Авторский блог Виктор  Власов 18:25 3 октября 2018

В школьном водовороте

Сколько необходимо сил и терпения, чтобы работать в школе?

Сколько необходимо сил и терпения, чтобы работать в школе? Быть учителем и наставником братьев и сестёр своих меньших? Ответит лишь бывалый человек – сам педагог с приличным стажем, учитель по призванию. Опыта лучше не осмыслить, чем получить множество урочных часов и возможности заниматься любимым делом – творчеством во благо школьного сайта, например. Полнее не увидеть и не прочувствовать работу в школе, чем самому стать вещателем знания и доброты среди разновозрастных детей и педагогических советов.

В каждой маленькой или большой школе прослеживается-«кипит» своя жизнь. Размеренная, но чаще стремительная и бойкая, как литературный слог Захара Прилепина или Алексея Иванова. Струится к вам гамма событий, описанных в журнале распоряжений, как быстро меняющиеся картинки в японских мультиках жанра «аниме». Огромную долю ясности в предмет вносят обыкновенные учителя общего или дополнительного образования. Работает детский кружок по техническому творчеству, казачьей культуре или по физическому развитию. Школа, как завод, но продукты производит духовные, и потребление их зависит от добросовестности преподавателя, его квалификационной категории, особенно старательности. Плохой учитель, конечно, может работать в школе, но короткий срок. Недочёты в подготовке перед уроками, грубые ошибки воспитания и другие вредные для педагогической работы вольности – выходят на суд коллектива и родителей в любом случае. Учебный процесс – дело времени и выдержки как всегда. Морали и нравственности, о которых ведут речь на круглых столах специалисты Департамента Образования Администрации города Омска и специалисты родной Омской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат).

Работа в школе – надежда на собственные силы, на личные качества: моральные и физические. Это подтвердят опытные учителя, проработавшие в школе много лет. Взглянем на БОУ г. Омска «СОШ № 99 с углубленным изучением отдельных предметов» – на одну из лучших школ Ленинского Административного Округа. Её директор зрелый и хозяйственный мужчина Валерий Владимирович Черняков, часто волнующийся за успех учебного заведения и работу коллектива. Работа спорится там, где наблюдается контроль. Попробуйте контролировать везде – получится слабо. Я знаю мало школ, где начальник – мужчина, энергичный и знающий человек. Благодарящий Бога и поощряющий мероприятия именно по духовности и нравственности. Недаром в школьном коридоре на стене можно увидеть икону Божией Матери. Этот человек – не многоликий персонаж из гениального романа Виктора Мари Гюго «Отверженные», скорее настоящий собственник и герой произведений Джека Лондона, открывающий микромиру школы и её «постояльцам» новое и полезное. Директор учреждения зачастую обладает сведениями о штатных молодёжных объединениях различного толка, об интересных и мудрых людях, о возможности просвещения на уровнях обучения – и другие важные вещи способен показать наглядно интеллектуальный руководитель, обладающий педагогическим чутьём.

Надо сказать, что в кабинете у директора в шкафу я замечаю одну из толстых книг Митрополита Омского и Таврического Владимира. Регулярно читает руководитель этот объёмный сборник проповедей-рассуждений. Я подчеркну: не все школьные директора православные люди и привечают в своих учебных заведениях объединения именно православной направленности.

Я нахожусь в коллективе прогрессивных работников образования, людей, не остающихся на месте, представителей учебного процесса. Навещаю ещё круг воспитателей – эта школа разделена длинным, извилистым, словно шланг, «воздушным коридором» с детским садом, являющимся базовой площадкой Омской епархии. Проводятся в детском саду мастер-классы в рамках постоянного действующего семинара по духовно-нравственному воспитанию. Курирует площадку дошкольного образования специалист Омской Епархии Светлана Петровна Баранцева. Поддерживая связь с директором школы и старшим воспитателем детского сада Еленой Владимировной Нечипоренко, приглашает Светлана Петровна педагогов на крупные и малые мероприятия, где выдаёт сертификат об участии, благодарственные письма, полезные для аттестации на более высокую категорию.

Проходя курсы повышения квалификации за счёт средств бюджетного учреждения, получая документы об аттестации, не хотелось бы подводить ни коллегу, ни тем более руководителя заведения. Ошибка стоит учителю авторитета в глазах многих. Как говорят, мол, был педагог-учитель, а завтра этот человек – продавец магазина или «чувиха» из пыльного ларька на остановке. Учителем не может стать человек, не любящий детей, не имеющий желания их воспитывать и образовывать. Учителя – народ совестливый. Всё-таки совершая ошибку, они нередко думают о ней и в тайне страдают.

двойной клик - редактировать изображение

За короткое время работы в школе я знакомлюсь с Еленой Викторовной Шаршиной и с Антоном Николаевичем Лопаевым. Это противоположные по своим взглядам люди ценят педагогическое ремесло одинаково горячо и крепко, они любят детей и готовы посвящать им себя целиком. Я не побоюсь этого слова: они – истинные трудоголики в своём деле. Антон Николаевич способен покинуть школу позже всех и соорудить большущую модель самолёта из подручных вещей, а Елена Викторовна – собрать вокруг себя известных омской культуре людей и удивить креативностью, разнообразием увлекательных мероприятий. В приятном смысле поражаешься, насколько у этих педагогов дополнительного образования развита потребность помогать детям – становиться культурней, эрудированней и сильней морально. Техническое творчество движется плавно и бок обок с духовным и культурным наследием предков-казаков – это понимаешь сразу, только наблюдая за работниками и общаясь с их подопечными.

Елену Викторовну Шаршину, руководителя молодёжного казачьего объединения «Дружина Ермака», я вижу в компании с Еленой Михайловной Чешегоровой – специалистом по работе с молодёжью БУ ОО «Центр патриотического воспитания», референта молодёжного отдела Омской епархии Русской Православной Церкви. В школе организовывается II Межшкольный казачий слёт «Казачья смена». О нём я напишу отдельно, выложу сведения эмоционально и сполна.

На фотографиях с Антоном Николаевичем Лопаевым, руководителем кружка авиамоделирования, я наблюдаю директора Департамента Образования Администрации города Омска – Инну Борисовну Елецкую. Находясь на выставке поделок, молодой парень в кепке Антон Николаевич передаёт впечатления не кому-то со двора, а самому руководителю омского образования. Честно говоря, гордость за школу меня мирно пробирает до души, я радуюсь и за работающих в ней людей – они дают результаты, как учитель ИЗО и черчения Анна Павловна Мильденбергер или Татьяна Валентиновна Шеховцова – учитель русского языка и литературы. Дети участвуют в конкурсах и побеждают, выходят на Всероссийские олимпиады, радуют родителей и повышают рейтинг школы.

Учителя и дети, руководители и образование в целом… Разве вы, милые читатели, не знаете, что учёба – процесс иногда мучительный? Когда у вас первая и вторая смена, а некоторые учителя ещё и классные руководители в двух классах – об этом стоит рассказать, не мешкая. Рекомендует директор школы учителей, работающих уже пятьдесят лет, представляете? Вчитайтесь в слова: по пятьдесят лет педагогического стажа!.. Я был в одной старой и дальней школе, где не было столь «заядлых» работников образования, остались эти «ветераны педагогики» на ветхой доске почёта при входе, около приёмной директора. Не отдают учительству столько жизни!

– Отработать 50 лет! – удивляется Юлия Вячеславовна, молодая девушка, учитель английского языка. – Многие мои знакомые пришли в школу и тут же ушли. Хватило и нескольких месяцев. Не каждый получивший диплом в педагогическом университете может быть учителем!

двойной клик - редактировать изображение

Юлия Вячеславовна Яшина только покинула ВУЗ. Преподавать в старших классах пока ей не предложили, зато чинно дали множество часов в младших классах. Успела она громко воспитать нескольких нерадивых школьников-четвероклассников. А ведь сложно их учить бывает, не всегда они в одном благостном настроении, способном перенять знания и правильно их «переварить». Шумят, визжат, испытывают на прочность, издеваются… По хитрому с ними поступает Юлия Вячеславовна, меняя виды деятельности один за другим, не позволяя расслабляться и балагурить на уроке.

Подготовка к урокам – серьёзное и важное дело, как домашнее задание, которое если не сделаешь, то сразу почувствуешь напряг. Нельзя прийти на урок, не зная, что преподавать и как методично внедрить материал в учебный процесс. Проштудированы методические пособия, просмотрена рабочая программа, на всякий случай прочитана книга известного педагога и писателя Антона Семёновича Макаренко, вошедшего в четвёрку специалистов, определивших способ педагогического мышления в XX веке. В основном люди опираются на опыт прошлых лет и те, кто считает, что в XXI веке старый опыт не работает – заблуждается. Можно посоветоваться с заместителем директора Ириной Анатольевной Верчинской – видя вас в учительской, она всегда спросит, нет ли проблем с поведением на уроках и какая успеваемость. Вот кто обязательно опирается на опыт прошлых лет – заместители директора. Они прошли в педагогике долгую дорогу и компетентно знают на сто процентов, что к чему.

Говорят, что в школе маленькая зарплата, а министр образования плохо работает. Потом сетуют на столичные ресурсы, не позволяющие работникам образования разгуляться, как следует. Это не совсем правда. Если вы работаете и стараетесь, то вознаграждение будет достойным также. Знаете, на что похожа работа в школе? На сюжет советского научно-фантастического фильма-дилогии «Москва-Кассиопея». Вы пребываете на планету «Школа» и вас «захватывают» чудные дети и нелёгкий учебный процесс.

P.S.: Если мы что-то необыкновенное и доброе расскажем о школе, то это будет обязательно через СМИ. Замечаете, сколько скандальных известий выкладывается в интернете о школах, детских садах, педагогах, об образовании вообще? Я, учитель английского языка и по совместительству корреспондент школьного сайта, расскажу вам о школе и работе в ней не с позиции рейтингового СМИ-концерна, специализирующегося на интригах и раздорах.

1.0x