В СССР приоритет был за театром или кино? Кризис советской системы заказа и продвижения искусства. Кризис партийности.
Авторский блог Андрей Болдырев 11:23 21 мая 2019

В СССР приоритет был за театром или кино? Кризис советской системы заказа и продвижения искусства. Кризис партийности.

Получается, что государство, деньгодержатель само финансировало в том числе своих разрушителей.
27

Говорить о финансировании культуры и искусства государством и забывать советский опыт было бы в корне не правильно. В СССР культура и искусство полностью финансировались государством. И к этому уникальному опыту мы попробуем присмотреться подробнее.

Наверное, вопрос, что в СССР было в приоритете театр или кино – скорее риторический. Ответ однозначен для всех, кто застал времена СССР. Кинотеатр был в самом малом городе. А кинозал был обязательным атрибутом любого сельского клуба. До отделенных поселков добирались кинопередвижки. Телевидение служило дополнительным проводником кино. Практически традиционно, по будням, после работы семья собиралась за ужином перед телевизором, чтобы посмотреть «Мгновенья», «Вечный Зов» или «ТАСС уполномочен заявить». И на следующий день в столовых и курилках обсуждались перипетии сюжета. А кто припомнит, чтобы где-то за пределами узкого круга театралов обсуждалась последняя театральная премьера? Все помнят журнал «Советский Экран», который издавался в цвете, а «Советский Театр» не существовал в принципе. Возможно, были какие-то издания посвященные театру, но в «Союзпечати» их не продавали. Да, «Таганка» или «Современник» ставили примечательные спектакли. Но давайте по-честному, кто даже из москвичей бывал в «Театре на Таганке»? Того же Андрея Миронова знали сначала как Гешку Козодоева из «Бриллиантовой руки», и только где-то потом – как Хлестакова из «Ревизора» в «Театре Сатиры».

Понятен и приоритет властей. Пренебрегать таким мощнейшим средством пропаганды было глупо. Не будем забывать и колоссальных сборов в кинопрокате. Я слышал, что государство имело от кино на уровне доходов от торговли алкоголем. Не возьмусь твердо утверждать, но мне кажется, что это утверждение не далеко от истины. На уровне «догматов» это выразилось в высказывании В.И. Ленина, что висело на видном месте в каждом кинотеатре: «Из всех искусств для нас важнейшим является кино».

И Власть активно использовала кино для работы с массами. В качестве примеров можно привести фильмы «Вражьи Тропы» — агитка за колхозы; «Светлый Путь» — советская индустриализация и новые возможности для советских людей в новой стране; «Она защищает Родину» — прямой призыв убивать гитлеровцев везде и самым жестоким образом; «Карнавальная ночь», возвестившая о начале «оттепели».

Со стороны власти всё шло в духе «генеральной линии». Официально это называлось «партийностью». Причем партия подразумевалась одна. В 1977-м году «руководящую и направляющую роль» закрепили в Конституции.

Здесь нужно остановиться на одном интересном моменте, связанном с кино. Это уровень обобщения. То, что происходит на экране, воспринималось как «везде», а то, что за дверями кинозала – как «тут у нас». «Тут у нас» были трудности и «перегибы на местах», а «везде» — всё было правильно. До поры.

Рос уровень образования и общей культуры населения. Рос уровень информированности. И здесь общий кризис государственной идеологии отразился и на кинематографе. Начнем с того, что обещанный в 1980-м году коммунизм не наступил. Скорее наоборот. О том, что «везде» — это как у нас, а на экране – киносказка, задумывалось всё больше и больше людей. Серьезную роль в этом сыграли альтернативные официальным силы, которые также работали в кинематографе. Ярким примером можно считать рязановский «Гараж». Не самые положительные с точки зрения «Кодекса строителя Коммунизма» персонажи выглядели гораздо реалистичнее и убедительнее тех, что были выверены идеологически. В них легко узнавались соседи по подъезду или коллеги по работе. К концу 1980-х наш кинематограф качнулся в другую крайность. Экраны СССР захлестнул поток «чернухи».

Подчеркну, что не являюсь экспертом в области театра, но и до меня доходили слухи о почти диссидентских постановках «Таганки». Причем актеры и режиссер ходили в неком героическом ореоле.

Самое удивительное в этой ситуации то, что все фильмы снимались по заказу Гостелерадио или иных официальных структур. Театры финансировались из госбюджета. Получается, что государство, деньгодержатель само финансировало в том числе своих разрушителей.

Время от времени я публикую исследовательские материалы по советскому периоду нашей истории, часто критические. Нередко меня обвиняют в нелюбви ко «всему советскому». Отвечаю: В советских временах мне нравится всё, ну почти всё. Не нравится одно – Советского Союза, со всеми его достоинствами, больше нет. И пример эстетической сферы, в частности кино, показывает, что располагая всеми, подчеркиваю всеми, ресурсами, СССР не сумел противостоять разрушительным процессам. Не смог купировать запущенные механизмы саморазрушения. Более того, вольно или невольно сам же эти процессы формировал и поддерживал.

И наша современная задача состоит в том, чтобы разобраться в советском опыте. И формируя политику государственного финансирования культуры и искусства, не повторить ошибок СССР.

Источник

Загрузка...

Комментарии Написать свой комментарий
21 мая 2019 в 13:41

«Карнавальная ночь», возвестившая о начале «оттепели».
=================================================================
А о чем возвестили "Волга-Волга" (1938) и "Цена жизни" (1940)?

21 мая 2019 в 16:01

Хоть вы Андрей и клянетесь в верности Красной цивилизации, однако в ваших суждениях всюду присутствует антисоветизм-лайт. Что, кстати, не свойственно для технарей. Давайте попробуем понять друг друга, но вначале отсечем тему театра. Вы ее вроде заявляете, но по тексту не обсуждаете, а жаль. Вы спрашиваете, кто бывал в Московских театрах. Отвечу - не просто бывал, а за время своей столичной жизни в период слома великой державы видел вблизи антисоветский дрейф театральной жизни- начиная от крутого антисоветского "Крутого маршрута" в Современнике и кончая " Поминальной молитвой" в Ленкоме для сбегающей диаспоры. И этот дрейф отдельная болезненная тема.

А вот по теме кино вы вроде даете некую фактуру по советскому кинематографу, но суждения сомнительного свойства. Вот вы пишите, что со стороны власти все шло в духе "генеральной линии". И так получается, что у вас генеральная линия, есть нечто запретное и предосудительное! А что плохого вы увидели в генеральной линии партии? Чисто партийный заказ мы обнаруживаем лишь в фильме "Коммунист", а в остальном обращение исключительно к здоровым и вечным темам, где человек звучит гордо.

В конце концов кино было сверх прибыльно и позволяло финансировать перефирийную культуру. Скажем фильм Пираты ХХ века посмотрело более 100 млн. человек, затраты на него вместе с копированием легко укладывались в 3-5 млн. В среднем билет стоил -30 копеек. А теперь посчитайте сколько было вложено в культуру этим фильмом. Однако советское кино не скатилось исключительно в развлекуху, а отражало все стороны нашей жизни. Вы не найдете ни одной темы, которую бы отразил советский кинематограф.

21 мая 2019 в 18:29

Посмотрите вот этот фильм
https://yandex.ru/search/?sk=y2bd94ce97687ad0c99e81456526d1924&reqid=1558434520512562-1730344965829041826300035-man1-3691&clid=9582&text=цена%20жизни%20фильм%201940&l10n=ru&lr=119199&main-reqid=1558434520512562-1730344965829041826300035-man1-3691&ento=0oCgpraW4wNjM0OTc4Eltsc3Quc2xtQ2p3S0JIUmxlSFFTTkdsZmVXVmhjam94T1RNd0xpNHhPVFF3SUNZbUlITmZZMjkxYm5SeWVUcHlkWGN6T0NBbUppQnpYMmRsYm5KbE9tWnBiRzA9GAJWAyWC&client=nmeta&noreask=1#/videowiz?filmId=3917239741648808084

22 мая 2019 в 04:27

Валерий, великолепная подборка советских фильмов, за каждым часть нашей великой истории. Самой великой и самой красивой в этом подлунном мире.

В предложенном вами ряду, обнаруживаем, к примеру, красивый и пророческий фильм -"Цирк".

Это ведь оттуда - Я другой такой страны н знаю, где так вольно дышит человек. А сегодня - пещерное обшество, железные двери и решетки. Нигде и никто не может ощущать себя в безопасности. И совремнное кино тому отражение.

22 мая 2019 в 17:43

Где я написал, что партийный заказ - это плохо?

23 мая 2019 в 03:02

вблизи антисоветский дрейф театральной жизни- начиная от крутого антисоветского "Крутого маршрута" в Современнике и кончая " Поминальной молитвой" в Ленкоме для сбегающей диаспоры.

Что в Поминальной молитве антисоветского ? Что вообще у Шолоха Алейхема который и нюхал советской власти антисоветского? Ужакинд я могу с точностю сказать что сбрендил на диаспоре . Не пора ли лечеться

23 мая 2019 в 05:09

Андрей, если бы вы напрямую сказали, что партийный заказ это плохо, то вам нам надо было печататься уже на Эхе Москвы или в Новой газете. Однако оценочные ваши судления присутствуют в полной мере.

Если фильм Вражьи Тропы» —то обязательно агитка за колхозы; если «Она защищает Родину» — то прямой призыв убивать гитлеровцев везде и самым жестоким(!) образом. Разве это не позиция?

23 мая 2019 в 05:27

Седов, он же Хайкин, вы по русски читать умеете? Антисоветским вчистую я назвал "Крутой маршрут", где диаспоральная Волчек пыталась вставить все либеральные мифы об индустриальном прорыве Сеоветской России. А секретарша Ахеджакова и Нееелова криво изображали зэчек.

Поминальная молитва это иная сторона медали. Я вам уже говорил, как видел то диаспоральное неистовство в зале на отдельные сцены. Скажем на отъезд одного персонажа ( именно в Америгу) и то как он это объяснял - мол из-за погрома уезжаю! И зал был готов уехать ибо альбацы вам уже промыли мозги "памятниками" и прочими васильевыми! И где те погромы? И не пора ои вам там, на очередной родине лечится электричеством, Хайкин?

А мне разве, что руку немного подлечить, зашиб немного. Непорядок.

23 мая 2019 в 05:36

начиная от крутого антисоветского "Крутого маршрута" в Современнике и кончая " Поминальной молитвой" в Ленкоме для сбегающей диаспоры.

Сердж не оправдывайся вот твой текст . Поминальная молитва тут вообще не причем и к антисоветизму ни ни . И я тебя уже спрашивал зачем два раза ходил на этот спектакль? А уезжали я уже тебе говорил не только евреи но и немцы из Казахстана и сами русские . А руку лечи конечно и не только руку ...

23 мая 2019 в 07:17

Седов, мог бы и не цитировать, все лежит в одной корзинке. Я вам руским по белому и говорю, что Крутой маршрут то еще антисовтеское варево, а Поминальная молитва как понимание, что двигало вами.

Руку то я вылечу, топор держать ровнее надо было и не махать по мальчишески, а вот как вылечить мозги ваши, изгойство и подлость вашу, вот вопрос. Наверно только хирургически, через лоботомию:)

23 мая 2019 в 07:20

Совершенно верно. Я нигде не сказал, что партийный заказ - плохо. Оперируйте фактами, а не своими домыслами.

Что касается «Она защищает Родину», то не будь этого фильма, не будь стихотворения Симонова "Убей немца", то есть очень большая вероятность, что мы бы с вами не разговаривали. Или вы считаете эти произведения нетолерантными?

23 мая 2019 в 07:48

Поминальная молитва как понимание, что двигало вами.
А что нами двигало Ужакин ? И Крутой маршрут разве антисоветская ? Рассказы Варлама Шаламова ? Или воспоминания Жженова ? И Крутой маршрут и Поминальная молитва это те разрешизмы которые появились во времена перестройки. Вот тебе дали возможность болтать что хочешь это один из тех самых разрешизмов
Твою тупизну и глупость с намешанную на антисемизьма конечно не вытравишь . Поэтому тебе лучше топором махать . Больше пользы ..

23 мая 2019 в 08:04

Андрей, смотря, что вы назыааете фактами! Извиняюсь, что вынужден повториться, но речь не идет о прямом вашем утверждении, но оценочные ваши суждения ( что есть факт) достаточны, чтобы увидеть как миимум небрежность, как максимум - позицию. Вот, смотрите.

Говоря про фильм " Она защищает Родину" вы говорите о том, что он призвает убивать немцев самым жестоким образом. Ну, во первых не немцев, а фашистов, а вот выражение самым жестоким образом, это уже ваше личное суждение, проекция.

Более того, вы это суждение усиливаете ссылаясь теперь уже на стихотворение Симонова. И вы вновь называете его "Убей немца" . Но и Симонов говорит о фашистах. Он не говорит о жестокости, он говорит о неотвратимости наказания фашистов и о личной ответвенности вас и меня за это. Согласитесь, что немец и фашист, это ни одно и то же. Национальность и социальная принадлежностьразличые вещи .

23 мая 2019 в 08:17

Седов, он же Хайкин, спектакль Крутой маршрут по антисоветскому произведению Елены Соломоновны Гинзбург, сляпан такой же антисоветчицей Г. Волчек. Сами откровения впервые можно было прочесть в антисоветском журнале Юность. Бывший партработник попавшая в лагеря по делу об убийстве Кирова. За что люто возненавидела Сталина. Не начальника Гулага - Френкеля. Мать бонвиана и ярого антисоветчика Васи Аксенова.

Как же так Хайкин, столько свпадений?

23 мая 2019 в 08:36

Бывший партработник попавшая в лагеря по делу об убийстве Кирова.

Живя в Казани была причастна к Убицству Кирова? )))) А как же Никита Сергеевич который Сталина того и ни один ужакин не защитил и не вышел ? Ну он же Удавкин больше по дешевому брусу .

23 мая 2019 в 08:49

Кстати сволочь Френкель был востребован системой так же как был востребован системой виртухай Ужакин . Они же работали не сами на себя а на систему Сердж. Так чта я не жалую и не нач Гулага Френкеля и виртухая Ужакина . Ты родился Сердж очень поздно.

25 мая 2019 в 07:57

А с чего вы взяли, что "Говоря про фильм " Она защищает Родину" вы говорите о том, что он призвает убивать немцев самым жестоким образом." (орфография сохранена)? У меня в тексте "гитлеровцев". Я вас еще раз призываю оперировать фактами, а не домыслами.

22 мая 2019 в 01:25

Да, круто партийными фильмами были Сталкер, Кин-дза-дза, Кавказская пленница.

22 мая 2019 в 17:44

Добавьте сюда "Забытую мелодию для флейты" и пр.

22 мая 2019 в 09:59

"Не нравится одно – Советского Союза, со всеми его достоинствами, больше нет."
_____________
Де-юре СССР есть. Только это скрывалось до поры до времени. Но всегда были люди, которые обо всем знали. И власти (и ее структуры, как-то налоговая, судьи и т.д.) - в курсе. Дело за народом.

Но тут есть один момент: зная о том, что СССР никуда не делся, будут проталкивать под флагом СССР цветную революцию. А нам всем нужно осознать, что фактически СССР существует и воссоздать его правовое поле в сознании людей.
http://cccp-kpss.su/meropriyatiya/syezdy-i-plenumy/1-syezd/1995-10-29-deklaraciya

22 мая 2019 в 17:45

Неужели кто-то еще "ведется" на это?

22 мая 2019 в 18:20

А Вы пообщайтесь с юристами-международниками, если таковые имеются в вашем кругу.

23 мая 2019 в 07:23

Вполне допускаю, что юристы по документам подтвердят. И что?

23 мая 2019 в 09:48

Само собой, подтвердят. Они же и поведают, что дальше ("И что?").

24 мая 2019 в 13:46

А ничего.

23 мая 2019 в 20:48

СССР не сумел противостоять разрушительным процессам. Не смог купировать запущенные механизмы саморазрушения. Более того, вольно или невольно сам же эти процессы формировал и поддерживал.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------
СССР - это миллионы разных людей. Умных и глупых, активных и пассивных, сильных и слабых. Главная проблема СССР была в том, что поколение сильных людей (время Сталина, Хрущева, Брежнева) в 80-е годы в основном вымерло. Успев дать дорогу многим талантливым людям в искусстве, но по объективным и субъективным причинам не успев воспитать достойную политическую элиту. Наверное, надеялись, что их благодарные потомки обновят программу КПСС или вообще ликвидируют ее из-за явной нереальности определения коммунизма в ней. Нужна была партия обновленного социализма и соответствующая чистка властвующих кадров. Увы, новое политиков в большинстве оказались дураками или слабаками, соблазнившись джинсами, легковыми автомобилями и прочей американщиной.

23 мая 2019 в 21:03

Рекомендую послушать Хабарову Т.М. О де-юре СССР и не только.

https://www.youtube.com/watch?v=Fappf44O-O8&feature=youtu