Сообщество «Форум» 19:33 5 августа 2017

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ В КАМНЕ И ЗОЛОТЕ

Что скрывается за блестящим фасадом и богатым интерьером великолепных исторических дворцов из камня и золота в Санкт-Петербурге...

Под стук колес скорого поезда Санкт-Петербург – Смоленск закончилось наше увлекательное путешествие в Северную столицу. Родной Смоленск, вопреки прохладе и непривычным питерским дождям, встретил нас яркой синевой чистого, без единого облачка небосвода, долгожданным теплом и сверкающими на солнце башенками древней городской стены, или Кремля.

Но после величественных и блестящих каменных дворцов Питера, он явился нам довольно скромным и даже возвышающийся, просматривающийся, как на ладони, на Соборной горе бело-бирюзовый пятиглавый храм Успения Пресвятой Богородицы, ставший жемчужиной Смоленска, показался нам не столь значительным, хотя и не утратил своей необыкновенно воздушной, чарующей красоты, волшебной притягательности и величия.

Поселились мы с дочерью у добрых друзей, в однокомнатной квартире, со всеми удобствами, в новом, быстро отстраивающемся в северной части Питера районе Девяткино. Красочные, мозаичные дома, растут здесь на глазах, как грибы. Жили мы просто по-королевски, почти одни целую неделю. Хотя драгоценные часы и минуты тратили днем на знакомство с достопримечательностями Северной столицы и культурные мероприятия.

Попасть в известные достопримечательные места Санкт-Петербурга непросто. И не потому, что в наше время рыночных отношений все: посещение музеев, Петергофа, Зимнего Дворца, Эрмитажа и даже храмов, подобных Исаакию или Спаса-на-Крови, - платное. А потому, что гостям и туристам приходится простаивать длиннющие километровые очереди у касс и входов, желающих узреть и очароваться дворцами, залами, историческими местами и культурными ценностями Северной Пальмиры. Например, чтобы попасть в Эрмитаж, посетители простаивают по 3, а иногда и до 5-ти часов кряду.

Но Казанский собор, в отличие от многих других известных храмов Санкт-Петербурга, является действующим, а не музеем и вход в него свободный.

Расположен Казанский кафедральный собор в самом центре города. Фасады храма выходят на Невский проспект и канал Грибоедова. Это одно из самых больших сооружений в Северной столице. Его высота достигает 71,5 метра. Главной святыней храма является одна из самых почитаемых во всем православном мире Казанская икона Божьей Матери. Несмотря на затемненные своды храма со слабым освещением, эта, великолепно исполненная икона, произвела на нас неповторимое впечатление. Сегодня найти этот образ можно не только в православных храмах, но и в домах верующих людей.

На отделку стен массивного собора пошел знаменитый пудостьский камень, из которого было построено множество зданий и дворцов в Петербурге и его окрестностях. Гранит для 56 колонн Казанского собора добывали на Карельском перешейке. Средневековыми инструментами гранит выламывали из скалы, грузили на корабли и везли в Петербург, где в мастерских на Конюшенной улице проходила их окончательная обработка.

На следующий день мы совершили прогулку по историческим местам набережных города и заодно паломничество в Исаакиевский собор. Правда, приобретать билеты, чтобы подняться в верхнюю часть на колоннаду, с учетом моего возраста, мне не рекомендовали. На коллонаду брали билеты в основном молодые люди, как, например, стоящие вслед за нами в очереди студенты из Беларуси. А я вместе с дочерью ограничилась посещением и осмотром нижней внутренней части величественного храма.

Роскошное внутреннее убранство и его масштабы поражают воображение. Здесь устроено сразу три алтаря. Главный из них посвящен Исаакию Далматскому, правый – Александру Невскому, левый – Мученице Екатерине. Интерьерные плоскости отделаны ценными породами камня: малахитом, мрамором, лазуритом, алевролитовым сланцем, шунгитом и так далее. Отдельные сюжеты выполнены с использованием позолоченной бронзы, стеклянной и каменной мозаики. В окне главного алтаря присутствует такой необычный для православного храма элемент, как витраж. Он изображает сцену воскрешения Спасителя. Эскизы и непосредственное воплощение этой большой стеклянной картины (более 28 кв м) исполнены немецкими мастерами. В целом, внутри храма разместилось больше 150 шедевров от мастеров русской живописи.

В память о своей матери, которая верила и поклонялась при жизни Николаю Чудотворцу и Смоленской Божьей Матери «Одигитрии», я приобрела себе названные иконки. Считается, что икона Смоленской Божьей Матери помогает оградить страну от страшных эпидемий, защитить ее земли от кровопролитных войн и завоеваний. Православные христиане верят в то, что образ Смоленской Богородицы принесет гармонию и мир в дом, в котором его чтут и бережно хранят. В тот момент у одного из алтарей шла служба. Мы постояли, послушали молебен, а затем, как положено русскому христианскому человеку, поставили свечи за здравие живущих и за упокой усопших близких. Надо сказать, что свечи там в несколько раз дороже, чем в нашем городском храме Всех Скорбящих Радосте, а некоторые иконы средней величины, но в красивой оправе, стоят 30-40, а то и более тысяч рублей. Плата же за вход для пенсионеров снижена на 200 рублей.

С утра в Питере наблюдалась хорошая солнечная погода, которая, как правило, ближе к обеду портилась, небо быстро заволакивало сплошными темными тучами, и начинался дождь. Чаще всего к вечеру дождь прекращался. Но погода не мешала нам знакомству с городом. Мы побывали не только в храмах, но и в нескольких музеях, совершили обзорную поездку по исторической части Северной столицы с заездом в Эрмитаж, которую заказали и оплатили через Интернет, что избавило нас от многочасового стояния в очереди за билетами в сокровищницу российской и мировой культуры.

Миловидная девушка-экскурсовод добросовестно провела нас по нижним царским залам и чертогам Зимнего Дворца, с расписанными золочеными узорами потолками и стенами, увешанными портретами облаченных в мундиры царских особ и вельмож, а также княгинь и княжон в пышных платьях и юбках с кринолинами, красивыми причудливыми прическами, либо локонами и дорогими украшениями. В этих роскошных каменных, отделанных золотом и серебром залах и палатах, царские вельможи встречали гостей, отдыхали, устраивали балы и званые обеды.

В одном из залов, в котором размещена самая большая в Эрмитаже малахитовая ваза, я спросила у нашей милой путеводительницы, настоящим ли золотом и малахитом отделаны стены, колонны и сама огромная ваза-чаша? Ответ был утвердительным. Для отделки и инкрустаций использовались сусальное золото и натуральный уральский малахит. Только на изготовление малахитовой вазы пошло несколько тонн малахита, а для отделки зала несколько килограммов золота.

Особое впечатление произвел на нас Малый тронный зал, посвященный основателю Санкт-Петербурга Петру Первому, главное место в котором занимает трон, предназначенный для малых приемов, размещенный в центральной нише, на возвышении, представляющий собой оформленное позолоченной инкрустацией и обитое красным бархатом кресло с подставой для ног. Выше кресла расположен парадный портрет Петра рядом с аллегорической фигурой богини мудрости Минервы, написанный итальянским художником Якопо Амигони. Над картиной мы видим двуглавого орла, символ Российской империи и позолоченную корону императоров. Зал украшают шитые серебром панно из лионского малинового бархата и изделия из серебра петербургской работы. После пожара 1837 года Петровский зал без изменений был восстановлен В.П.Стасовым.

Так подчеркивали цари и правители свое величие и величие России, в то время как простой народ, крестьяне зачастую нищенствовали, ходили в лаптях с онучами, одевались в рубище и носили истрепанные армяки на плечах.

Великолепные залы итальянских, испанских и голландских художников, а также скульптурные античные залы члены нашей экскурсионной группы осматривали самостоятельно, где нас с дочерью обворожили статуи древнегреческих и римских богов и полководцев. Особенно запомнилась и поразила лично меня огромная статуя Зевса в античном зале, являющаяся одним из чудес света. Как известно, она находилась в Древние времена в возведенном в его честь храме на острове Пелопоннес у подножия горы Кронос. Огромная статуя изображала восседающего на роскошном троне Зевса - Бога неба, грома и молний (Громовержца), ведающего всем миром, украшенном драгоценными камнями и многочисленными скульптурными изображениями. В правой руке он держит изваяние Ники, высотой в человеческий рост, а в левой – золотой скипетр с сидящим на нём орлом. В римской мифологии Зевс отождествлялся с Юпитером.

Чудо Света: статуя Зевса Олимпийского.

Античная скульптура, помещенная в античном зале, прибыла из Италии в 1861 году, когда строительство Нового Эрмитажа еще не было завершено. Статуя была установлена здесь на специальном фундаменте. Этот памятник уникален как по своим размерам, так и по художественным качествам, сохранившимся в музеях мира. Монумент достигает 3,5 метра в высоту, его вес не менее 16 тонн.

Статуя была найдена во время археологических раскопок, проводимых Дженкинсом на вилле императора Домициана в окрестностях Рима в конце XVIII века, и тогда же была предложена Екатерине II, но императрица от покупки отказалась. Спустя почти сто лет, в 1861 году, в Риме была куплена коллекция итальянского собирателя маркиза Д.Кампаны. Разоренный непомерными расходами на коллекционирование, он был приговорен к изгнанию из Рима и к конфискации имущества. Коллекцию маркиза назначили к распродаже, но папские власти разрешили директору Императорского Эрмитажа С.А.Гедеонову произвести отбор и покупку вещей до аукциона. Лучшее из античного собрания Кампаны, в том числе и статуя Юпитера, попало в Эрмитаж.

Нам удалось не только осмотреть, но и сфотографироваться возле этой величественной статуи в Эрмитаже.

Город Санкт-Петербург был заложен русским царём Петром I на отвоёванных у шведов землях, называвшихся Ингерманландией. Название города было выбрано Петром I в честь святого апостола Петра. Строительство основных городских построек шло за пределами уже основанной крепости по берегам реки, для чего осушались расположенные в дельте Невы болота. Работами по строительству руководили приглашённые Петром в Россию иностранные инженеры. С тем, чтобы ускорить возведение каменных домов, Пётр запретил каменное строительство по всей России, кроме Петербурга. Каменщики со всех концов страны были вынуждены ехать на работы в Петербург. Кроме того, с каждого въезжавшего в город воза брался «каменный налог»: надо было привезти с собой определённое количество камня или же заплатить специальный сбор. В то же время разрабатывались "образцовые" проекты домов для различных слоев жителей: "именитых", "зажиточных" и "подлых". Со всех окрестных областей на новые земли прибывали крестьяне для работы на строительстве. Они валили лес, засыпали болота, строили набережные и т. п. В 1704 г. в Петербург вызвали из разных губерний до 40 тысяч работных людей, в основном крепостных помещичьих и государственных крестьян. В 1707 г. сбежало много работников, направленных в Петербург из Белозерского края. Пётр I приказал взять членов семей бежавших — отцов, матерей, жён, детей «или кто в домах их живут» и держать в тюрьмах, пока беглецы не будут сысканы. Одним словом, использовался принудительный труд и особенно жестоко эксплуатировался труд крепостных, ссыльного и заключенного в тюрьмы люда.

Но как же жили первые строители Санкт-Петербурга? Имеются описания что одевались они в платья из грубой шерсти, ноги обували в лапти. Основной их едой был черный хлеб, мучная похлебка, клецки, изредка мясо. В домах имелась всего одна комната с плоской печью. Вместо окон – несколько отверстий, задвигаемых досками. У более зажиточных окна прикрывались слюдой, холщовыми тряпками, бычьими пузырями, иногда заклеивались бумагой. На ночь жители укрывались своей одеждой. Спали на лавках или досках, закрепленных под потолком. Вместо свечей жгли вставленные в щель в стене или в печи лучины. Малышей укладывали в короб на сено или тряпье, а короб этот подвешивали к шесту, прикрепленному к потолку. Если короб качнуть, он качается сам довольно долго, укачивая засыпающего ребенка, позволяя отдохнуть намаявшимся за день родителям.

Таким образом, за блестящим фасадом и богатым интерьером великолепных исторических дворцов, залов и царских чертогов из камня и золота, восхищающих нас в Санкт-Петербурге и поныне, скрывается тяжелый труд простых людей и крепостных крестьян, быт которых был достаточно скромен и убог.

1.0x