Авторский блог Василий Шахов 08:24 13 августа 2019

Узел 1-ый. К о с м о с - Университет имени Циолковского и Фёдорова

Кто виноват? Что делать? "О, вывези наш шар земной на колею иную..." Экспозиция-"оцифровка". Дм. Шахов. "Учебный космос России"

Узел 1-ый. К О С М О С-УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ

ЦИОЛКОВСКОГО И ФЁДОРОВА

…О, вывези наш шар земной

На колею иную…

С.А. ЕСЕНИН.

…У меня нет рецептов, с помощью которых можно утвердить в сегодняшней России гражданский мир. Я ничего не могу сказать о так называемых честных выборах, о свободной конкуренции кандидатов в депутаты, о независимых судах и правовом государстве. Я ничего не могу сказать об этом сегодня, пока не дана оценка событиям 1991 года. И когда я смотрю на бушующие толпы, на клинья ОМОНа, разрезающего неуёмную толпу, слышу удары дубинок по головам молодых людей, я, ужасаясь, повторяю: "Не лупите, и не лупимы будете".

А.А. ПРОХАНОВ.

ДНИ РОССИИ: эволюция космоса - революция человейника

Один из даровитых «подмаксимков» рубежа «сгиба эпох» Х1Х-ХХ вв. (Серафимович, Подъячев, Сергеев-Ценский, Новиков-Прибой, Тан-Богораз, Богданов-Волжский, Кржижановский, Радин), Евгений ЧИРИКОВ оказался в Астрахани в то время», когда там жил возвращённый из ссылки «русский Прометей» Николай Гаврилович Чернышевский. Молодой автор понимал, как «велико было тогда среди молодёжи обаяние имени Чернышевского, предтечи русского социализма», поэтому отважился пойти к нему за советом: как быть и что делать? Как и где принести пользу народу? Чернышевский вместо ответа рассказал о случае, происшедшим с ним в молодости, - когда он хотел помочь работнику, несшему вязанку дров, но сделал это так неумело, что лишь усложнил его работу. «Учиться надо, молодой человек!..» сказал Чернышевский Чирикову, - а потом уже думать о пользе народа…».

Кстати, не мешало бы основательно поучиться многим участникам современных баталий, споров, дискуссий, полемик, недоумений, заблуждений… Большинство «открытий» не только было уже сделано, но и основательно, самоотверженно и беззаветно проэкспериментировано теми же Бакуниным, Кропоткиным, Нечаевым, Берви-Флеровским, Михайловским, Скабичевским, Стасовым; не говоря уже о Белинском, Чернышевском, Добролюбове, Писареве, Плеханове, Герцене, Огарёве…

ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ СОБОР-ВЕЧЕ

…………………………………………………………………………………………………………………………….

«Я ль буду в роковое время Позорить гражданина сан И подражать тебе, изнеженное племя Переродившихся славян? Нет, неспособен я в объятьях сладострастья, В постыдной праздности влачить свой век младой И изнывать кипящею душой Под тяжким игом самовластья. Пусть юноши, своей не разгадав судьбы, Постигнуть не хотят предназначенье века И не готовятся для будущей борьбы За угнетенную свободу человека. Пусть с хладною душой бросают хладный взор На бедствия своей отчизны, И не читают в них грядущий свой позор И справедливые потомков укоризны. Они раскаются, когда народ, восстав, Застанет их в объятьях праздной неги И, в бурном мятеже ища свободных прав, В них не найдет ни Брута, ни Риеги»…

Кондратий Р ы л е е в. «Гражданин».

«Что значили эти рыданья? Обнаруживала ли ими болеющая душа скорбную тайну своей болезни, что не успел образоваться и окрепнуть начинавший в нем строиться высокий внутренний человек; что, не испытанный измлада в борьбе с неудачами, не достигнул он до высокого состоянья возвышаться и крепнуть от преград и препятствий; что, растопившись, подобно разогретому металлу, богатый запас великих ощущений не принял последней закалки, и теперь, без упругости, бессильна его воля; что слишком для него рано умер необыкновенный наставник и нет теперь никого во всем свете, кто бы был в силах воздвигнуть и поднять шатаемые вечными колебаньями силы и лишенную упругости немощную волю, — кто бы крикнул живым, пробуждающим голосом, — крикнул душе пробуждающее слово: вперед! — которого жаждет повсюду, на всех ступенях стоящий, всех сословий, званий и промыслов, русский человек?

Где же тот, кто бы на родном языке русской души нашей умел бы нам сказать это всемогущее слово вперед? кто, зная все силы, и свойства, и всю глубину нашей природы, одним чародейным мановеньем мог бы устремить на высокую жизнь русского человека? Какими словами, какой любовью заплатил бы ему благодарный русский человек. Но веки проходят за веками; полмиллиона сидней, увальней и байбаков дремлют непробудно, и редко рождается на Руси муж, умеющий произносить его, это всемогущее слово».

Николай Г О Г О Л Ь. «Мёртвые души».

…………………………………………………………………………………………………………………………..

…Планета Земля в очередной (или внеочередной) раз с содроганием ожидает

всесокрушающий космический подлёт метеоритов и астероидов… «О, выведи наш шар земной на колею иную…» - с трагическим оптимизмом взывал чуткий «инженер человеческих душ», полагавший, что именно «человек есть чаша космических обособленностей».

Ищу Человека!... – с негодованием и надеждой отзывался Диоген. «Люди, люди! Высокие звёзды!.. Долететь бы мне только до вас…» - риторически-провидческое восклицание Расула Гамзатова…

Россия – на историческом распутье… Вновь и вновь с жесткой взыскательностью полосуют сердца и души человеческие «вечные вопросы», «проклятые проблемы», вечные образы-утопии, цивилизационные мифы социума-«человейника»… Что есть Истина? Кто виноват? Что делать?...

Десятки консервативных «измов», сотни либерально-демократических «нео-коллизий», тысячи вариантов социальных экспериментов, догадок, загадок, пророчеств, провидчеств, проб и ошибок…

Перерождение, энтропия и эволюционный взрыв

«…Русь! Чего же ты хочешь от меня? Какая непостижимая связь таится между нами? Что глядишь ты так, и зачем всё, что ни есть в тебе, обратило на меня полные ожидания очи?.. Что пророчит сей необъятный простор? Здесь ли, в тебе ли не родиться беспредельной мысли, когда ты сама без конца? Здесь ли не быть богатырю, когда есть место, где развернуться и пройтись ему? И грозно объемлет меня могучее пространство, страшною силою отразясь во глубине моей; неестественной властью осветились мои очи: у! какая сверкающая, чудная, незнакомая земле даль! Русь!..»

Николай Г о г о л ь. «Мёртвые души».

« - Назовите мне последнее число верхнее, самое большое.

- Но это же нелепо! Раз число чисел бесконечно, какое же

последнее?

- А какую же ты хочешь последнюю революцию! Последней

нет, революции - бесконечны. Последняя - это для детей: детей бесконечность пугает, а необходимо, чтобы дети спали спокойно…»

Евгений З а м я т и н. «Мы».

Замятин размышляет в статье «О литературе, революции, энтропии и прочем»:

«Спросить вплотную: что такое революция?.. Ответят луи-каторзно: революция - это мы, ответят календарно: месяц и число; ответят по азбуке. Если же от азбуки перейти к складам, то вот: Две мертвых, темных звезды сталкиваются с неслышным, оглушительным грохотом и зажигают новую звезду: это революция. Молекула срывается со своей орбиты и, вторгшись в соседнюю атомическую вселенную, рождает новый химический элемент: это революция. Лобачевский одной книгой раскалывает стены тысячелетнего эвклидова мира, чтобы открыть путь в бесчисленные неэвклидовы пространства: это революция.Революция - всюду, во всем; она бесконечна, последней революции нет, нет последнего числа. Революция социальная - только одно из бесчисленных чисел: закон революции не социальный, а неизмеримо больше - космический, универсальный закон… такой же, как закон сохранения энергии, вырождения энергии (энтропии). Когда-нибудь установлена будет точная формула закона революции. И в этой форме - числовые величины: нации, классы, молекулы, звезды - и книги». В самом деле, любопытно наблюдение инженера-философа: «Всякое сегодня - одновременно и колыбель, и саван: саван - для вчера, колыбель для завтра. Сегодня, вчера и завтра - равно близки друг другу и равно далеки одно от другого: это - поколение, это деды, отцы и внуки. И внуки - неизменно ненавидят и любят дедов, - констатирует Замятин. - Сегодня обречено умереть: потому что умерло вчера и потому что родится завтра. Такой жестокий и мудрый закон. Жестокий - потому что он обрекает на вечную неудовлетворенность тех, кто сегодня уже видит далекие вершины завтра; мудрый - потому что только в вечной неудовлетворенности - залог вечного движения вперед, вечного торжества. Тот, кто нашел свой идеал сегодня, - как жена Лота, уже обращен в соляной столп, уже врос в землю и не двигается дальше. Мир живет только еретиками: еретик Христос, еретик Коперник, еретик Толстой. Наш символ веры - ересь: завтра - непременно ересь для сегодня, обращенного в соляной столп, для вчера, рассыпавшегося в пыль. Сегодня отрицает вчера, но является отрицанием отрицания - завтра: все тот же диалектический путь, грандиозной параболой уносящий в бесконечность, Тезис - вчера, антитезис - сегодня, и синтез - завтра…» Замятин здесь своеобразно «переплавляет» Гегеля, Маркса, Плеханова, Ленина; он «спрессовывает» тысячелетия, столетия, размышляет о современном в контексте мировой истории: «Вчера был царь и были рабы, сегодня - нет царя, но остались рабы, завтра будут только цари. Мы идём во имя завтрашнего свободного человека-царя. Мы пережили эпоху подавления масс; мы пережили эпоху подавления личности во имя масс; завтра - принесёт освобождение личности во имя человека. Война империалистическая и война гражданская - обратили человека в материал для войны, в нумер, цифру. Человек забыт - ради субботы: мы хотим напомнить другое - суббота для человека». Что делать? На этот вопрос пытались ответить Чернышевский и Ленин. Искал на него ответ Плеханов из тамбовской Гудаловки ( кстати, земляк Нобелевского лауреата Николая Геннадиевича Басова). Это вечный «проклятый вопрос» встал и перед уроженцем черноземно-степной Лебедяни. Как отвечает на него, этот мучительно-тревожный вопрос, Евгений Замятин? - «Единственное оружие, достойное человека - завтрашнего человека, - это слово. Словом русская интеллигенция, русская литература десятилетия подряд боролась за великое человеческое завтра. И теперь время вновь поднять это оружие. Умирает человек. Гордый хомо еректус становится на четвереньки, обрастает клыками и шерстью, в человеке - побеждает зверь. Возвращается дикое средневековье, стремительно падает ценность человеческой жизни, катится новая волна еврейских погромов. Нельзя больше молчать. Время крикнуть: человек человеку - брат! - восклицает Замятин и продолжает: - На защиту человека и человечности зовём мы русскую интеллигенцию. Наше обращение не к тем, кто не приемлет сегодня во имя возврата к вчерашнему; наше обращение к тем, кто видит далёкое завтра, - и во имя завтра, во имя человека - судит сегодня».

К нашей дискуссии мы подготовили сообщение ещё об одной любопытной точке зрения на данную проблему – о философско-публицистической позиции Михаила Михайловича Пришвина. Недавно впервые опубликованы полностью дневники классика ( кстати, его биография тесно связана с Подмосковьем; бывал Пришвин и в Подолье, Поочье, на Москве-реке, Десне, Пахре)…

Земляк Евгения Замятина, Георгия Плеханова и Николая Басова по тамбовско-воронежскому, тамбовско-орловскому Подстепью Михаил Пришвин также пытался ответить на эти «вечные» вопросы о социально-психологической «категории состояния» энтропии, эволюции и революции.

Из пришвинских дневников 1917 года:

«Время такое головокружительно быстрое, кажется, всё куда-то летит, но вот попадается на глаза телёнок, жуёт он по-прежнему медленно, ровно, попади он как-нибудь в связь со временем, зацепись как-нибудь хвостиком за человеческое быстрое время - и в какой-нибудь час стал бы огромным быком.

Но это чудо не совершается, и природа творит своё дело, не подчиняясь желанию человека. Так что с природой считаться нужно».

Июльская запись:

«Неведомо от чего - от блеснувшего на солнце накатанного кусочка тележной колеи, или от писка птички, пролетевшей над полями, или от облака, закрывшего солнце, вдруг повеяло осенью, не той, которая придет к нам с новой нуждой и заботами, а всей осенью моей родины, с родными, и Пушкиным, и Некрасовым, с тетками, с бабами, с мужиками нашими, с дегтем, телегами, зайцами, и ярмаркой, и яблонями в саду нашем, и потом и с весной, и зимой , и летом, и со всеми надеждами и мечтами нераскрытого, полного любовью сердца. А потом вдруг: что это всё погибнет. Новое страдание, новый крест для народа русского я смутно чувствовал ещё раньше, неминуемо должен прийти, чтобы искупить - что искупить?.. - это мучительный вопрос для Пришвина

(как, впрочем, и для Плеханова, и для Замятина). - Так развязываются все узлы жизни. Вот развязалось в хозяйстве: сено сопрело, вышло из круга и теперь стало понятно, как мы уберемся. Так же и в этом узле всей России и всей мировой войны: Россия выходит из круга… На мой вопрос одному крестьянину, кому теперь на Руси жить хорошо, он ответил: «У кого нет никакого дела с

землей». Солдат ответит, у кого нет дела с войной, купец - с торговлей. И вообще - с настоящим. Кто будущим живёт - тому хорошо. Но будущее теперь никому не известно. Значит, тому хорошо, кто верит или даже просто стремится, движется».

Михаил Пришвин в дневниковой записи 1918 года фиксирует: «Многие в провинции спрашивали меня, видел ли я когда-нибудь Ленина и потом - какой из себя и что за человек. Пусть Ленин все равно какой, мне нужен в Ленине человек убежденный, честный, сильный. Узнав мое мнение о Ленине, мне говорят: а не могу ли я о всем потом Ленину рассказать, не вникнет ли он в положение по человечеству. Я еду, и мне кажется, я что-то везу в себе Ленину, я начал думать о том, что Ленин перестрадал, о будущем и что я могу сказать Ленину».

Из записной книжки того же периода: «Пламя пожара России так велико, что свет его, как солнца свет утреннюю луну закрывает, так невидим становится свет всякого нашего личного творчества, и напиши теперь автор подлинно гениальную картину, она будет как бледная утренняя луна, бессильная, лишняя».

Примечательны беседы Пришвина с Николаем Александровичем Семашко (1874-1949), «деловым человеком революции» (напомним, что Семашко - родной племянник Плеханова);споры о решении Ленина взять власть; мысли о вечном и сиюминутном («…одно и то же солнце светит нам при Рамзесе и Ленине»).

«…Одно и то же солнце светит нам при Рамзесе и Ленине…»

Удивительно переплетаются судьбы… Мы уже говорили о «малой родине» академика Николая Геннадиевича Басова, о его земляках Пришвине, Писареве, Данилевском, Плеханове, Замятине ( уроженце города Лебедяни).

… Уездная Лебедянь. Георгий Плеханов знал этот придонской городок

не только по одноименному очерку из «Записок охотника» Ивана Сергеевича Тургенева. Лебедянь была знаменита на Тамбовщине

«По самой середине карты - кружочек: Лебедянь - та самая, о какой писали Толстой и Тургенев. В Лебедяни - родился…» - это строки из автобиографических заметок Евгения Ивановича Замятина (1884-1937), одного из поклонников Г.В. Плеханова. Заметим, что плехановская Гудаловка соседствовала с селениями Лебедянского уезда, в которых многократно бывали (по разным житейским надобностям) дедичи и отчичи Георгия Валентиновича.

Евгений Замятин расскажет потом, как проходила его романтически-мятежная юность, одухотворенная утопическими писаниями «буревестников»,

«среди тамбовских полей, в славной шулерами, цыганами, конскими ярмарками и крепчайшим русским языком Лебедяни». Красный флаг тогда в

Лебедяни вывешивался, правда, не по случаю революционных манифестаций; на лебедянской пожарной каланче алое полотнище символизировало не социальную революцию, а мороз в двадцать градусов.

В чём-то Замятин как бы повторяет «путь» Плеханова: из тамбовского

захолустья в растревоженные грозовыми циклонами столицы. Загрезили переменами «все черноземные Ельцы, Лебедяни - с конскими ярмарками, цыганами, лошадьми, маклерами, номерами для приезжающих, странниками, прозорливцами». Из Липецка, «из кожинских знаменитых питомников» привозили в Лебедянь яблоньки для посадок: погрустит месяц липецкий саженец, а потом, в ответ на заботу, приживётся, станет гибким, готовым к

цветению.

Лебедянь - Петербург… Ритмы северной столицы, Комиссаржевская, Леонид Андреев, сочинения Плеханова, Струве, народников и демократов.

«Студенты мундирно-шпажные и студенты в синих косоворотках». «Студент-политехник косовороточной категории» Евгений Замятин окунулся в предреволюционное кипение страстей и надежд. В каком сражаться стане?

Михайловский или Плеханов? Данилевский или Валентинов? «В те годы быть

большевиком - значило идти по линии наибольшего сопротивления; и я был тогда большевиком…» - вспоминал Замятин. Побывал в одиночной камере, изучал стенографию, штудировал Плеханова, Ленина, осваивал английский,

писал стихи, подражая Гейне и Радину, Шиллеру и Некрасову. Весною девятьсот шестого освободили и выслали на родину: «Лебедянскую тишину;

колокола, палисадники - выдержал недолго: уже летом - без прописки в Петербурге, потом - в Гельсингфорсе…»

В письме своей будущей жене Евгений Замятин утверждал, что он «искал всегда нового, разнообразия, опасностей - иначе было бы слишком холодно, слишком пусто… И вдруг - революция так хорошо встряхнула меня. Чувствовалось, что есть что-то сильное, огромное, гордое, как смерч, поднимающий голову к небу - ради чего стоит жить. Да ведь это почти счастье! Цель жизни, хоть бы на время, полная жизнь, хотя бы на время - ради этого стоит жить. А потом - тюрьма и сколько хорошего в ней, сколько хорошего пережито! Когда что-то подхватывает, как волна, мчит куда-то и нет уже своей воли - как хорошо! Вы не знаете этого чувства? Вы никогда не купались в прибое?»

1.0x