаганда антиалкогольной кампании Горбачева.

5 октября 14:00 «Факел»

Наблюдатель. 1987. 91 мин. СССР. Реж. Арво Ихо. 12+

В центре сюжета эстонского режиссера Арво Ихо — конфликт видавшей виды русской лесничей и эстонского «научника» орнитолога. Все действие происходит в абстрактном северном заповеднике где-то у моря. Лодка одна, дом один, а людей двое — мужчина и женщина разных классов и возрастов. Их характеры, конечно, несовместимы. Ихо, к тому моменту уже поработавший с Тарковским на «Сталкере», а через три года похоронивший Маргариту Терехову в образе нимфоманки и алкоголички в «Только для сумасшедших», прекрасно умеет аккумулировать саспенс и чередовать одержимость с ненавистью. Герои угрожают друг другу, стреляют друг в друга, заботятся друг о друге и занимаются сексом. Точно иностранец, вдохновленный тогдашней русской культурой, режиссер заполняет саундтрек частушками вперемешку с песнями Пугачевой, а борцов с советской системой наделяет истинно геройскими романтическими качествами.

8 октября 18:40 «Факел»

Воскресный день в аду. 1987. 98 мин. СССР. Реж. Витаутас Жалакявичюс, Альмантас Грикявичюс, Автандил Квирикашвили. 12+

1944 год. Русский и литовец сбегают из концлагеря и попадают на приморский пляж, в зону отдыха эсэсовцев. Один идеально говорит по-немецки, другой знает на нем несколько фраз. На пляже они проводят день: ищут одежду и еду, вынужденно общаются. Одного из героев пытается соблазнить 23-летняя Ингеборга Дапкунайте в нарядном платье и военной фуражке СС, отвечающая всем критериям наци-эксплотейшена. Заканчивается всё советской бомбежкой. Предпоследний экзерсис Витаутаса Жалакявичюса, одного из наиболее радикальных советских прибалтийских режиссеров, стал его вторым обращением к теме войны после культового «Никто не хотел умирать» 1965 года, но контраст между ними примерно такой же, как между первой и второй частями «Утомлённых Солнцем» Михалкова. Мизантропические настроения постаревшего автора идеально совпали с не менее мизантропическим пылом перестройки.

9 октября 21:00 «Звезда»

Приют для совершеннолетних. 1987. 91 мин. СССР. Реж. Геннадий Базаров. 16+

Геннадий Базаров был самым неподконтрольным режиссером студии «Киргизфильм», его фильмы годами лежали на полке и часто не выходили в прокат. «Приют для совершеннолетних» — это выпущенный на закате эры горбачевского «сухого закона» сюрреалистический манифест трезвости, в котором пансионат — полноценный герой. В бывшем оазисе курортных удовольствий теперь алкодиспансер. Центральный нерв фильма — моральное беспокойства мягкотелого и интеллигентного заведующего Акимыча, неспособного примириться с горькой и сильно нетрезвой действительностью окружающей жизни. Тем не менее приют демократичен и ежедневно выпускает алкоголиков на волю или позволяет переходить им на лечение на дому. В фильме практически нет профессиональных актеров — Базаров сам собирал своих героев по вытрезвителям. Но, несмотря на предельно серьезную интонацию агиткино, «Приют для совершеннолетних» смотрится сегодня странно и эксцентрично.

12 октября 19:00 «Юность»

Ступень. 1986. 79 мин. СССР. Реж. Александр Рехвиашвили. 18+

Молодой Алекси уходит от отца с мачехой и снимает комнату в обжитой квартире со странными свойствами. Она полна барахла и народа, а в подвале растут грибы. Протагонист пытается устроиться на работу биологом и безрезультатно ходит по собеседованиям. Грузинский режиссер Александр Рехвиашвили как бы передает свое видение смутного времени. Это третий фильм Рехвиашвили, после которого он исчезнет с киногоризонта, периодически выпуская фильмы, которые не видел, кажется, никто, кроме круга его друзей. В перестройку Грузию нельзя было назвать страной, богатой кино, и значимые фильмы, вышедшие за эти годы ограничиваются «Ступенью» и «Приключением молодого композитора» Шенгелая. Оба — политические, и оба подтрунивают над «Покаянием» Абуладзе. Сегодня «Ступень» расцветает новыми красками и напоминает азиатское медленное кино, магический реализм и фильмы португальских режиссеров из нулевых одновременно.

19 октября 20:40 «Факел»

Меня зовут Арлекино. 1988. 134 мин. СССР. Реж. Валерий Рыбарев. 16+

Первая роль Олега Фомина, как сейчас уже стало понятно, оказалась главной ролью всей его жизни. Режиссер-душевед Рыбарев, снявший до этого один, никем толком не виденный телефильм «Свидетель», внезапно выпустил на «Беларусьфильме» самую внушительную из перестроечных картин о шпане и трудной молодежи эпохи. Она впервые показывала изнасилование на экране, копировала «Заводного апельсина» Кубрика, романтизировала героев-фашистов в противовес мажорам и заканчивалась считываемым оммажем «Калине красной». Советский Союз впервые увидел хиппи и наци, которых стригли и лупили герои, выходцы из рабочих семей, совсем без ума, но зато с добрым сердцем. Пробы Валерий Рыбарев проводил по рейвам и ночным дискотекам, и наравне с профессиональными актерами в его фильме сыграли реальные представители субкультур. Пролежав год на полке и выйдя в 1988 году вместе с «Маленькой Верой», «Меня зовут Арлекино» собрал в прокате 42 миллиона зрителей.

23 октября 19:00 «Юность»

Братан. 1991. 93 мин. СССР. Реж. Бахтиёр Худойназаров. 16+

Дебют покойного классика нового русского кино Бахтиера Худойназарова снят на его родине в Таджикистане и вроде бы как про себя, но особенно напоминает мягкое американское инди-кино про тинейджеров, от раннего Линклейтера до недавней «Середины девяностых» Хилла. Два брата, подросток и карапуз, уезжают от бабушки и скитаются по бедствующей таджикистанской провинции. Старший из них, внезапно оказавшись главой семейства, хочет оставить младшего у бросившего семью отца. Снятый еще до этапного «Кош ба коша» «Братан» полон живой горечи и эмпатии к каждому из героев и кажется самым естественным и живым в фильмографии Худойназарова. Смотришь на кишлаки — а видишь свое вроде как обеспеченное столичное детство. Кризисная обстановка оказывается декорацией для этапных сомнений детства и обычной любви, и потому не пугает, а завораживает.

Копия фильма предоставлена Музеем кино.

26 октября 14:00 «Факел»

Сиз ким сиз? 1989. 87 мин. СССР. Реж. Джаник Файзиев. 16+

«Этот фильм опрокидывает зрителей в отечественный андеграунд. Все вроде бы напоминает обычную "чернуху" — с бомжами, алкашами-работягами. С псевдоинтеллигентом и псевдосексотом... Поездка на старой машине сталкивает персонажей фильма с абсурдистской тупостью административной системы. Однако все это погружено в атмосферу иронической стилизации с намеками то на Феллини, то на Серджо Леоне, то еще на что-то весьма далекое от узбекской жизни». Так писал киновед Александр Федоров после выхода фильма. С того момента изменилось очень многое. В частности, режиссер Джаник Файзиев стал наравне с Тимуром Бекмамбетовым одним из крупнейших российских продюсеров и режиссеров блокбастеров и сериалов. «Сиз ким сиз» был его визиткой в профессии. Тем важнее для нас показать его первый, вызывающий и полный амбиций фильм, снятый за бесценок на «Узбекфильме».

Копия фильма предоставлена Госфильмофондом России.

6 ноября 19:30 «Юность»

Игра с неизвестным. 1988. 87 мин. СССР. Реж. Петр Солдатенков. 16+

Киноконцерт по заявкам, снятый на студии Довженко и отразивший все безумие перестроечного телевидения и эстрады. Под предлогом посвящения покойному Башлачеву всех знакомых авторам бардов и песенников собирают на кустарный фестиваль где-то под Киевом. Лайн-ап напоминает сегодняшнюю «Дикую мяту». Все поют. Помимо молодого Шевчука, в программе имеются афганские песенники. Куда же без перестроечного безумия!

1.0x